Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
0

Вице-президент «Сколково» рассказал, как России стать центром IT-технологий

Технологии
Фонду «Сколково очень важно, чтобы развитие экономики страны из промышленного становилось промышленно-технологическим

Государство в условиях западных санкций особое внимание уделяет поддержке и развитию IT-индустрии и новым разработкам. Кроме того, в стране действуют фонды поддержки стартаперов, в том числе крупнейший Инновационный центр «Сколково».

Корреспондент «ФедералПресс» на IX Международном форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2022» пообщался со старшим вице-президентом по инновациям Фонда «Сколково» Кириллом Каемом. Он рассказал, как оценивает инновационный потенциал Новосибирской области и страны в целом, и какие перспективы ждут Россию в новых экономических условиях.

Время перемен

Как оцениваете инновационный потенциал Новосибирской области и России в целом в нынешних экономических условиях?

— Происходит изменение существующего ландшафта. Оно касается создания новых геополитических и экономических блоков. Мы живем в интересное время, когда уходит в прошлое та парадигма, которая существовала. Где значительные инвестиции были созданы в западном мире и позволили США взять на себя лидерство и стать интеллектуальной империей, основанной на интеллектуальных правах, где есть центр и есть страны – сателлиты, которые принимают эту модель жизни и живут в этой парадигме, следуя за законодателям моды.

Для быстроразвивающихся стран БРИКС вопрос интеллектуальной независимости и нового интеллектуального колониализма встал очень остро. Думаю, в новой структуре геополитики будут создаваться центры компетенции для принятия решений. А технологическая политика будет во главе их стратегии развития. Есть все предпосылки, что Россия займет там достойное место.

Мы – страна с быстроразвивающейся экономикой. У нас в отличие от стран БРИКС есть хорошая экономическая подушка, основная на ресурсах. И это не только энергоресурсы, но и большие запасы плодородной земли, пресной воды. Даже в этом отношении мы находимся в выигрышной позиции. Кроме того, у нас очень хорошие интеллектуальные ресурсы и система образования.

Также сейчас мы обладаем значимым объемом компетенций, которые являются ключевыми в мире – математика, IT, инженерия. Правительство это понимает, и наращивает потенциал – увеличивает количество выпускников по данным специальностям, выясняет, где есть пробелы и восполняет их.

В какой сфере, по-вашему, российские стартаперы отстают от западных конкурентов? Что необходимо сделать, чтоб у них появился шанс вырваться вперед?

— IT – продукт, который достаточно легко дистрибьютировать. Вопрос логистики, перемещения не стоит. И IT – это достаточно четкое воплощение продажи идеи, во многом результатов интеллектуального труда, поэтому в этом отношении у нас самый высокий потенциал – с интеллектом у нас все в порядке, со знанием и компетенциями тоже. А вот вопрос выхода на рынки сбыта в новой политической парадигме есть, гигантские рынки сбыта новой быстрорастущей экономики востребованы. Чем занимаются сколковские стартаперы? Меняют продукт с учетом требований. Например, наши коллеги из Индии оценивают какой-то продукт и идею, но им нужно сделать все проще и дешевле, так как у западных конкурентов все сложнее и дороже.

Также у нас хорошие стартапы по разработке новых материалов, но их надо увеличивать, наращивать скорость разработки продуктов, и мы сейчас серьезно этим занимаемся.

В промышленных биотехнологиях тоже есть хорошие стартапы. В биомедицине есть перспективные проекты, талантливые школы, но количественно требуется на два порядка больше стартапов с учетом относительно невысокого процента успеха, высоких рисков и длительных циклов разработки, чтобы больше российских препаратов появлялось в конечном итоге на мировых рынках.

Несмотря на санкции, многие страны, где удавалось достичь весомого роста в области биотеха и разработок медпрепаратов, двигались быстрыми темпами. Например, Куба снабжает лекарствами большинство стран Латинской Америки. Правительство Ирана в свое время поняло важность этих разработок, поддержало проекты через прямое госфинансирование и создало отрасль, способную поддерживать здоровье населения. Это то, что нам тоже необходимо сделать.

Новые реалии

В «Сколково» несколько кластеров: IТ, Биомед, Промтех и Энерготех. Обычно IT- лидирует. Как вы считаете, поменяются ли в ближайшем будущем приоритеты и почему?

— У нас никогда не было приоритета для области IТ, кластеры развиваются органически. Во всем мире в технопарках, как и в «Сколково» обращают внимание на привлекательность проекта для частного инвестора. Частные инвесторы, особенно не специалисты, в область IT инвестируют быстрее и проще из-за высокой маркетинговой ориентированности объекта, высокой скорости разработки. Так как IT-проекты привлекали большие деньги, они имели больший сегмент.

Значительное число технопарков поддерживает технологические проекты, в том числе ориентированные на маркетинг и потребителя. В том же Китае видел, как целый этаж в технопарке выделяли продажникам билетов типа «Туту.ру». Они дают наполнение экосистемы, но не являются высоконаучными разработками. В целом, это довольно простые маркетинговые идеи.

«Сколково» всегда с точки зрения отбора стартапов и экспертизы было ориентировано на диптех (глубокие технологии – Прим. ред.). В наших проектах есть элемент, который имеет глубокую технологичную подоплеку. Это может быть использование системы искусственного интеллекта, принципиально новые подходы. IT-стартапов много, стартапы с цифровыми технологиями распределены по кластерам в зависимости от того, на какую отрасль они направлены. У нас есть целый сегмент цифровых стартапов, которые применяют в биомед-кластере и кластере энергоэффективности, много их в промтехе. Несмотря на то, что они ориентированы на другой сегмент отрасли, они по сути своей IT, и находятся в том кластере, который соответствует сегменту. Все уравновешивается, и цифровые технологии как спрут пронизывают все разработки. Даже если компания делает новый инновационный прибор, без софтной составляющей он не будет существовать. Поэтому четкого разделения на IT и не IT-проекты уже нет. С точки зрения количественных показателей доля IT-кластера (IT для IT) держится на уровне 40%.

С введением санкций в РФ перестали работать многие приложения, есть проблемы, к примеру, с бесконтактной оплатой типа Apple Pay. Есть ли в стране разработчики подобных приложений, которые смогли заинтересовать фонд «Сколково»? Что это за разработки и что они смогут дать?

— Конечно, такие разработки в стране ведутся. Но это не совсем наша тема. Разработку мобильных приложений нельзя отнести к диптеху. Это стандартные технологии, и науки там немного. Вопрос не про приложения, а про платформы, превалирование и интеллектуальный колониализм. Ведущие западные страны имели достаточно возможностей, правильно структурированный экономический подход, который позволил им дистрибьютировать в новой цифровой экономике продукты во все страны, и поглотили рынки. Даже внутри западных стран уже поднимают вопросы превалирования тех или иных платформ, операционных систем и пытаются снизить это монопольное влияние. Но это влияние было мировым, и мы с этими отвалившимися приложениями банков и прочим являемся заложниками того, что в свое время позволили эти рынки монополизировать.

Если посмотреть на Китай, то там после ограничений стали использовать свою платформу. Сейчас самой мощной платформой в мире с точки зрения мессенджеров и сервиса является не Telegram, не WhatsApp, а китайская WeChat. Там самое большое количество пользователей и крутые сервисы. Технологический суверенитет, о котором китайцы задумались раньше, позволил им создать такого рода платформу. Нам нужно это делать, и это осознало наше правительство. Те меры, которые предлагаются, начиная от коммуникационных платформ, приведет к замене более базовых – операционных систем и офисных пакетов. В этом направлении уже ведутся разработки, выделяется финансирование.

«Сколково» же важнее и интереснее платформы, которые направлены на сегмент B2B (продажи бизнеса для другого бизнеса – Прим. ред.). Это вопросы проектирования новых изделий, управления производством. И мы не просто замещаем с резидентами «Сколково» такого рода системы, а строим новые – с новыми фишками, и так далее. Создаем свои платформы, которые не хуже, а в чем-то даже лучше.

Как форумы типа «Технопрома» помогают развитию новых технологий в стране?

— Нам как Фонду «Сколково» очень важно, чтобы развитие экономики страны из промышленного становилось промышленно-технологическим, и с каждым годом мы видим, что в сочетании «Технопром» слово «техно» начинает превалировать. Если говорить про стартаперское движение, разработчики всегда собирались своим небольшим отдельным кругом, который был близок к сибирской венчурной ярмарке. Образовалась небольшая тусовка, куда мы приводили людей, в том числе представителей государственного аппарата, чтобы они узнали, что такие разработчики существуют. Сейчас мы видим, что разработчики-стартаперы осмелели, чувствуют себя полноценными совладельцами площадки. Они представлены уже не только на венчурной ярмарке, но и как самостоятельные компании в различных тематических частях «Технопрома» и их важность в повестке стала значительно выше, как и вопросы поддержки и развития технологий. Поэтому, на мой взгляд, те изменения, которые переживает «Технопром» – акцент на технологии при поддержке научно-технологических разработок – это правильно. И особенно важно, что все это происходит в Новосибирске, который является ядром научных исследований и научного движения.

Фото: ФедералПресс / Артем Тутов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.