В Свердловской области разрабатывают проект, который даже в нынешней непростой ситуации способен уже в ближайшее время обеспечить региону солидный экономический рост. Речь идет о так называемом «сухом порте» – огромном логистическом хабе, создание которого анонсировал губернатор Евгений Куйвашев. О том, что будет представлять собой этот объект и зачем он нужен – в материале «ФедералПресс».
Екатеринбург – порт пяти морей
Происходящая в мире перестройка экономики неизбежно приведет к изменению основных грузо- и пассажиропотоков на планете. Свердловская область занимает выгодное географическое положение региона на современном «Шелковом пути» – Транссибирской магистрали. Кроме того, на Екатеринбург замкнуты многие автомобильные и воздушные маршруты, по которым грузы транспортируются по всей стране, а также за рубеж.
Транссиб, пролегающий с запада на восток, в Екатеринбурге пересекается с меридиональным коридором, который обеспечивает движение грузов по территории области с юга на север. В перспективе, логистический центр Екатеринбурга станет основным хабом для выхода Северного широтного хода и Транссибирской магистрали к Каспийскому морю через Астрахань и северному морскому пути через порт Сабетта. Формирование такого меридионального транспортного коридора создаст двусторонний транзит грузов с Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами, в том числе для нефтегазоперерабатывающих комплексов.
«У меня есть мечта – чтобы в ближайшие 5 лет Свердловская область стала главным сухим портом России. В марте этого года ситуация в нашей стране кардинально изменилась. Прежние логистические цепочки уже не работают, теперь основные потоки грузов пойдут с востока. И здесь Урал в очень выгодном положении. Прямо сейчас под Екатеринбургом строится один из крупнейших в стране транспортно-логистических хабов для перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом. Только по предварительным оценкам, мощность нового логистического хаба может составить 60 млн тонн к 2030 году и 80 млн тонн к 2035 году», – охарактеризовал амбициозный замысел губернатор Евгений Куйвашев.
В министерстве экономики региона, которое курирует проект, надеются, что именно «сухой порт» в краткосрочной перспективе обеспечит экономический рост на Среднем Урале.
«В 2021 году мощность уже введенных в эксплуатацию торгово-логистических центров только на территории Екатеринбурга составила 6,1 млн тонн, и по своим показателям уступает только Москве, Санкт-Петербургу на Западе и Уссурийску на Востоке. В планах – к 2030 году обрабатывать более 60 миллионов тонн грузов. Ожидается, что к 2035 году «Сухой порт» Свердловской области обеспечит оборот 80 млн. тонн товаров и 50 тысяч новых рабочих мест», – отметил министр экономики региона Денис Мамонтов.
Собственно создание гигантского транспортно-логистического узла планируется в районе поселка Большое Седельниково под Екатеринбургом.
Часть транспортной стратегии
Планы региона в полной мере кореллируются с Транспортной стратегией РФ до 2035 года. Как заявил председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, ее главными задачами являются улучшение транспортной связанности регионов, увеличение объемов и ускорение доставки грузов, а также развитие внутреннего туризма. Для этого федеральные власти планируют создать единый транспортный каркас страны. В частности, с запада на восток Россию свяжет скоростная федеральная трасса, частью которой является автобан М-12 Москва – Казань. Впоследствии дорога протянется до Екатеринбурга и дальше на восток.
«От Москвы до Екатеринбурга не будет ни одного светофора, ни одного пересечения в одном уровне. Идея в том, чтобы человек утром сел в машину, и вечером уже в Казани. Отдохнул, и к середине следующего дня уже в Екатеринбурге. На дорогу Петербург – Екатеринбург мы закладываем 17,5 часов чистого времени. Ведь время – это экономика, себестоимость продукции», – сказал Вячеслав Петушенко.
От этой магистрали будут отходить «лучи» на север и юг. Первоначально транспортный коридор запал-восток мыслился, как трасса, связующая Европу и Северный Китай.
«В настоящее время по политическим причинам цепочки поломались: раньше мы планировали везти товары из Китая в Европу, сейчас необходимость в этом отпала. Но тем не менее, грузы все равно надо транспортировать в Российскую Федерацию. Мы рассматриваем несколько входов в Казахстане, а также мы вход на востоке нашей страны», – пояснил Вячеслав Петушенко.
На острие федерального тренда
Таким образом, Свердловская область своевременно уловила один из главных экономических трендов настоящего времени: практически все товары из Китая в европейскую часть России пойдут через Екатеринбург. Также через «сухой порт» протянутся транспортные коридоры из Сибири, северных регионов, Прикаспийских территорий.
В перспективе это приведет к бурному расцвету в регионе логистической отрасли и подготовит инфраструктуру к моменту восстановления мирового трафика грузов через РФ.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Ольга Юшкова