Экономика России вследствие резких изменений в общественно-политической обстановке переживает непростые времена – ей пророчат, как минимум, глобальную перестройку. О том, сократился ли объем инвестиций в региональные проекты и выросла ли конкуренция регионов за инвесторов, в интервью «ФедералПресс» рассказал генеральный директор Агентства по привлечению инвестиций Свердловской области Михаил Васильев.
Соперничество или сотрудничество?
В последние несколько лет мы наблюдали все нарастающую конкуренцию между регионами за привлечение инвестиций на территории. Продолжается ли она сегодня? Или ей на смену пришла межрегиональная кооперация?
– Конкуренция за инвестора всегда была, она никуда не делась, потому что каждый регион, несмотря на единство страны, сам планирует развитие, доходы и прочее, исходя из своих местечковых задач. Поэтому когда появляется инвестор, выбирающий из нескольких регионов, каждый старается привлечь его к себе. Это нормальный конкурентный процесс, мы в нем жили несколько лет, и здесь ничего нового не появилось.
В целом же межрегиональные конкуренция и кооперация – это два параллельных процесса, которые всегда сосуществуют. Если говорить о конкуренции за инвестора, в текущей ситуации инвестиционных денег стало меньше. Это связано с санкциями против ряда компаний, с уходом ряда компаний с российского рынка. И теоретически это должно конкуренцию усилить. Однако у нас благодаря текущей ситуации открылось множество рыночных ниш и такое же количество возможностей для инвестиций. По сути, места хватит всем. Регионы получили возможность работать в рамках своих приоритетов. Тем самым углубляется специализация регионов, что позволит работать на этом рынке, не мешая друг другу.
Думаю, мы увидим это в следующем году, пока все встраиваются в новую концепцию. Раньше была борьба за любого инвестора, сейчас регионы готовы делиться инвесторами. Мы общаемся с коллегами из других регионов, они нам предлагают: вот этот товарищ для нас не очень профильный, он не очень хорошо ложится в структуру нашего социально-экономического развития, но запросы у него ого-го! А вам он вроде бы подходит. Не хотите ли вы взять на себя отработку его запросов?
Межрегиональная кооперация до недавнего времени, кажется, была несколько недооценена. Регионы фактически находились в одном конкурентном поле. Однако необходимость перехода к импортозамещению форсировала установление более тесных связей между регионами. Отражается ли это на структуре портфеля инвестиционных проектов Свердловской области сегодня?
– Если говорить о межрегиональной кооперации, нельзя сказать, что она раньше была слабая. Просто об этом не принято было говорить вслух: когда мы говорим о своем регионе, мы хвалим свой регион. Зачем нам хвалить соседей? Но это не отменяло традиционного сотрудничества в рамках предприятий.
У нас в 2019 было подписано соглашение о создании Уральского межрегионального научно-образовательного центра. Туда вошли Челябинск, Курган и Свердловская область. Центром НОЦ был определен Челябинск, и челябинских предприятий там больше всего. Но они работают с нашей наукой, нашими институтами, и поэтому как-то корректно посчитать эти кооперационные связи нельзя.
И это не единственный проект, в текущей экономической ситуации их количество еще вырастет, но пока какими-то статистическими данными мы не располагаем.
Вопрос приоритетов
Если говорить о приоритетных отраслях региональной экономики, их перечень в 2022 году изменился?
– В этом году появилась история с региональным инвестиционным стандартом. Минэкономики придумало это, чтобы присчесать регионы под одну гребенку с точки зрения привлечения инвестиций. Казалось бы, стандарт один, но все регионы реализуют его по-разному.
Я не зря говорил о специализации регионов. Это как на любом рынке: чем четче ты определяешь свою специализацию, свое уникальное торговое предложение, тем выше вероятность, что у тебя дела пойдут на лад. То же самое с регионами: ни у одного из них не хватит потенциала, чтобы оседлать все отрасли.
В в инвестиционной декларации Свердловской области определены 11 отраслей с кучей подпунктов, что там надо развивать. Помимо историй, связанных с металлургией, металлообработкой и т.д. там есть экология, хотя сейчас она немножко потерялась, туризм. С прошлого года мы начали продвигать тему промышленного туризма. Это интересная история, которая содержит в себе много плюшек. У нас исторически промышленный регион, у нас сохранилось это наследие. Определенным целевым аудиториям это очень интересно и познавательно. Но когда это раскачается до того уровня, при котором можно будет говорить о хорошем турпотоке – не знаю. В Свердловской области уже реализовано много хороших инициатив в этой сфере – появляются новые маршруты, предприятия открывают двери. Традиционные вещи, типа металлургии, деревообработки, сельского хозяйства – они там сохранились.
Если же говорить в целом, то какие-то инвестиционные приоритеты не сильно поменялись. Я думаю, мы в начале пути, и нам надо его быстро пройти: к следующему году выбрать приоритеты из вышеперечисленных 11 отраслей.
Но это не значит, что поддержку будем оказывать только приоритетным.
Объем инвестиций не сокращается
Каков на текущий момент общий объем инвестиций в экономику Среднего Урала со стороны иностранных партнеров и партнеров из других регионов России? Налицо тенденция к росту или сокращению этого показателя?
– Если судить по проектам, с которыми мы работаем, – а это около 52 проектов на общую сумму примерно 50 млрд рублей в перспективе – я не могу сказать, что что-то обвалилось или рухнуло. Объем инвестиций, фактически вложенных за первую половину года, сопоставим с цифрами прошлого года. В Свердловской области в 2021 году 412,8 млрд рублей было вложено, что будет в этом – узнаем через полгода. Показатель растет, спада нет. Если несколько лет назад инвестиции составляли порядка 350 млрд рублей, то в 2020 году – 408 млрд, в 2021 году – 412 млрд.
Что замечаем: больше стали вкладывать собственные средства, реже прибегать к заемному капиталу. Из 412 млрд, 190 млрд – собственные средства предприятий. На втором месте бюджетные инвестиции – 55 млрд.
Что это означает? Во-первых, у инвесторов есть деньги. Во-вторых, непредсказуемая экономическая ситуация: что будет со ставкой, повысится, понизится? Доступность кредитов у нас все еще на низком уровне, если говорить про коммерческие банки.
В банках предоставляют кредиты под 20%, плюс надо еще заложить чуть ли не себя и все свое имущество на 5 лет. А мы людям рассказываем про кредиты под 3-4-5% годовых!
Хотя такие займы все же существуют. Программы льготных кредитов есть, они реально работают. У нас с августа вновь появились льготные кредиты 4,5 % для малого бизнеса, 3% для среднего.
По поводу структуры инвестиций. Они у нас в регионе давно носят внутрироссийский и внутрирегиональный характер. Внешние игроки к нам, конечно, приходят, но крайне редко.
Во-первых, у нас есть хорошие местные предприятия с хорошей финансовой структурой – в основном, они всегда и вкладывают. Яркий пример – это «Синара Транспортные машины» и «Сименс Уральские локомотивы». Они смогли обеспечить высокий уровень локализации. Когда Сименс ушел, выпуск «Ласточек» не остановился – докрутили, довертели и продолжают.
Если говорить про крупные иностранные инвестиции, у нас последний прецедент случился лет пять назад в виде Ural Boeing Manufacturing. Там объем инвестиций был в районе 5 или 6 млрд рублей. И больших историй с тех пор не было.
Сейчас у нас 60% инвесторов местные, 40% заходят из других регионов – например, Хабаровск, активно приходят москвичи. Особенно это видно в сфере транспортной логистики. Торговые компании выстраивают потоки. Возьмите Wildberries, Ozon, Ali-Express – они быстро вкладывают деньги и активно строятся. Примерно 20-30% объема инвестиций в нашем портфеле – это проекты строительства логистических центров.
Обычно инвесторы в нестабильной экономической ситуации уходят в заморозку, начинают выжидать, когда можно будет вложить деньги. Но судя по тому, что вы рассказываете, все наоборот. Почему?
– У многих сейчас идет процесс адаптации. Крупные проекты приостановлены, по ним идет перерасчет расходов. Ни один проект не заморожен полностью. Сейчас пересчитают, может быть, закупят оборудование в Азии вместо Европы или найдут аналоги в России. Стройматериалы в большинстве своем используют российские, в этом ничего не изменилось. Я бы не говорил о какой-то заморозке.
В прошлом году в проекты, с которыми мы работаем, вложили 9 млрд рублей. За первое полугодие этого года 6-6,5 млрд рублей инвестиций. Что будет в четвертом квартале – одному богу известно, но с событий февраля ничего не изменилось, бизнес продолжает вкладывать. А куда ему деваться? Если он не вложит сейчас эти деньги, он потеряет возможность зарабатывать. У нас же не только новое строительство, много продуктов модернизации. Для бизнеса это конкурентоспособность, возможность оставаться на рынке.
Новая логистика
Чего нам не хватает, чтобы встроиться в процесс глобального передела транспортных маршрутов?
– Вы считаете, что мы в него не встроены? Мне кажется, мы вполне в тренде.
Ну, во-первых, любая стройка – хороший шанс для наших предприятий заработать на ней, потому что у нас в регионе с точки зрения нерудных и строительных материалов все хорошо. Во-вторых, коммерческие компании уже давно перестраивают свою логистику. И если 10 лет назад многие грузы шли по схеме Китай-Москва-Россия, то сейчас многие задумались о схеме поставок Китай-Москва-Северо-Запад, Китай-Урал-Сибирь. С 2016 года у нас объем складских площадей класса «А» вырос на 30%. Это очень хороший мощный рост. И сейчас эти процессы продолжаются. Все крупные логисты к нам идут, регион для них интересен. У нас крупные проекты ТЛЦ Екатеринбург в районе Большого Седельниково, который делает РЖД, ТЛЦ Уральский в районе Березовского, ну и история про «сухой порт», связанный с морскими путями магистралями автомобильного сообщения. Этот план правительство вынашивало давно, и наконец началась его реализация, создана рабочая группа. Здесь перспективы хорошие.
Компании, которые заходят в регион, заточены на внутренний рынок. Мало кто ориентируется на экспорт. Для многих наших компаний это всего лишь хорошая бонусная вещь. Если есть возможность подвигаться на внешних рынках – почему этого не сделать. У многих это получается, но это все же не массовый процесс. Большинство даже машиностроителей ориентированы на внутренний рынок, здесь их возможности до сих пор не исчерпаны. Поэтому говорить о переориентации на экспорт не приходится. Возможно, сейчас больше компаний задумываются об экспорте своей продукции, поскольку стало больше возможностей господдержки. В наше время есть бесплатные сервисы по поиску покупателей в соседних странах, сервисы компенсаций затрат на логистику партий товаров, сервисы бесплатного перевода каталогов твоей продукции на иностранный язык – все это позволяет неплохо сэкономить, сократить сроки и стоимость выхода на внешние для страны рынки.
Помощь инвестору
Как на сегодняшний день эксперты оценивают инвестиционный портал? Стал ли он после внесенных изменений удобной площадкой для инвесторов?
– На дворе XXI век, и присутствие в интернете – необходимость. Инвестиционный портал – это неотъемлемая часть инвестиционного стандарта, и у каждого региона он должен быть. А что ты туда заложишь – это на твое усмотрение.
У нас в регионе до недавнего времени инвестиционный портал представлял собой большой банк данных, в котором что-то найти было не всегда легко. Мы в 2020 году, когда был первый спад экономической активности, сели, подумали и решили сделать его порталом, где можно получить какие-то услуги. Стали двигаться в эту сторону.
Конечно, нам предстоит еще большой путь. Но в целом портал стал удобнее. Там можно получить ответ на вопрос, во что вкладываться, на какие меры поддержки можно рассчитывать и как их получить, с какими объединениями поработать для лоббирования своих интересов и так далее. Это дало результат. Портал подрос в нацрейтинге АСИ. Он вошел в группу «А», показатели его оценки превысили средние значения по всем регионам страны.
У нас есть две аудитории: инвесторы, которые изучают рынок, и органы власти, которые ищут совершенно другую информацию. Мы постоянно находимся в поиске баланса: как дать необходимую тем и другим коллегам информацию и сделать ее удобной для поиска и восприятия. До конца года мы существенно переработаем имеющуюся инвестиционную карту.
Нам также важен сервис подачи заявок. Инвестор может зайти на портал и оставить обращение в максимально свободной форме. В течение дня обращение будет расписано менеджеру проекта или руководителю отдела по направлению, и дальше нормативно в течение 10 рабочих дней мы даем ответ, если он в компетенции агентства. По факту мы даем ответ в течение одного дня, а не 10-ти. Если вопрос непрофильный, говорим инвестору, куда обратиться, либо обращаемся сами и даем-таки инвестору ответ.
Наша задача быть одним окном, чтобы инвестору не приходилось обращаться в разные инстанции. И мы с ней справляемся. По результатам опросов в 2020-21 году в 88% случаев обращений к нам инвестору не понадобилось больше никуда бежать для решения своего вопроса. Однако лишь до 25% обращений мы получаем через портал, все остальное по старинке – на бумаге, по телефону, в личном общении.
Но посещаемость портала увеличивается год от года, и количество обращений не растет. Мы постоянно думаем, как его улучшить, какими сервисами дополнить. Нам важно, чтобы он был удобным инструментом для инвесторов.
Последний вопрос, творческий. Дайте пять советов инвестору, который готов реализовать инвестиционный проект сегодня.
– Совет номер один. Не стоит недооценивать прединвестиционную стадию проекта. Наймите хорошего маркетолога, тщательно оцените рынок, на который хотите зайти. Потратив копейки, можно существенно снизить траты на инвестиционной стадии.
Совет номер два. Земля очень важна. Очень часто инвестор, который заходит в регион, обращается с вопросом: помогите мне найти землю. Мы говорим: есть участок по 5 млн, 15 млн и 25 млн за гектар. Он берет за 5. Это приводит к чему: сменить назначение с земель сельскохозяйственного использования на промышленное нельзя, инженерные сети подтянуть нельзя, либо тянуть их встанет дороже стоимости нормального участка земли, строить ничего нельзя, потому что там охранная зона. И тогда инвестор понимает, что эти затраты несопоставимы с расходами, которые он потом понесет. По статистике, в рамках затрат инвестпроекта стоимость земли может составлять до 5%. Это нормальная ситуация, этого не надо бояться.
Совет номер три – пользуйтесь господдержкой. И важно понимать, что это не всегда прямая раздача денег. Это может быть нефинансовый блок информационной поддержки, которая позволит сэкономить время, деньги и другие ресурсы.
Четвертый совет – заранее думайте, кто будет работать на вашем производстве, где вы будете брать специалистов, как они будут добираться до работы и т.д.
Пятый совет – приходите в Свердловскую область, вкладывайте деньги и обращайтесь в Агентство по привлечению инвестиций. Мы поможем как с точки зрения анализа рисков, так и с точки зрения получения господдержки. А если вы в этом не нуждаетесь, мы поможем вам выйти на иностранные рынки.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова