Общество
  1. Общество
Общество
Краснодарский край
0

Проблемы преподавания патриотизма: когда российские учителя стали плохими

Первый звонок в школе
Российские школы усилили работу по патриотическому воспитанию

С начала текущего учебного года изменились некоторые подходы к образованию. Учителя должны больше внимания уделять патриотическому воспитанию, в том числе через поднятие флага и исполнение гимна, а также должны проходить уроки «О главном». «ФедералПресс» разобрался, как и почему в регионах застопорилось исполнение новых поручений.

С самого начала учебного года был заявлен ряд инноваций в школах для усиления патриотической линии, однако практика показала – пока задачи на земле выполнять не получается.

Например, каждый учебный день в школах начинается с подъема флага и исполнения гимна утром. Однако учебный процесс организован так, что первый урок у подавляющей части учеников начинается не в 8 утра, а следовательно, только немногие обучающиеся принимают участие в подъеме флага и исполнении гимна, остальным такой патриотический аспект недоступен, так как проводится раз в день перед самым первым уроком по общешкольному расписанию.

Отдельное внимание уделяется урокам «О главном». Однако, как рассказали «ФедералПресс» на правах анонимности руководители школ сразу в нескольких регионах, с этим есть трудности.

«В первую очередь, есть проблема со спикерами. То есть нет популярного среди молодежи или известного в целом человека, который готов по нескольку дней в неделю проводить в школе, чтобы вести такие уроки. Есть вопросы и с юридической точки зрения – все подряд не могут преподавать», – комментируют источники «ФедералПресс».

Впрочем, такие уроки не являются обязательными и остаются на усмотрение классных руководителей, как и тематика занятий. Например, один урок «О главном» проходил на тему космоса.

«Не совсем понятно, почему в какой-то момент начали считать, что учителя плохие и не достаточно времени уделяли воспитанию патриотизма и культуры среди школьников. Надо приводить в соответствие с поручениями образовательную программу, выделять часы и методические материалы. А пока это во многих учреждениях будет идти по принципу рекомендаций», – подытожил источник «ФедералПресс».

Эксперт, автор канала «КАК-ТО ВОТ ТАК» Анатолий Спирин отмечает, что уроки «О важном» не вписываются в систему образования в современной школе.

«Преподаватели в основном заняты именно преподаванием, а если смотреть честно – элементарным «натаскиванием» учеников на успешное написание контрольных, «срезов», сдачу ЕГЭ и ГИА, поскольку от успеха и успеваемости зависит финансовый уровень учителей, они KPI закрывают. Не от хорошей жизни, конечно, но правда такова», – отмечает эксперт.

По его словам, в том числе и поэтому вопрос уроков о патриотизме даже для преподавателей стал неожиданным – за это не платят, это не влияет на успеваемость, более того, как и в университетах, так и некоторые педагоги в школах негласно, но все же практикуют принцип «политике в школе не место».

«Нарушение такого консенсуса через «третью сторону» в виде государства – это уже прямой слом процесса –не образовательного, но морального. Поэтому стоит ждать, что «разговоры о важном» останутся лишь уроком на последнем месте, в качестве последнего урока на последний учебный день недели, что выдает явное сопротивление преподавателей установке от государства. Собственно, донести эти «инновации» до всех детей просто не выйдет, покуда организаторы на местах сами не особо желают их впитывать и доносить», – подытожил Анатолий Спирин.

Сенатор Совета Федерации Айрат Гибатдинов считает, что учителя в целом являются источником формирования у детей различного рода компетенций – личностных, профессиональных, и, стоит помнить, гражданских, а это уже и тема привития именно патриотизма.

«Поэтому вопрос патриотизма и его воспитание в детях – это как раз задача преподавателя, вводящего детей через образовательные процессы в гражданское общество. Ситуация в том, что до настоящего времени такая задача — упор на патриотизм — системой образования учителям актуализированно и точечно не ставилась, а потому идеи патриотизма затрагиваются в основном лишь на уроках литературы, истории, русского языка или обществознания. И то, «на фоне». А на сегодняшний момент эта задача крайне актуальна, но ее явно придется «допиливать», чтобы ввести в систему, в расписание, чтобы к этому все привыкли», – подчеркивает сенатор.

По его совам, следующий шаг после тех же «разговоров о важном», поднятия флага и исполнения гимна – чего, по мнению Айрата Гибатдинова, недостаточно для реального развития патриотизма – это создание понятной и доступной идеологии, которую возможно прививать уже детям, чтобы ребята были идеологически подкованы, воспитаны, знали свою историю, историю государства.

«Следующий шаг – это уже постоянные уроки как минимум в виде факультатива, где детям бы в системном плане выстраивали верное понимание своего государства», – подытожил Айрат Гибатдинов.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
СКФО ЮФО
Версия для печати