YouTube приобрел популярность у детской аудитории гораздо раньше своих конкурентов. До того, как Google купил цифровую площадку, вице-президент компании Кевин Донахью, бывший продюсер Cartoon Network, предложил основателям видеохостинга создать детскую версию их сайта. Однако эксперты компании не поддержали эту идею. Формально YouTube предназначен только для детей старше 13 лет, этот возрастной ценз зафиксирован и в пользовательском соглашении онлайн-платформы. Тем не менее, мысль о том, как расширить свою аудиторию даже на самых маленьких пользователей, продолжала волновать ИТ-гиганта.
На протяжении нескольких лет сотрудники Google предлагали также усовершенствовать детскую версию поиска. Однако идею так и не воплотили в жизнь: было непонятно, как решить, что именно подходит для детей? Многие представители ИТ-сферы начали работать над отдельным приложением для самых маленьких зрителей. Другие пытались продвигать обучающие видео на YouTube для детей старшего возраста. Эксперты лоббировали педагогов и политиков, чтобы они разрешили использовать YouTube в школах, обещая, что там будет только качественный материал. В итоге на вершине рейтинга оказались не познавательный контент, не образовательная документалка и даже не добрые детские мультики, а ролики с «распаковкой» яиц Kinder Surprise. Одно из таких видео посмотрели 2,4 млрд раз.
Подобный контент продвигался при помощи поисковой системы Google и ее алгоритмов, считают в издании The Guardian. Пример тегов, написанных под детскими видео, включает в себя названия разных мультфильмов: «Скуби-Ду», «Хеллоу Кити», Angry Birds, «Винни-Пух», «История игрушек» и так далее. Подобные хаотичные теги не были созданы для предполагаемого зрителя или даже для их родителей. Они были сделаны для рекомендательных сервисов, чтобы чаще появляться в лентах пользователей.
В 2006 году YouTube присоединился к Google – поисковый гигант заплатил 1,65 млрд долларов за платформу. После этого родители стали замечать контент, совершенно не подходящий малышам. Доходило до того, что каналы с детскими мультиками на YouTube были переполнены рекламой фильмов ужасов. Например, нередко можно было увидеть миниатюру с изображением одержимой демоном визжащей девушки. Все жалобы на такой контент модераторами были проигнорированы.
В 2015 году, когда количество детских материалов на YouTube резко возросло, компания представила YouTube Kids. Приложение было создано специально для юных пользователей и включало в себя настройки для родителей, которые позволяли контролировать, что смотрит ребенок. Компания представила его как «первый продукт Google, созданный с нуля для самых маленьких». YouTube надеялся, что дети будут смотреть его только в приложении, а не на основном сайте. Но этого не произошло, основная страница видеохостинга все еще продолжала наполняться детским контентом и пользоваться популярностью у несовершеннолетних.
Постепенно YouTube заполонили и совсем абсурдные ролики. Например, на некоторых Эльза (главная героиня мультфильма «Холодное сердце») представала перед детьми в костюме с куриными ногами. Также на просторах площадки можно было наткнуться на видео, где любимые детские персонажи находятся в тюрьме. Позже начали распространяться материалы, где Эльза спустила Человека-паука в унитаз или «злой Санта» похитил Эльзу. При этом создатели подобного контента настаивали на том, что он безвреден. Стоит отметить, что количество просмотров таких видеороликов поражало. Согласно данным экспертов, все рекламные ролики Disney на YouTube набирали около 1 млрд просмотров в месяц, а любительские видео сомнительного содержания с участием Эльзы – порядка 13 млрд просмотров в месяц.
В марте 2017 года шокированные родители обнаружили, что их малыши смотрят жестокие и пугающие видео на YouTube. Любимых детских героев пытали, расчленяли и подвергали разным вариантам насилия. В целом такой контент выходил за рамки разумного и безопасного для психики любого человека. Алгоритмы YouTube принимали такие видео за детские мультфильмы и показывали их несовершеннолетним.
Позже стало известно, что одним из самых популярных терминов на YouTube является «плохой ребенок». В эту категорию вошли безобидные анимационные ролики с непослушными малышами, а также прямые трансляции, показывающие сцены насилия над детьми.
Несмотря на все попытки корпорации повлиять на происходящее, в 2019 году Федеральная торговая комиссия США оштрафовала компанию за нарушение законов о конфиденциальности детей. Это решение означало, что YouTube не может показывать таргетированную рекламу в видеороликах, предназначенных для детей младше 13 лет.
Тем не менее, платформа продолжает «кошмарить» пользователей. Еще в 2021 году американские исследователи обнаружили, что рекомендательные алгоритмы YouTube предлагают пользователям видеоролики, которые нарушают собственные правила онлайн-площадки. Например, алгоритмы по неизвестной причине предлагали детям после безопасного контента хоррор – анимационную короткометражку о том, как скелет ходит по кладбищу в поисках любви, а в конце умирает от депрессии. До этого площадка была замечена в рекомендации несовершеннолетним к просмотру роликов про то, как в России работает «фабрика по выращиванию маленьких убийц». Кроме того, рексервисы YouTube не стесняются посвящать подростков в мир фейкового, антироссийского и деструктивного содержания, навязывая им такие видеоматериалы, как, например, инструкцию о том, как сделать коктейль Молотова самостоятельно.
Фото: freepik.com