Только за последние два десятилетия в Германии количество мусорных полигонов сократилось в два раза. Еще в начале XXI века их было около 300, а теперь осталось только 150. Можно было бы признать это успехом, но о достижениях говорит другая цифра. В середине 60-х годов на территории современного немецкого государства полигонов было более 50 тысяч.
Действующие полигоны, в отличие от закрытых, принимают только обезвреженные и переработанные отходы, из которых извлечено максимальное количество вторичных ресурсов. Органика на полигоны не попадает, хотя все они снабжены современными водозащитными дренажными системами, а также оборудованием обеззараживания свалочного газа.
В Германии с 2005 года на полигонах запрещено размещать необработанные отходы. Для обработки мусора в немецких землях созданы экокластеры, которые не только сортируют, но и осуществляют термическую подготовку неперерабатываемого мусора (хвостов). Есть примеры, когда полигонное размещение отходов не требуется. Одним из таких является экокластер, который создан в Дюссельдорфе. Его производственная площадка расположена в юго-восточной части города.
В городе белых воротничков мусор утилизируют рядом с деловыми кварталами
Немецкая статистика показывает, что 90 % жителей Дюссельдорфа заняты в сфере услуг. При этом к услугам относят как банковский сектор, торговлю, общепит и государственные учреждения, так и менеджмент и управление крупными концернами. Дюссельдорф является третьим по величине финансовым центром Германии. Здесь расположены штаб-квартиры «Rheinmetall», «Henkel», «Gerresheimer», «Demag Cranes», «GEA Group» и других корпораций, европейских представительств «Huawei», «Nikon», «L'Oréal», «McKinsey», «Vodafone».
Соседство с кластером по утилизации твердых коммунальных отходов, который находится в жилом квартале Флингерн, ни для кого не стало проблемой из-за выстроенной системы утилизации. В местных СМИ или пабликах в социальных сетях нет ни одного негативного отзыва о его влиянии на окружающую среду. Его просто мало кто замечает.
Как в остальных аналогичных кластерах, в него входят пункты раздельного сбора отходов, пункт приема и сортировки крупного вторсырья, завод по сортировке макулатуры, установки по использованию и переработке пищевых и органических отходов методом сухой ферментации для производства цветочного грунта и мусоросжигательный завод, поставляющий пар для производства тепла и электроэнергии.
Düsseldorf System
Как и большинство действующих европейских систем обращения с отходами, германская основана на предварительной сортировке мусора по наиболее крупным фракциям. Жители сами сортируют железо, пластик, бумагу, органические отходы и неперерабатываемые остатки. Дальнейший мониторинг вторичных ресурсов и мусора проводят на специальных мусоросортирующих станциях, которые работают во всех крупных городах.
На таких станциях отдельно разбирается стекло, металлы, прессуется пластик, бумага, затем их отправляют на предприятия для вторичной переработки. Сбор общего мусора происходит каждые две недели зимой и раз в неделю летом, а пластика и бумаги – раз в месяц. Вывоз полезных фракций для жителей бесплатный.
Несортируемые или не подлежащие вторичному использованию отходы отправляются на мусоросжигательные заводы. Как раз один из них расположен в Дюссельдорфе.
Он построен около электростанции в 1965 году, является экспериментальной площадкой, где благодаря новым технологическим решениям появилась известная во всем мире Düsseldorf System («Система Дюссельдорф»). Ее используют на половине мусоросжигательных заводов в мире.
Конечно, Düsseldorf System – это прежде всего технология. Отходы разгружаются в мусорный бункер объемом 13 тысяч кубометров с шести точек разгрузки, где мусор тремя кранами грузоподъемностью 5 тонн перемешивается и подается через специальные шахты в котлы. Ротационные ножницы с двумя режущими металлическими роликами используются для измельчения крупногабаритных отходов. В котлах мусор с верхней точки подачи по шести роликам постепенно спускается в низ горящей печи. Таких печей шесть. В каждой из них температура достигает 1000 градусов Цельсия. Для полного сжигания достаточно 50–55 минут. Розжиг осуществляется мазутом.
Примерно 25 % отходов остается в виде негорючих компонентов. Из этой золы и шлаков на отдельной производственной линии с помощью магнитов отделяются около 10 000 тонн металлов в год. Остальное (измельченное и просеянное) используют в дорожном строительстве. Полигонное захоронение экокластер Дюссельдорфа не использует.
Дым, который образуется при горении, очищают сначала известковым молоком. На этой стадии из него выделяется сера, хлор и фтороводород. Они выпадают в осадок. На следующем этапе смесью бикарбоната натрия и небольшого количества активированного кокса удаляются тяжелые металлы и органические вещества. В последней стадии оксид азота химической реакцией превращают в безвредный водяной пар, а азот деградирует.
В год на завод поступает 420 000 тонн мусора: 66 % из них – смешанные бытовые отходы, 7 % – крупногабаритные отходы, 5 % – бытовой мусор, 22 % – коммерческие отходы. Средняя пропускная способность мусора на линию сжигания в час составляет 12,5 тонны, а с шестью линиями – 75 тонн в час. Каждая линия производит 3 тонны золы на линию в час, то есть всего 18 тонн.
Тепло, выделяемое при сгорании, через паропровод передается на соседнюю ТЭЦ Флингерн. Там из него производится электроэнергия и теплоноситель для централизованного теплоснабжения. Около одиннадцати процентов электроэнергии, используемой в домохозяйствах Дюссельдорфа, и около 20 процентов потребности в централизованном теплоснабжении города производятся здесь.
Düsseldorf System – технология приема, измельчения, подачи и сжигания отходов с последующей фильтрацией зольных и дымовых производных. Все этапы автоматизированы и контролируются по датчикам операторами.
С 1999 года производственную и исследовательскую деятельность на заводе осуществляет Stadtwerke Düsseldorf AG.
Достижения Германии в сфере обращения с ТКО основываются на четких приоритетах, главный из которых – сокращение полигонного захоронения отходов. Вся система нацелена на этот результат. Пример Дюссельдорфа показывает, что забота об экологии не может не учитывать технические достижения, а сама утилизация является инновационным производством энергии и строительных материалов. Технологии этого завода определили мировые стандарты мусоросжигания.
Фото: IMAGO / Michael Gstettenbauer / www.imago-images.de / globallookpress.com
Мусорная реформа