Во Владивостоке в 7 раз прошел Восточный экономический форум. В этом году он показал рекордные цифры: его посетили более 7 тысяч участников из 68 стран, а объем подписанных контрактов приблизился к 3,3 трлн рублей. Основной повесткой традиционно становится развитие Дальневосточного округа, однако кроме него обсуждаются экономические вопросы всей страны, заключаются ключевые соглашения. Участие приняли и представители регионов ПФО. Какой регион Приволжья стал самым успешным на ВЭФ, а чье присутствие вызвало больше вопросов – в материале «ФедералПресс»
Рекордный Татарстан
Глава Татарстана Рустам Минниханов ударно слетал на Восточный экономический форум. Результаты республики можно назвать самыми успешными из всех регионов Приволжья. На территории ВЭФ Татарстану удалось привлечь 500 млрд инвестиций на реконструкцию заброшенной промзоны.
Реновация речного порта
«Проект будет абсолютно фантастическим», – так говорил первый зампред Сбера Александр Ведяхин, подписывая с мэром Казани соглашение на развитие территории речного порта. Сейчас на этом месте пустует более 487 га серой и тоскливой территории, которая находится всего в 10 минутах ходьбы от центра Казани.
По соглашению речь идет о 500 млрд рублей, которые выделит Сбер. На эти деньги возведут большой жилищный комплекс, новые административные и коммерческие здания, построят 12 км набережной и обустроят зеленые общественные пространства. В будущем обещают основать там чуть не ли второй центр города. Однако ждать этого придется примерно 10 лет – такие приблизительные сроки благоустройства всей территории.
Возрождение «Соллерс» и 40 казанских самолетов
На ВЭФ решили вернуть к жизни елабужский завод автомобильный завод «Соллерс». Об этом договорились министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и гендиректор ПАО «Соллерс» Николай Соболев.
Завод «Форд Соллерс» в Елабуге раньше производил машины мирового бренда Ford. Но 2 марта производство ушло в вынужденный простой из-за того, что «Форд» решил покинуть Россию. Сейчас все сотрудники завода, а это почти 1,5 тыс. человек, вернутся к работе. На мощностях «Форд Соллерс» планируют выпускать 2 новых автомобиля под собственным брендом «СОЛЛЕРС».
Новый поворот в истории ждет и казанское авиастроение. «Аэрофлот» и ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация») подписали соглашение о поставке 339 самолетов. 40 единиц из них сделают в Татарстане. Новые ТУ-214 произведут на Казанском авиазаводе им. Горбунова. Планируется, что первые 7 самолетов поступят уже в 2024 году.
ОАК входит в состав Госкорпорации Ростех. Ее гендиректор Сергей Чемезов считает, что вместе с этим соглашением «грядут исторические изменения».
«На смену самолетам Boeing и Airbus, которые вряд ли когда-нибудь еще будут поставляться в Россию, придут пассажирские лайнеры отечественного производства. Они будут поставлены в импортзамещенном виде – с бортовыми системами и агрегатами российского производства», – заявил Чемезов.
Покоряя тихоокеанские страны
Уход многих компаний с российского рынка стал началом логистического коллапса. На просторах Восточного экономического форума Татарстан постарался решить и эту проблему: подписал соглашение о будущем сотрудничестве с транспортной группой Fesco. Пресс-служба компании сообщает, что стороны планируют организовать регулярные контейнерные сервисы как в импортном, так и экспортном направлениях. Эти сервисы обещают связать республику с регионами России, странами Юго-Восточной и Южной Азии, Европой, Китаем. Кроме того, Fesco и Татарстан рассмотрят вопрос о развитии перевозок на базе Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра.
Отправной точкой в рамках сотрудничества стала отправка первого контейнерного поезда. 6 сентября Fesco отправила состав, груженный товарами из Азиатско-Тихоокеанского региона, в Татарстан. Этому сервису дали название FESCO Kazan Shuttle. Планируется, что поезда будут отправляться до станции Тихорецкая в Казани два раза в месяц. До Татарстана они будут добираться в течение 11 суток.
Неоднозначный Пермский край
Губернатор Дмитрий Махонин участвовал в Восточном экономическом форуме, пытаясь развить инвестпотенциал и рассуждая о роли КВН в экономике.
«Пятерочка» и железнодорожная логистика
На ВЭФ-2022 Дмитрий Махонин подписал соглашение с компанией X5 Group («Пятерочка, «Перекресток», «Карусель»). Вместе стороны договорились развивать инвесткапитал региона. Губернатор заявил, что в рамках соглашения много внимания будет уделяться местным производителям. Например, теперь на полках магазинов появится больше местных продуктов – доля расширяется до 25 % всего ассортимента. А Пермский край обязуется развивать и всячески помогать торговой сети компании в регионе.
Губернатор Прикамья решил всерьез взяться за торговый потенциал региона и сделать его чуть ли не важнейшим стратегическим логистическим узлом страны. Подписали инвестиционное соглашение с компанией ПАО «ТрансКонтейнер», которая занимается железнодорожными перевозками по Евразии. В рамках соглашения компания реконструирует и расширит контейнерный терминал на станции Блочная в Перми. Проект планируют завершить до 2025 года, а инвестировать в общей сложности около 428 млн рублей.
Помогите природе
Проблема с загрязнением природы в индустриальном Прикамье стоит остро. Например, до сих пор не решен вопрос с Кизеловским угольным бассейном. Раньше там добывали полезные ископаемые, но в 1995 году решили прекратить добычу и затопили шахты. С момента затопления прошло уже 27 лет, но ядовитые воды продолжают изливаться до сих пор, отравляя водные объекты и землю. Махонин попросил министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова помочь с этим вопросом. Но на пути, как обычно, встала бюрократия.
Глава Минприроды сообщил, что министерство может помочь в ликвидации опасного объекта, но после того, как Прикамье самостоятельно ликвидирует изливы и найдет проектно-сметную документацию по угольному бассейну. Александр Козлов сказал, что бывшего владельца шахт, который после себя не убрал вред, нанесенный окружающей среде, сейчас можно привлечь к ответственности. Поэтому сначала бумажки, а вот потом помощь.
Новый завод не за горами
Прикамье может получить свою пользу от заключенного соглашения между «Аэрофлотом» и ОАК. Для новых самолетов нужны будут двигатели, а для их сборки – новый завод. Объединенная двигателестроительная корпорация согласилась построить его в особой экономической зоне «Пермь».
Замгендиректора ОДК Александр Иноземцев в интервью «РБК-Пермь» рассказал, что инвестиции составят порядка 70 млрд рублей. Планируется, что завод будет выпускать 160 двигателей ПД-14 в год для самолета МС-21. К 2030 году ОДК планирует построить и передать заказчикам 270 воздушных судов этого типа, а 210 из них предварительно должен получить «Аэрофлот».
«Выйти в люди» через КВН
На форуме была отдельная секция «Креативный Дальний Восток: стратегия для творческого многообразия территории». Считается, что креативная экономика помогает развивать регионы. Одним из ее направлений стал КВН (Клуб Веселых и Находчивых), участники мероприятия пришли к выводу, что нужно активнее привлекать туда молодых людей. Продюсер проектов КВН Артур Туманян отметил успехи команды «Сборной Пермского края», которая за 9 месяцев завоевала титул чемпиона Высшей лиги.
Дмитрий Махонин заявил, что Правительство обеими руками за КВН: поддерживали и будут поддерживать. С этого года в Перми проходят игры Первой телевизионной лиги КВН и постоянно работает проектный офис. Глава Прикамья считает, что с помощью проектного офиса молодежь может не только «шутки шутить», но и построить карьеру. Ведь, действительно, наблюдать за разбитыми дорогами и плохой экологией лучше с юмором.
Крепкая Самарская область
Для региона стали значимыми решения, принятые «АвтоВАЗом». Главный завод концерна находится в Тольятти, а за его судьбой сейчас следит большая часть населения всей страны. А еще область отличилась в неожиданной для экономического форума области – спорте.
Автомобильная история
Президент компании «АвтоВАЗ» Максим Соколов на ВЭФ-2022 поделился планами выпустить целую серию новых Granta: «Это будет целое семейство автомобилей: и седан, и универсал, и на базе универсала более продвинутая модель, которую мы намерены производить через пару лет, и это будет новым шагом в нашем отечественном автомобилестроении».
А вот модель Lada X-Ray ждет не такая радужная перспектива, ее больше не будут производить.
«Отвечу коротко – никогда. Мы не планируем возобновлять его производство, поскольку слишком большой комплект автокомпонентов, используемый в данном автомобиле, заблокирован сегодня для поставок», – заявил Максим Соколов.
Также, по словам главы автоконцерна, весной 2023 года в Тольятти начнут собирать обновленную Lada Vesta на собственной платформе, кроме того, планируют восстановить производство Lada Largus.
Восточная гребля и победа Самары
В рамках форума проходили спортивные соревнования. Одним из них стала Владивостокская международная регата по гребному спорту. Здесь Самара показала своего победителя.
Участие в соревновании принял Александр Вязовкин. Он участвовал в Олимпийских играх в Токио и стал чемпионом мира по гребле-индор. Во Владивостоке Александр стал лучшим на дистанции 2000 метров среди мужчин.
Фото: Evgeny Philippov / Global Look Press / globallookpress.com, MFA Russia / via Globallookpress.com / globallookpress.com, Maksim Konstantinov / Global Look Press / globallookpress.com, Agniphoto / globallookpress.com
Восточный экономический форум