На следующей неделе Государственная дума примет все решения по итогам референдумов. Ожидается, что новые субъекты войдут в состав России по «крымскому» сценарию. А Запад тем временем продолжит обсуждать новые ограничения в отношении РФ и ситуацию вокруг Северных потоков. Подробности – в рубрике «Смыслы недели».
Постреферендум и новые территории
30 сентября Владимир Путин подписал договоры о принятии в состав России Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей. Глава государства призвал Киев сесть за стол переговоров. Но на условиях РФ.
«Мы призываем Киев немедленно прекратить огонь и войну, которую он развязал еще в 2014 году, и вернуться за стол переговоров. Мы к этому готовы», – сказал Путин.
Спикер Государственной думы Вячеслав Володин заявил, что депутатам необходимо работать на следующей неделе в Москве – 3 и 4 октября будут приняты все необходимые решения по итогам прошедших на освобожденных территориях референдумов. Как отметил Володин, «предстоит большая работа», поэтому региональная неделя в парламенте передвигается на более поздний срок.
Политологи и наблюдатели, в том числе международные, неоднократно заявляли о чистоте и прозрачности проведенных плебисцитарных процедур. Кроме того, именно от жителей освобожденных территорий поступила инициатива о вхождении в состав РФ.
Как отмечают эксперты, происходящее – исторический момент для России. При этом наша страна готова к очередным санкциям, которые никак не повлияют на экономическую ситуацию внутри страны. Также продолжатся и боевые действия на территории новых субъектов РФ – теперь предстоит до конца освободить территории от неонацистских формирований и демилитаризировать вооруженные силы Украины.
«Мне кажется, ситуация принципиально не изменится после подписания этих документов. Я парадоксальным образом так считаю. Да, это может показаться странным, но убежден: стратегически ситуация не изменится никак. Боевые действия точно так же продолжатся, темпы СВО зависят не от этих юридических решений, а от военных способностей сторон. Санкции? Да, санкции будут, но какая-то волна санкций все равно бы была. Масштаб санкций определяется не желанием Запада ввести санкции, а их возможностями. Единственное, что может измениться – ситуация на самих присоединенных территориях. Лучше станет снабжение армии, зарплата милиционеров – они войдут в МВД. Немного легче станет пересечение границы. Изменения – минимальны. Введения военного положения во всей России не ожидаю. Да, возможно, оно будет введено на самих присоединенных территориях, но по факту оно и так там есть», – высказал в беседе с «ФедералПресс» свое мнение политолог Сергей Марков.
«С формальной точки зрения события понятны. Соответствующие законы вносятся в Государственную Думу и Совет Федерации. Полагаю, это будет сделано очень быстро. Полагаю, в ближайшее время в РФ появится четыре новых региона. Остальное же будет связано с ситуацией на поле боя и теми боевыми действиями, которые фактически ведут против РФ страны НАТО, Соединенные Штаты, и нашими ответами на эти действия.
Самое главное – нам удалось достаточно эффективно противодействовать экономическим ограничениям. Думаю, территории новых российских регионов будут освобождены. Сейчас в связи частичной мобилизацией происходит разворачивание этих военных структур, укомплектование новых боевых подразделений. Думаю, через месяц-другой мы увидим результаты этого. Полагаю, до конца года все это будет урегулировано», – отметил член Общественной палаты РФ, политолог Максим Григорьев.
Диверсии на Северных потоках
На следующей неделе ожидается саммит ЕС. Как сообщает, агентство «Рейтер», среди тем обсуждения – диверсии на «Северных потоках». Напомним, что в понедельник они были осуществлены на сразу двух российских экспортных газопроводах в Европу.
Дания и Швеция обнаружили две утечки газа в районе острова Борнхольм. При этом страны не исключили, что диверсия была целенаправленной. Сейчас Россия запросила информацию о ЧП у Дании. Оператор «СП-1» и «СП-2» Nord Stream AG сообщил о том, что сроки ремонта потоков оценить сложно. Впрочем, проблемы с ними возникли и до этого – экспорт газа прекратился из-за проблем с ремонтом турбин Siemens. Причиной стали западные санкции, «СП-2» и вовсе не был введен в эксплуатацию. Но оба трубопровода были полностью заполнены газом.
«В принципе интересантов организации утечек природного газа из «Северных потоков» может быть трое: Украина, Польша и США. Властям Украины может захотеться втянуть Россию в полномасштабные боевые действия с НАТО, и подрыв труб «Северных потоков» с этой точки зрения вполне логичен: главное – раскачать ситуацию, а там как пойдет. Однако не уверен, что Украина обладает возможностями для проведения подобных акций, особенно сейчас.
Польша много лет выступала против «Северных потоков», видя в них угрозу ее энергетической безопасности, поэтому диверсии ей тоже на руку. Но как и в случае с Украиной, неясно, есть ли у нее оборудование и специалисты для этого.
Зато США утечки из «Северных потоков» нужны для поставок своего сжиженного природного газа в Европейский Союз, чтобы тем самым держать его на собственной энергетической игле. Учитывая, сколько воплей против «Северных потоков» доносилось из-за океана, подобное вполне вероятно», – размышляет промышленный эксперт Леонид Хазанов.
«По версии НАТО, действительно произошли диверсии на «Северных потоках». Мы, естественно, предполагаем, что именно эту версию возьмут представители Евросоюза при обсуждении. Эти организации включают одних и тех же стран-членов. Здесь мы увидим синонимичность риторики.
Есть несколько сценариев развития обсуждения. Один из вариантов, более радикальный, предполагает, что в рамках саммита будет обсуждаться, кто виноват. Здесь будут обсуждаться версии по тому, в чьих интересах это могло быть, в чьих интересах это могло быть реализовано. В общем, своеобразная имитация судебного заседания на международном уровне. Этот сценарий имеет риски. Нужно будет найти виновного или хотя бы выдвинуть гипотезы о том, кто может им быть. Это может привести либо к внутренним обострениям внутри ЕС, либо, что более вероятно, это приведет к поиску внешнего заинтересованного актора. Такие обвинения могут пасть на Китай или на Россию. Это может быть еще одним кризисным витком между двумя лагерями.
Второй сценарий – формальный. Будут представлены версии того, почему это диверсия, будет признано, что это тяжелая ситуация, и все плавно перейдет к обсуждению дальнейших шагов. По тому, насколько серьезно все ударит по экономике. Это сценарий болтовни, когда будет совмещен вариант поиска виновного и поиска решений. Необходимо это для того, чтобы дать всем сторонам возможность высказаться, обозначить свою позицию, возможно, высказаться об иных ситуациях. Это позволит перейти к переделу зон влияния внутри ЕС», – сказал в беседе с «ФедералПресс» политолог Артемий Атаманенко.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Pres / Globallookpress.com
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»