В Приполярье, в уральских и югорских поселках, в уютных бревенчатых домиках нор-колах, но уже со спутниковыми антеннами на крышах живут представители коренных малочисленных народов Севера – манси или, как звали их прежде, вогулы. Они проводят обрядовые праздники в честь своих языческих богов, приносят жертвы Нуми-Торуму и живут в тесном соседстве со Снежным человеком. История происхождения манси, культура, язык, обычаи и верования одного из древнейших племен мира – в материале «ФедералПресс».
Манси махум в истории России
Манси – коренной народ Западной Сибири в семье финно-угорских народов. Манси и ханты называют еще обскими уграми, а их языки – обско-угорскими. Этнос сложился в эпоху неолита из двух культур: геологическое древо народа начинается с пришедших с юга – через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана – угорских и индо-иранских племен. Они жили в предгорьях Урала за две-три тысячи лет до нашей эры.
Манси в переводе с мансийского языка означает «человек» или «мужчина». Отделяя от других национальностей, эти загадочные жители Севера зовут себя манси махум – манси народ. До советского времени манси звали вогулами – по созвучию с рекой Вогулка в Пермском крае, где жили уральские аборигены. Прибывшие с юга тюрки ассоциировали северян, а большую часть народа оттеснили на север и восток. Ко второй половине XV – началу XVI веков вогулы осели у берегов реки Северная Сосьва в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, где и сегодня остались поселения манси. На территории Руси были Кондинское, Ляпинское, Пелымское и Сосьвинское княжества, которые угасли после походов московских князей в XV–XVI веках.
Затем вогулы ассимилировали с татарами – «и сами сильно отатарившиеся, не поддаются выделению из общей массы туземного населения», отмечает российский и советский историк Сергей Бахрушин. А в XVII–XIX веках Русская православная церковь занялась крещением Сибири. Священнослужители отправлялись с миссиями по тем местам, где были поселения туземцев. С тех пор мансийский народ начал ассоциироваться русским.
Космос манси
Мансийский миф о сотворении Вселенной гласит, что вначале была только вода, а земли и видно не было – она находилась глубоко под водой. Из воды торчал торфяной клочок, тут и жили муж и жена, и был у них белый ворон.
«Вокруг дома повсюду вода – нет земли. Муж не выходит на улицу, что из себя представляет улица (мир вне дома), он не знает. Так поживали, однажды с верхнего мира (с неба) послышался гром (гул, грохот). Муж из окна смотрит на улицу, сверху с неба летит железная гагара, нырнула в воду искать землю», – гласит священная сказка о возникновении мира.
Так повторялось три утра подряд: прилетала птица, ныряла в воду, доставала до земли. А наутро из-под воды пребывала Земля.
Вогулы считали главным жертвенным животным лошадь, ее приносили верховному божеству Нуми-Торуму, который согласно мировоззрению манси управляет людьми и определяет срок жизни каждого человека и людей в целом. Жертвователем мог быть любой человек. А шаманы же могли обратиться к духам более высокого ранга или к богам.
Картины камлания (общение с духами) и другие обычаи манси описывает в своих литературных произведениях «Сердце Пармы» и «Тобол» российский писатель Алексей Иванов. Вогулов романист выбрал из множества других малочисленных народов неслучайно: их сказания хорошо сохранились.
«Мансийский фольклор меньше искажен русским влиянием. Я не сочинял, а опирался на реальные феномены: мансийских преданий – больше [чем, например, у коми], а мансийские чудища страшнее», – считает писатель.
Где и как живут манси
77 % манси живут на западе Ханты-Мансийского автономного округа, в основном Березовском, Кондинском и Октябрьском районах. Коренные манси – таежники, собиратели, охотники и рыболовы, но не скотоводы, не земледельцы, чем отличаются ханты. У них нет оленьих стад, но оленей они всегда использовали в качестве ездовых средств.
Традиционное срубное жилище манси – нор-кол, в переводе с мансийского языка «бревенчатый дом». Внутри, чаще справа от входа, располагается печка – чувал (севал). По стенам лежанки – нары (пал) и полки (норма). У противоположной от входа стены (мул) в правом углу находится запретное для женщин место (мули-пал), где помещалась полка (пупыг-норма) для культовых предметов. Рядом с жилищем нередко ставился коновязный столб. В Югре манси до сих пор живут поселениями в таких традиционных избах.
Национальная одежда манси отличается в зависимости от региона. Так, женщины на Севере надевали хлопчатобумажное платье (суп) на кокетке, в низовьях Оби и Северной Сосьвы носили халат (тор сахи), а на юге в ходу была туникообразная рубаха. Верхней одеждой зимой была шуба (сахи). На голове носили платок внакидку.
Мужчины носили штаны и длинную рубаху (cуп) на кокетке. Восточные вогулы надевают также длинную косоворотку. Верхней мужской одеждой у северных и западных манси была малица (мольсянг) с паркой (порха) или гусем (пун кувщ). В таком виде современных манси можно встретить и сегодня.
Выдающийся мансийский ученый, доктор филологических наук, хранительница мансийского языка Евдокия Ромбандеева посвятила манси множество научных исследований при поддержке администрации Ханты-Мансийского автономного округа.
«Манси (вогулы) живут на территории в северо-западной части Сибири по левым притокам Оби в пределах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. Несколько десятков семей живет в Свердловской области. В Пермском же крае в верховьях Вишеры сохранились лишь потомки манси, которые говорят по-русски, но называют себя до сих пор вогулами», – рассказывает ученый в одном из своих исследований.
Оживающий мансийский язык
Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской языковой семьи. У вогулов всего четыре диалекта, литературный мансийский язык основан на сосьвинском диалекте, на котором говорили более 60 % манси.
Мансийская письменность существует с 1931 года – первоначально ее создали на основе латинского алфавита, в нем было 29 букв. Однако уже в 1937 году был утвержден мансийский алфавит на основе кириллицы из 34 букв. Со временем мансийский язык дополнялся, и сегодня усовершенствованный алфавит мансийского практического письма содержит 44 буквы.
В XX веке этнос сильно ассимилировался, многие обрусевшие манси забыли родной язык. На правительственном уровне эта проблема решается разными способами. Так, в Югорском государственном языке продолжается научно-исследовательская работа, посвященная народности манси и мансийскому языку.
Власти Югры поддерживают инициативы КМНС по созданию стойбищ, а также организации мероприятий, способствующих реабилитации родного языка манси. Так, рядом с поселком Саранпауль в Березовском районе ХМАО-Югры в июле 2022 года открыли детское этническое стойбище «Мань-Ускве» («Маленький городок»). Здесь ребят знакомят с культурой, промыслом, национальными традициями коренных малочисленных народов севера.
На базе этностойбища жительница Саранпауля Елена Фризоргер задумала реализовать проект «Ам омам латынг» («Язык моей мамы»). Она отмечает, что в силу ассимиляции в России осталось порядка 6 % носителей мансийского языка, которые преимущественно живут в Березовском районе ХМАО и Ивдельском районе Свердловской области.
«В моей семье манси мама, следовательно, и мы с братьями не говорящие. Мы занимаемся детским отдыхом на стойбище «Мань Ускве» и решили изучать язык через игру. Сколько угодно можно приводить доводов по поводу того, как сохранить мансийский язык. Но, к сожалению, реальность такова, что мы лишь можем адаптировать язык и культуру к современным реалиям. Говорить о жизни, как жили наши предки, уже не получится. Самая главная задача – объединяться», – считает мансийка.
Обычаи и обряды манси
Обряды манси, камлание шаманов, а в особенности их таинственное общение с манквами, снежными людьми, привлекают туристов и сегодня. Загадочные северяне не перестают быть интересными для современников, рассказал в интервью «ФедералПресс» руководитель клуба экспедиций «Дикий Север» Евгений Свитов.
Как часто водите туристов к манси?
— Зимой два раза в неделю, по понедельникам и средам, мы выезжаем с туристами в поселения манси. В основном мы общаемся с сосьвинскими манси, которые живут в районе реки Северная Сосьва. Манси, которые живут в Ханты-Мансийском автономном округе, и наши, свердловские, которые живут в районе перевала Дятлова, в национальном поселке Ушма. Общаемся с манси много, каждую неделю созваниваемся. У них сейчас есть спутниковая связь в их избах, есть интернет. Туристов возим зимой с января по март – передвигаемся на снегоходах.
Какие обряды можно увидеть в поселениях манси?
— Лучше всего сохранилась культура манси в Саранпауле Ханты-Мансийского округа. В этом поселке соблюдают традиции вогулов, жители проводят национальные праздники, обряды. Здесь соседи и ханты проводят Медвежий праздник, День оленевода, Вороний день.
Медвежий праздник в Саранпауле длится около недели. Здесь читают сказки на мансийском языке, устраивают национальные игрища – метание тынзяня на хорей, прыжки через нарты, борьба. А после делают подношение «старшему брату» – извиняются перед медведем, а потом едят его мясо со шкуры. Очень колоритный и первобытный праздник.
Манси и ханты ездят на священное озеро Балбанты – это священное озеро, здесь у них ритуальное место. На берегах водоема шаманами проводится обряд йир: сюда приносят жертвенного оленя. На шаманской реке Тыкотлова манси тоже устраивают обряды.
Еще у них есть интересный обряд – почитание менква – снежного человека. Манси идут в те места, где их встречают, и приносят им жертву. Мы тоже встречали следы снежного человека, целые семьи, порядка 40 особей менкв живут в районе Софьиных гор, недалеко от поселка Овгорт. Там топкие болота, поэтому для свершения обряда ханты и манси ездят туда зимой на снегоходах.
Это для нас интересно: мы хотим заснять, посмотреть, а манси и ханты знают, что снежный человек есть, живут с ними по соседству и не трогают его, а он не трогает их. Они специально не хотят менква встречать, потому что у северян есть такое поверье: если кто-то из семьи встречает йети, в дом приходит несчастье – кто-то в семье умирает. Эта тема для них табу, даже не обсуждается.
Как повлияла на культуру манси цивилизация?
— Все чаще манси играют ведомую роль в таких праздниках, а ведущими являются ханты. Дело в том, что многие манси уезжают из поселков в города и тем самым утрачивается идентичность народности. Но многие возвращаются в родные поселки – земля тянет обратно.
Есть такие как Самбиндаловы, которые не покидают поселки, и всю жизнь занимаются охотой, собирательством, рыбной ловлей. Но опять же они не устраивают таких обрядовых праздников даже с помощью ханты. Я бы так обозначил: самая интересная культурная составляющая осталась на границе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. В Свердловской области они уже забывают свою аутентичность.
Еще одна беда – туристы везут манси выпивку. Как известно, у северян нет ферментов для расщепления алкоголя, отчего такие «подарки» не приводят к добру. Мы рекомендуем туристам везти манси шоколад, конфеты, лекарство, бензин. Бензин на Севере – вообще валюта.
Фото и видео: клуб экспедиций «Дикий Север»/Елена Поморцева
Инфографика: ФедералПресс/Елена Майорова
Энциклопедия коренных народов России