Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Беженцы с Украины участвуют в референдуме на Урале: «И они плачут, и я плачу»

Многие люди надеются вернуться в свои дома после завершения спецоперации
Многие люди надеются вернуться в свои дома после завершения спецоперации

Екатеринбург стал одним из мест проведения референдумов о присоединении к России Донбасса, Херсонской и Запорожской областей: здесь голосуют выходцы из этих регионов, в последнее время оказавшиеся на Среднем Урале. О том, почему они вопреки угрозам Украины решили участвовать в референдумах и чего ждут от нового статуса территорий, – в материале «ФедералПресс».

«Хочу спокойно ходить по улицам»

«Я потрясена тем, сколько здесь людей из Донецка, Мариуполя, Луганска, Херсонской области. Иногда оказывается даже одна улица в Мариуполе – например, 90-й дом и 96-й.
Все делятся своими историями. И они плачут, и я иной раз плачу, особенно когда мариупольские приходят», – рассказывает корреспонденту «ФедералПресс» председатель УИКа ДНР Наталья Костюкова.

Сама Наталья с семьей выходила из Мариуполя пешком. Она вспоминает, как жильцы соседнего дома до последнего прятались в подвале и отказывались выходить по гуманитарному коридору, поверив украинской пропаганде.

«Когда русские солдаты подходили, нам говорили: «Не вздумайте брать у них хлеб, он отравленный, не берите у них даже воду. Если они будут вас эвакуировать, никуда с ними не ездите, вас на органы пустят». И люди верили», – вспоминает Костюкова.

Она сама давно выступала за присоединение Донбасса к России: по ее словам, от Мариуполя до Ростова-на-Дону всего четыре часа езды, подавляющее большинство жителей говорит по-русски, у многих здесь есть родственники.

«Референдум у нас был еще в 2014 году, но тогда Мариуполь остался украинским. А мы уже тогда были готовы. Моя мама в первых рядах была с флагом СССР, который она хранила в шифоньере. Весь город был за референдум», – рассказывает она.

Наталья добралась до Крыма, а из Джанкоя прибыла на Средний Урал. В пункте временного размещения в Нижних Сергах ей предложили поучаствовать в проведении референдума, и она согласилась.

«Жду прекращения военных действий. Хочется мира в Донбассе, чтобы перестали гибнуть люди: солдаты всех сторон, дети, мужчины, женщины. Надеюсь, что восстановят заводы и люди начнут нормально жить. Я хочу чувствовать себя защищенной, спокойно ходить по улицам и не бояться, что меня расстреляют или изобьют за то, что я говорю по-русски», – объясняет Костюкова.

На референдум приходят сотни людей с паспортами ДНР и Украины: некоторые из них живут на Урале с 2014, 2015 или 2018 года, другие приехали после начала российской спецоперации.

«Многие фотографируются, просят запечатлеть этот исторический момент, когда они принимают участие в референдуме, значимом для всего мира», – говорит Наталья.

Ее родственники, оставшиеся в Мариуполе, тоже проголосовали. А вот со многими друзьями до сих пор нет связи: неизвестно, живы они или нет.

«Хотим хоть немного пожить в хорошее время»

Больше всего голосующих – на участках Донецкой и Луганской народных республик, меньше всего на Среднем Урале беженцев из Запорожской области. Член УИКа Екатерина Самойленко рассказывает, что тем не менее комиссия исправно выезжала в другие города даже ради нескольких человек. Сама она прибыла в июне из Бердянска. Там у нее остались мама и две сестры, все они тоже успели проголосовать.

«Народ должен определиться, куда он двинется – к Украине или к России», – считает Самойленко.

Среди участников референдума из ДНР – пожилые супруги Константин и Светлана из Бахмута (Артемовска), который до сих пор находится под контролем Украины. Город восемь лет находился в зоне разграничения, пенсионеры до сих пор вспоминают постоянные канонады. Они выехали в Екатеринбург 18 февраля, чтобы навестить жену Константина и пройти лечение. Проехать обратно они уже не смогли. На голосование они прибыли в последний день – в разгар аномального снегопада, накрывшего Екатеринбург.

«Все родственники у нас в России, а военные действия у нас уже надоели. Мы хотим хоть немного пожить в хорошее время», – объясняет Светлана решение принять участие в референдуме.

Несмотря на то, что Украина угрожает за голосование уголовными делами, никто из беженцев не опасается ее преследования. Многие из них надеются со временем вернуться в свои дома, если те еще сохранились.

«Здесь мы ничего не боимся. Все будет хорошо», – приводит центр общественного наблюдения за выборами слова участницы референдума из Красного Лимана.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Сюжет по этой теме
23 сентября 2022, 10:33

Референдум

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.