Top.Mail.Ru
Политика
Новгородская область
0

Как депутат Госдумы от Новгородской области стал автором одного из самых скандальных законопроектов года

Реклама
Поправки в закон «О рекламе» – единственная законодательная инициатива Артема Кирьянова

Этой осенью в Госдуме во втором чтении должны рассмотреть поправки в закон «О рекламе», единственным автором которых стал депутат от Новгородской области Артем Кирьянов. Законопроект вызвал негативные отзывы как в парламентской среде, так и среди специалистов рекламной отрасли, против него высказывались и региональные власти – подобное «критическое» единение по отношению к нормотворчеству в России встречается редко. Эксперты говорят, что принятие поправок может обернуться снижением конкуренции на рынке, потерей рабочих мест, закрытием «Авито» и «Юлы». «ФедералПресс» рассказывает о нюансах скандального законопроекта и вспоминает биографию его автора.

Как хотят поменять наружную рекламу

15 июля Госдума в первом чтении приняла поправки в законопроект «О рекламе», подготовленные депутатом-единороссом от Новгородской области Артемом Кирьяновым. В документе предлагается создать единого оператора цифровой наружной рекламы, а размещать информацию на цифровых баннерах только через его сайт. Портал, согласно законопроекту, создаст единый оператор. Он же будет его контролировать, заниматься верификацией контента, контролем за техсостоянием конструкций и персональных данных пользователей.

Подробнее о поправках «ФедералПресс» писал здесь.

«Ответственность за контент лежит на плечах надзорных органов, но, по сути, нет механизма оперативного контроля для предотвращения распространения незаконного контента на цифровых рекламных конструкциях», – рассказал о необходимости своего законопроекта Артем Кирьянов в колонке, опубликованной «Коммерсантом».

Если рекламные нововведения утвердят, то единый оператор получит право удалять площадку со всех цифровых экранов. Помимо наружной рекламы, оператор будет также отвечать за частные объявления в интернете о продаже и услугах. Соответственно, размещать их физлица смогут только на сайте оператора – что лишит клиентов такие сервисы как «Юла», «Авито» и прочее.

В пояснительной записке к документу говорилось, что новые правила позволят нивелировать эффект от санкций и защитить интересы России «в связи с рисками распространения недостоверной информации».

Во время первого чтения поправок депутаты задали их автору ряд вопросов. Они спрашивал о том, зачем объединять в одном законопроекте цифровую наружную рекламу и «доски объявлений». О том, согласован ли законопроект с ФАС, правительством и региональными властями, проводилась ли антикоррупционная оценка. О том, в конце концов, кто является бенифициаром нововведений.

Кирьянов на вопросы коллег однозначного ответа не дал.

Фракции «Справедливой России» и «КПРФ» высказались против поправок, однако Госдума все равно одобрила их в первом чтении. «За» проголосовало 266 депутатов, «против» – 95. Четверо воздержались.

Почему рекламщики и регионы недовольны поправками

В августе позицию о создании единого оператора высказали 68 регионов РФ. Из них только 11 поддержали нововведение – и то с существенными замечаниями. Остальные выступили против.

«Пока совсем непонятно – как передавать данные, кто за них будет отвечать, как будут регламентированы отношения между рекламодателями, агентствами и площадками. Процедура совершенно неясна, остается много вопросов», – рассказала в беседе с «ФедералПресс» руководитель коммуникационного агентства MassEffect Agency Наталья Дыбина.

Сервис онлайн-объявлений «Авито» в заявлении компании назвал инициативу непродуманной и подчеркнул, что поправки «могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли».

«Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания ИТ-талантов. Конечно, это вызывает недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогали и помогают развивать экономику России», – заявили в «Авито».

Коллективные письма с критикой законопроекта также подписали около 60 крупных представителей индустрии. Они заявили, что появление единого оператора приведет к «искусственной монополии» на рынке и только заострит проблему безопасности цифровых рекламных площадок.

«Да, в индустрии сейчас обсуждают, что это приведет к снижению конкуренции. Игроки на рынке и ФАС высказывают опасения, что принятие поправок может негативно сказаться на качестве услуг», – заявил в разговоре с «ФедералПресс» генеральный директор рекламного агентства Grand Media Service Андрей Волков.

Артем Кирьянов в свою очередь заявил, что ни о какой «монополизации» после принятия поправок речи не идет.

«Создание единого оператора вовсе не исключает возможности прямого взаимодействия дистрибуторов, заказчиков и рекламодателей, что разрушает распространенный миф о переделе рынка», – отметил депутат.

Однако Андрей Волков высказывает опасения, что небольшие рекламные компании вовсе могут исчезнуть после принятия новых правил. По его словам, сейчас на рынке достаточно много операторов рекламы,в том числе локальных, региональных. После появления единого они потеряют клиентов, прогнозирует эксперт.

Он замечает, что рекламный рынок сейчас переживает серьезный кризис из-за ухода рекламодателей и снижения рекламных объемов. Поправки в профильный закон, считает Волков, могут ухудшить ситуацию, тогда как плюсы от них не очевидны.

«Надеюсь, законодатель и исполнительная власть услышат опасения представителей рекламной отрасли», – подчеркнул Волков.

Артем Кирьянов замечает, что у идеи создания единого оператора есть как сторонники, так и противники.

«Аргументы которых зачастую уводят общество в откровенно спекулятивную плоскость», – считает депутат.

Общественник-рекордсмен: кто такой Артем Кирьянов

В объектив телекамер молодой студент Артем Кирьянов попал еще в конце 90-х и начале 2000-х. Тогда он представлялся общественником, вспоминает новгородский политтехнолог Александр Власов.

На политическом поле будущий депутат Госдумы впервые попробовал себя в 2000 году – тогда он баллотировался в депутаты новгородской городской думы. И проиграл.

После этого Кирьянов уехал в Москву и, по словам Власова, «следы его в Новгороде пропали». В столице будущий парламентарий, судя по его официальной биографии, занимался информационно-аналитическим и технологическим обеспечением избирательных кампаний различного уровня, сотрудничал с «Единой Россией».

Также Кирьянов возглавил несколько общественных организаций – «Центр развития местного самоуправления» в 2005 году, а в 2011-м некий «Фонд поддержки инновационных проектов «Стратегии развития». В медиаполе родного Новгорода он вновь возник только в середине десятых, когда вошел в федеральную Общественную палату, где стал членом 20 профильных комитетов, поставив рекорд по этому показателю.

С 2017 года Кирьянов стал главой Российского союза налогоплательщиков. На этом посту требовал проверить доходы Алексея Навального* и изучить, как «Новая газета» платит налоги с грантов. Несмотря на активную общественную деятельность, Артем Кирьянов успел получить статус кандидата юридических наук за диссертацию «Региональная безопасность в системе национальной безопасности» и обзавестись практикой – в 2014 году он стал председателем коллегии адвокатов «Кирьянов и партнеры».

Звездным часом для него стала избирательная кампания в Госдуму в 2021 году, когда Кирьянов баллотировался одномандатником от Новгородской области от «Единой России».

«Бесконечно мелькал на ТВ»: как Кирьянов прошел в Госдуму

На выборах в парламент, считает Александр Власов, Артем Кирьянов и его политтехнологи пытались сделать все, чтобы новгородцы «хотя бы запомнили кандидата в лицо».

Главред «Новой новгородской газеты» Сергей Брутман считает, что выступления Кирьянова в прессе в предвыборное время были тривиальными – «за все хорошее, против всего плохого».

Но выборы в федеральный парламент Кирьянов все же выиграл – его поддержали 27,22 % проголосовавших при явке в округе чуть более 41 %. Правда, уточняет Александр Власов, в областном центре избиратели отдали больше голосов справедливороссу Алексею Афанасьеву.

«Который, считай, вообще не вел агитацию. Пройти в Госдуму Кирьянов смог за счет районов», – делает вывод Власов.

С момента избрания в Госдуму Кирьянов не появляется на мероприятиях «Единой России» в родном Новгороде, говорит политтехнолог. И вообще вниманием родной регион не балует.

«Но внесением рекламного законопроекта Кирьянов доказал, что он влиятельная фигура в коридорах власти, в Госдуме. Ведь именно ему доверили эту важную тему», – заключает Александр Власов.

Поправки в закон «О рекламе» – единственная законодательная инициатива Артема Кирьянова за время его работы в Госдуме.

*Включен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.