Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Открытый мир для избранных: смогут ли блогеры заставить компанию Meta* исполнять законодательство РФ

Марк Цукерберг
Компания проводит дискриминационную политику по отношению к россиянам, считают эксперты

Первый в истории России иск к компании Meta* направлен в суд – истцами выступила группа из 15 российских блогеров. Поводом для судебного разбирательства стало отключение таргетированной рекламы на площадках, вследствие чего блогеры понесли крупные убытки. Почему американские соцсети игнорируют российское законодательство? Сможет ли коллективный иск к компании восстановить справедливость? Об этом – в материале «ФедералПресс».

Инициативная группа из 15 российских блогеров направила на рассмотрение коллективный иск к компании Meta*. Эта компания является собственником социальной сети Facebook*, социальной сети Instagram* и мессенджера WhatsApp. Поводом для судебного разбирательства послужило отключение таргетированной (целевой) рекламы в соцсетях IT-гиганта 4 марта 2022 года. По мнению истцов, американская компания нарушила Гражданский кодекс РФ и закон «О защите прав потребителей».

В иске блогеры указывают на то, что их законные интересы были ущемлены американской компанией и Meta* просто присвоила деньги россиян. Истцы оценили моральный ущерб и падение доходов в 18,1 миллиона рублей. Затраты на рекламу они оценили в 3,1 миллиона рублей.

«Насколько известно из источников СМИ, ответчиком по иску блогеров является американская компания. Даже если у истцов получится выиграть процесс в российском суде, то может возникнуть проблема признания и исполнения такого судебного решения в иностранном государстве», – отметил юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Спартак Хулхачиев.

По его словам, правоотношения между РФ и США не предусматривают признания судебных решений по гражданским делам, поэтому взыскать с ответчика понесенный ущерб будет сложно.

«Между США и РФ нет договоров о признании судебных решений по гражданским делам, поэтому значительным риском процесса будет сложность исполнения такого судебного решения», - добавил эксперт.

Из-за радикальных действий американской компании пострадали обычные пользователи, ни косвенно, ни напрямую не имеющие отношения к политике. Можно предположить, что по мнению корпорации Meta* российские блогеры – преступники «по умолчанию», и их вина только в том, что они честно работали в России.

Основатель социальной сети Facebook* Марк Цукерберг писал, что социальная сеть создавалась для того, чтобы выполнять социальную миссию – сделать мир более связным и открытым. Однако слова руководителя компании и действия социальной сети значительно расходятся – Facebook* практикует дискриминацию россиян. В настоящее время западные социальные сети целенаправленно «закрывают» мир.

Фактически, компания Meta* выдала пользователям своих продуктов «лицензию на оскорбление» в отношении жителей России и сама присоединилась к травле. Компания не оправдала доверия блогеров – именно тех людей, которые приносят соцсетям аудиторию и доход. Meta*, можно сказать, украла деньги российских лидеров общественного мнения, совершила преступление. Такие действия нагляднее всего демонстрируют поведение двойных стандартов западных социальных сетей – они ставят на первое место политику, но не интересы пользователей.

По мнению директора Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимира Зыкова, решение компании Meta* – дискриминационное.

«Это очень правильно, давно надо было это сделать. Ребята в целом молодцы, и вообще непонятно, почему Meta* выключила на территории России рекламные сервисы. Фактически они наказывают граждан России, которые не имеют никакого отношения к политической ситуации. Таким образом они создают дискриминационную политику по отношению к россиянам, что в целом очень странно», – отметил эксперт.

Он также напомнил, что организация внесена в список экстремистских, и даже если Meta* разблокирует рекламные сервисы на территории России, пользоваться ими будет опасно, однако решение российских блогеров – правильное.

«Даже если Meta* вернет в Россию рекламную платформу, пользоваться ей будет опасно, потому что в теории, поскольку Meta* была признана экстремистской организацией, использование официальных рекламных инструментов может быть воспринято как финансирование экстремистской организации, и это накладывает определенные риски на профессиональное сообщество. Но в общем и целом добиться правды нужно», – заключил Зыков.

Напомним, что Тверской районный суд Москвы признал американскую компанию Meta* экстремистской и запретил ее деятельность. Также под запрет попали социальные сети Facebook* и Instagram*. Решение суда не распространяется на мессенджер WhatsApp.

*Компания Meta, владелец Facebook и Instagram, признана экстремистской и запрещена в РФ

Фото: Ron Sachs / dpa / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.