Wildberries (WB) добралась до Тюмени: основатели маркетплейса Татьяна и Владислав Бакальчуки прибыли в регион, чтобы лично обсудить с губернатором Александром Моором присутствие компании в области. Бизнесмены заявили, что хотят построить международный логистический комплекс, и, казалось бы, выгоды для власти здесь очевидны, но с тем же намерением инвесторы объехали весь Урал. Так где же встанет крупный логоцентр Wildberries, чем интернет-ретейлеров привлекла Тюмень и есть ли в этом выгода для жителей города – в материале «ФедералПресс».
Вояж по регионам
Компания Wildberries намерена построить в Тюменской области международный логистический комплекс на 5 тысяч рабочих мест. Новость об этом порадовала тюменцев еще в марте, когда ее анонсировал губернатор Александр Моор, а спустя полгода бизнесмены прибыли в Тюмень для выбора локации будущего логоцентра, открытие которого запланировано в 2024 году.
«Несмотря на то, что Тюменскую область зачастую рассматривают как регион, где только ТЭК развивается, мы проводим мероприятия по диверсификации нашей экономики и заинтересованы в развитии любой отрасли. С учетом решений президента РФ по развитию транспортной инфраструктуры, Тюменская область – более конкурентный регион в части развития логистики», – считает глава региона Александр Моор.
Сегодня на маркетплейсе зарегистрировано 4 991 предпринимателей из Тюменской области. За год количество селлеров увеличилось почти в три раза, а объемы продаж возросли на 193 %, достигнув 2,3 млрд рублей. Но самая большая цифра для региона касается потребителей – продажи WB в нашей области в этом году собрали 8,2 млрд рублей, прирост за год составил 115 %.
«Обычно у нас соотношение продаж в регионе и продаж от местных предпринимателей одинаковое. У вас мы продаем в 3,5 раза больше, чем тюменские предприниматели продают через нас. В этом большая точка роста. Мы умеем развивать малый и средний бизнес в регионе, поэтому для нас это вызов, задача. Будем вместе пробовать ее решать», – сказала генеральный директор компании Wildberris Татьяна Бакальчук.
В соседнем Омске, тоже приграничном миллионнике, предприниматели побывали месяц назад. Там WB начнет строительство логистического комплекса площадью 100 тысяч квадратов уже в 2023 году. Отметим, намерения строить логоцентр WB заявляли и в соседних регионах. Так, в 2020 году глава Оренбургской области Денис Паслер с уверенностью заявлял о строительстве логоцентра WB в его вотчине. Вскоре выяснилось, что в Челябинской и Свердловской областях Бакальчуки тоже смотрели место под логистический центр, но ни в одном из регионов хаб так и не встал.
В этом году за куском пирога по видеосвязи тянулся и курганский губернатор Вадим Шумков, предлагая Татьяне Бакальчук налоговые льготы и место на одной из территорий опережающего развития – в Варгашах, Далматово либо Катайске. Но и здесь застопорилось на уровне переговоров.
Где начнется стройка?
На встрече губернатор Моор предложил Бакальчукам два участка под строительство логистического центра в индустриальных парках региона, пояснили «ФедералПресс» специалисты департамента инвестиционной политики Тюменской области. Туда, как известно, уже подведены все коммуникации, а стоимость аренды номинальная – 1 рубль, с возможностью выкупа земли. Но к концу недели руководство WB так и не определилось с локацией для логоцентра.
Ближе всего к областному центру расположен индустриальный парк «Боровский», но свободных площадей там нет – все занято. Следующий за ним – индустриальный парк «Богандинский», в 40 км от Тюмени. Общая площадь – 267,9 га, большая часть площадей свободна. Известно, что Wildberries ищет цельный участок в 100 тысяч квадратов, в «Богандинском» компании есть где строиться.
Еще одно место, где мог бы разместиться Wildberries – это промышленный парк ДСК-500 общей площадью 56 га, расположенный в черте города. Здесь уже рассматривалась возможность открытия международного хаба для интернет-торговли. В 2018 году тюменские власти сообщали, что крупный инвестор – компания Cainiao Network («дочка» Alibaba) откроет в ДСК-500 крупный логоцентр. Позже эти оповещения утихли, а сегодня правительство занимается реконструкцией индустриального парка.
Выгоды предпринимателей
Руководитель Центра поддержки экспорта Тюменской области Алексей Ергалиев считает, что крупный логистический хаб поможет представителям МСП наладить отправку товара. Сегодня при вагонной отправке товара небольшой партией бизнесмены вынуждены дожидаться добора объемов. Этой проблемы предприниматели смогут избежать, когда в регионе появится логистический комплекс, что приведет к увеличению количества рейсов и объемов.
«Соответственно это ускорит доставку товара. Если ускоряется доставка, то и оборот увеличивается в разы. Хаб в Тюменской области привлечет сюда товары из других регионов – логистика будет идти через нас. Это повлияет на долю рынка по международным отправкам – она увеличится», – такой прогноз дал руководитель Центра поддержки экспорта Тюменской области Алексей Ергалиев.
Для селлеров материальные выгоды менее очевидны, но все же это упростит жизнь потребителям и продавцам. Логоцентры в регионах значительно сокращают расходы на транспортировку товаров и позволяют наращивать собственные продажи в сегменте e-commerce. Выгоду оценила тюменский селлер маркетплейса Олеся Капустина: «Для меня это плюс – я буду видеть сама товар, не буду обращаться к посредникам».
Сегодня предпринимательница вынуждена размещать товар на московском складе маркетплейса, чтобы его видела вся Россия. А для проверки качества товара ей нужно нанимать в Москве байера или же обращаться к услугам сторонней фулфилмент-фабрики, чтобы специалисты занялись проверкой, упаковкой, маркировкой и отгрузкой товара. Иначе бизнесмен должен сам ехать на склады маркетплейса и лично проверять выполнение требований. Если же логистический центр Wildberries с собственным фулфилментом появится в Тюменской области, предприниматели смогут сами контролировать вопросы.
«Но все равно, наверное, будет выгоднее размещать товар на московском складе, потому что в таком случае товар будет видеть вся Россия», – предположила другую проблему предприниматель.
Риски в перспективе
Независимую оценку дал младший научный сотрудник Института экономики УрФО РАН Александр Трынов. По его словам, от реализации крупного проекта регион останется только в плюсе, ведь он ничего не вкладывает, но только получит – рабочие места и налоги. Другие дивиденды от инвестиций пока просчитать невозможно.
«С точки зрения инвестиций, сейчас сложно оценить, какой будет экономический и социальный эффект. Но регион оказывает только организационную поддержку и иными средствами не рискует, поскольку не вкладывает финансы в проект. Поэтому в любом случае это будет выгодно и для региона, и для муниципалитетов. Это налоги – подоходный и на имущество, которые попадают в региональный бюджет. Очевидные плюсы для региона – новые рабочие места, причем не самые низкооплачиваемые», – указал на плюсы экономист.
Александр Трынов также акцентировал внимание, что сегодня в стране активно обсуждается рост безработицы в стране из-за возможного эмбарго на российскую нефть. В этой связи в отложенном риске находятся сотрудники «нефтянки», и Тюмень с помощью проекта Wildberries страхует региональный рынок труда. Однако равнозначны ли вакансии: геологоразведчик, бурильщик, инженер «нефтянки» и сотрудник логистической компании WB? Для сравнения: логист WB зарабатывает в месяц 50-150 тысяч рублей, у геолога в Тюменской области может быть зарплата от 80 до 300 тысяч рублей.
Вакансии Wildberries уже сейчас появляются на тюменском рынке: например, на «Авито» размещено около 40 объявлений, в основном, от менеджеров по маркетплейсам. За 15–20 тысяч рублей в месяц сотрудник обязуется вести карточки товаров для предприятия, отвечать на вопросы клиентов и реагировать на отзывы покупателей, а также следить за аналитикой. Как правило, онлайн-менеджеры берут на себя ведение 2–3 кабинетов – а это 45-60 тысяч рублей в месяц.
Отметим также, что в других регионах России Wildberries имеет историю судебных разбирательств со своими сотрудниками логистических центров. Не принесут ли новые инвесторы эту неприятную «традицию» в Тюменскую область? По мнению Александра Трынова, даже если такая ситуация сложится в нашем регионе, для властей это не является риском – правительство не будет вмешиваться в процесс, ведь разбирательства будут идти через суд.
Фото: freepik.com, правительство Тюменской области, ФедералПресс / Ольга Юшкова