После объявления частичной мобилизации количество сделок по продаже машин на Урале резко сократилось. О перспективах восстановления авторынка в регионах, возможной помощи от Казахстана и Беларуси и других актуальных проблемах «ФедералПресс» рассказал владелец компании «Автоэксперт» из Екатеринбурга Александр Макаров.
Ситуация на авторынке
«В этом году ситуация на автомобильном рынке меняется каждый месяц. После начала спецоперации продажи упали на 80 %. В июле – августе все стало немного восстанавливаться. Но после объявления частичной мобилизации снова рухнуло. Мы работаем по подбору автомобилей на рынках Челябинска, Перми, Тюмени и Екатеринбурга. Видим, как резко сократилось количество звонков: сколько их было раньше и сколько сейчас», – рассказал Александр Макаров.
По мнению уральского эксперта, пока нет никаких предпосылок, что до конца года рынок как-то оживет.
В единичных случаях дорогие машины сейчас завозят из Объединенных Арабских Эмиратов: дилеры получают с этого выгоду. Но количество покрывает потребность только малой части населения.
Собеседник «ФедералПресс» отмечает, что автомобили стоимостью до 1,5 миллиона рублей перегонять в Россию нет смысла – на этом ничего не заработать. В итоге они обойдутся не дешевле, чем стоят сейчас.
Какие марки машин в дефиците
На авторынке Урала сейчас наблюдается дефицит многих марок автомобилей: Toyota, Lexus, Honda, BMW, Audi, Mercedes, Skoda, Volkswagen, Nissan. Их нельзя прийти и заказать, можно выбрать только из наличия, и дилеры не ожидают новых поставок, так как заводы по их производству уже не работают. У некоторых дилеров нет в наличии даже таких популярных моделей, как Hyundai Solaris или Kia Rio.
Большинство популярных марок автомобилей сейчас можно выбрать только из наличия
«К тому же многие дилеры закупали часть своего автопарка по высокому курсу доллара, что также сказывается на ценах в салонах. А по этим ценам люди не готовы покупать новые автомобили», – отмечает Александр Макаров.
Автоэксперт добавляет, что не стоит в этом вопросе надеяться на Казахстан или Беларусь. Там картина примерно такая же, как и в России.
«В этих странах нет такого рынка, как у нас. Территориально, в сравнении с нами, это небольшие страны, и отсутствует спрос, как в России. К тому же у них крайне мало автозаводов», – добавляет Александр Макаров.
И напоминает, что большинство машин среднего класса для российского рынка здесь же и собирали: это касается марок Volkswagen, Skoda, BMW. Завозились преимущественно дорогие машины моделей Toyota, Lexus. Поэтому пока заводы не работают, нет и поставок. Рынок оживится только тогда, когда наполнится новыми машинами.
Кто придет на смену полюбившимся маркам автомобилей?
Китайский автопром или Lada Vesta
Пока в Россию активно поставляют только китайские автомобили, но самый дешевый вариант начинается от 2,5 миллиона рублей. Зато, как отмечает Александр Макаров, раньше к ним относились скептически, а сейчас, не имея других вариантов, начинают менять свое отношение к китайским производителям.
«Жизнь заставила. И, вероятно, китайцы заполнят премиальный сегмент», – добавляет собеседник.
По мнению автоэксперта, пока самый выгодный вариант для среднего сегмента – ремонтировать старую машину, если она более-менее ездит. Даже если запланировать покупку нового автомобиля в обмен на ваше 5–7-летнее авто с пробегом, добавлять вам придется две, а то и три стоимости старого авто.
То же самое касается и отечественных машин: новая Lada Vesta сейчас стоит от 1,5–1,6 миллиона рублей. Даже с учетом программы льготного кредитования и господдержки Lada Vesta выйдет не дешевле 1,2 миллиона рублей. Точно такой же 5-летний автомобиль с пробегом можно купить на рынке за 600–700 тысяч рублей.
«А вот некоторые дорогие немецкие машины сейчас нет смысла содержать – на них нет запчастей и стоят они космических денег. Содержание старого премиального автомобиля обходится очень дорого. Здесь есть смысл рассмотреть вариант покупки нового авто», – считает Александр Макаров.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин