Все внутренние кадровые перестановки поставят на паузу. К такому выводу приходит ряд политических аналитиков. Обозреватель «ФедералПресс» разбирался, почему ожидаемые кадровые перестановки не произошли, и как на это повлияла спецоперация.
Конец сибирской командировки Питерского чиновника
Отставки и назначения в правительстве региона случаются нередко, и с большой охотой обсуждаются в околоправительственных, или считающих себя таковыми, кругах региона. В принципе анонимные источники пророчили более масштабные кадровые решения, но предсказания сбылись в случае с Иваном Колпаковым, занимавшим пост замгубернатора. Чиновник отвечал в «Сером доме» за противодействие коррупции, эффективность расходования бюджетных средств, организацию и контроль режима секретности и защиты информации. Его уход оброс рядом конспирологических версий. К тому же после объявления частичной мобилизации на Колпакова легла часть функций в этом направлении.
Политолог Сергей Шмидт обращает внимание, что функции замгубернатора в этом случае дублируются сразу несколькими отделами в областном правительстве, поэтому от ухода одного зама или замены им другим особых последствий ждать не стоит. Уход Колпакова можно считать номенклатурным решением, хотя явных провалов в курируемых сферах не наблюдается.
«Это логика чиновничья, может, она и правильная: должен быть тот, с кого снимут голову в случае провала. А целый отдел или даже два отдела, видимо, плохо подходят для реализации принципа персональной ответственности. Поэтому должен быть ответственный. Не моя идея: у всякого провала должны быть фамилия, имя и должность», – считает политолог.
Ряд политологов и аналитиков полагают, что уход Ивана Колпакова связан с его бэкграундом – он выходец с запада страны, долгое время занимал посты в правительстве Ленобласти. Именно это давало основание для инсайдерской информации о близости чиновника к администрации президента, якобы Колпаков курировал ряд вопросов, интересных для Кремля. Однако, по мнению независимого журналиста и блогера Павла Добродеева, слухи о влиятельных кураторах Колпакова изрядно преувеличены, а суть увольнения надо искать в особенностях местной властной системы.
«Что касается качественного состава – проблемы с этим были всегда. Найти хорошего специалиста на такую должность при зарплате от 100, 150 и даже меньше 200 тысяч рублей крайне сложно. Из бизнеса не возьмешь, потому что на такую зарплату мало кто пойдет. А уровень ответственности очень большой. Поэтому и ищут везде, даже в других регионах. Кто-то срабатывается, кого-то стиль работы губернатора Кобзева не устраивает, кто-то не устраивает самого Кобзева. В итоге отставки», – считает собеседник.
Большинство политобозревателей сходятся во мнении, что Колпаков рано или поздно бы и так покинул «Серый дом» в Иркутске. СВО никак не повлияла на его карьеру.
СВО диктует новые правила приличий
Еще один из круга «вторых лиц» области, кому телеграм-каналы пророчили смену карьерной линии – замгубернатора Андрей Бунев. В правительстве региона он курирует, в том числе, вопросы внутренней политики. Выбор случайным назвать никак нельзя, долгое время Андрей Бунев возглавлял Следком Иркутской области, и по долгу службы о внутренних течениях в регионе знает больше, чем известно в публичной плоскости. Вбросы о том, что генерал-майор юстиции покинет областное правительство, появлялись систематически. В области, раздираемой бесконечными клановыми войнами, это казалось вполне логичным. Однако, по мнению политолога Сергея Шмидта, даже если и готовилось перемещение, или отставка Бунева, СВО поставила эти перспективы как минимум на паузу.
«Я думаю, что здесь влияние спецоперационной ситуации очевидно. И суть его – не будить лихо и не порождать каких то ненужных внутриэлитных конфликтов. Поэтому можно уверенно предположить, что наши крупные и влиятельные чиновники получили действительно больше шансов остаться на своих местах. Потому что сейчас время не рассматривается как удобное и приличное, я бы даже такое слово употребил, для каких-то внутренних войн и войнушек», – считает политолог.
Исключение, по мнению Сергея Шмидта, будет делаться только в случае явных и крупных ошибок чиновников. И в этом случае, скорее всего, решение будет приниматься на более высоком уровне. Чтобы избежать этого, сами чиновники могут попросту сократить инициативу до минимума. Экономические кланы, привыкшие к лоббированию своих интересов, тоже умерят инициативу и будут сохранять достигнутое статус-кво, без явных попыток поставить на ключевые посты «своих людей».
Вечный ио от минздрава
Еще одной незакрытой вакансией в областном правительстве является должность министра здравоохранения в областном правительстве. Его возглавляет Алексей Шелехов. При этом формально он является заместителем министра. Официально назначенного министра нет почти год, с того момента, как в конце декабря 2021 года уволился Яков Сандаков.
Как считает политолог Сергей Шмидт, эпопея с исполняющим обязанности обусловлена тем, что и раньше ключевые решения по региональным кадрам, если не принимались напрямую в Москве, то во всяком случае согласовывались в столице. С началом спецоперации даже декоративные атрибуты федерализма ушли в прошлое.
«Есть, например, Чеченская Республика, у которой отношения с федеральным центром выстраиваются по своим правилам. Иркутская область к таким субъектам точно не относится, и столько самостоятельности в кадровых решениях ей точно никто не даст. Все процедуры будут идти через Москву, а как говорят люди изнутри системы, это процесс долгий», – считает Шмидт.
По мнению независимого журналиста Павла Добродеева, «вечный ио регионального минздрава» – это не столько проблемы самостоятельности регионов, сколько исключительно внутренняя проблема региона. Здесь должность министра здравоохранения стала «расстрельной». Яков Сандаков возглавлял минздрав год. Теперь его работой интересуется ФАС, открывшая дело, и депутаты, которые разбираются последствиях в его решении слить три медучреждения Ангарска в одно. Его предшественница Наталья Ледяева до сих пор находится под следствием по обвинению в коррупции.
«Видимых проблем в принципе у правительства нет. Есть незакрытая позиция с руководителем минздрава, но такое время и такая должность, куда надо сначала найти человека, а потом его убедить. После череды уголовных дел желающих, скорее всего, немного», – подчеркивает журналист.
Еще одно ведомство, которое регулярно сотрясали коррупционные скандалы – министерство лесного комплекса. Бывший руководитель находится за решеткой, его преемник вынужден был написать заявление на увольнение. Нынешний глава Владимир Читоркин – выходец из федерального Минприроды, занимает пост 1,5 года и, по мнению ряда аналитиков, смог навести в министерстве относительный порядок. Вероятно, что скандал с невыплатой зарплаты сотрудникам лесхоза по нынешним временам не может быть основанием для смены министра, и, как следствие, не станет поводом к новому витку «лесных войн».
Фото: ФедералПресс/Полина Зиновьева