Автомобильные запчасти с начала года подорожали в России на 25,8 %, выяснили страховщики. При этом самые популярные детали выросли в цене на 70 %. На фоне ухода крупнейших автопроизводителей с российского рынка и остановки поставки оригинальных запчастей ситуация для владельцев «железных коней» выглядит не очень радужной. Как обстоят дела на рынке запчастей, где есть реальный дефицит и много ли появилось подделок – «ФедералПресс» поговорил с экспертами автомобильной отрасли.
За январь-июнь 2022 года рекомендованные производителем розничные цены на запчасти в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 25,8 %, говорится в статистике «АльфаСтрахования». Если же смотреть на рыночные цены, то наибольший рост зафиксирован среди кузовных деталей передней и задней части автомобиля – до 70 %. Сильнее всего цены подросли у Volvo, Subaru, Suzuki – от 55 % до 67 %, меньше всего – только на 20 % – на марки Lada, Toyota и Jeep. Не воодушевляющие новости пришли и со стороны альянса Hyundai-Kia, который является крупнейшим автопроизводителем России. По данным издания «Донг-А Ильбо», автопроизводитель рассматривает продажу российского завода.
Каких запчастей на российском рынке много
Европейские производители запчастей начали покидать российский рынок с началом специальной операции, поэтому большинство российских дистрибьюторов комплектующих в течение марта – начале апреля сформировали большие заказы запчастей на заводы в Азии и Ближнем Востоке, рассказал «ФедералПресс» сооснователь международной сети автосервисов Fit Service Данил Соловьев. По его словам, уже тогда стало понятно, что с учетом изменившийся логистики заказы приедут в Россию не раньше сентября. За это время старые запасы запчастей распродавались со складов, а новые еще не поступили в Россию.
«Это привело к тому, что в конце августа произошел пик дефицита, когда самые популярные запчасти для ТО – фильтры, колодки и так далее – на самые популярные модели исчезли. Самый сложный период длился, наверное, недели три», – рассказал эксперт.
Он добавил, что с начала сентября в страну стали приезжать заказанные в марте детали азиатских поставщиков и производителей, и ситуация с дефицитом стала выравниваться, но совсем не исчезла. «Дистрибьюторы в марте и апреле начали формировать заказы на наиболее востребованный товар – запчасти для технического обслуживания и мелкосрочного ремонта, а также на запчасти для самых популярных машин, которые составляют основу для автопарка России», – пояснил специалист.
По его словам, теперь по этим позициям запчастей в автосервисах, на складах дистрибьюторов и в розничных точках продаж имеется «в предостаточном количестве». «Для автовладельцев это означает, что для мелкосрочного ремонта и ТО – запчасти по той же цене, как это было в начале года. Конечно, это запчасти под другим брендом, но того же качества и по той же цене, как было раньше», – добавил он.
Сооснователь автосервисов Fit Service рассказал, что «бегать» за производителями запчастей, которые покинули российский рынок, «нет никакого смысла с точки зрения бизнеса, не говоря уже про патриотизм». «Покупать какую-то запчасть европейского бренда, везя ее через страну-прослойку с дополнительным логистическим плечом и каким-то посредником посередине… То есть привезти сюда «золотую» запчасть, которая не сможет конкурировать с азиатскими производителями того же качества, бессмысленно», – пояснил Соловьев.
В сегменте неоригинальных запчастей для массового бюджетного сегмента японских, корейских и ряда европейских машин нет недостатка в предложениях, заметил автомобильный эксперт Петр Баканов. «Когда у вас речь идет о резиновых сайлентблоках или ступичных подшипниках, то у вас много производителей «неоригинала», много разной альтернативы и большая конкуренция. В основном потребитель массового сегмента страдает не от недостатка, а от подъема стоимости», – добавил он.
С какими запчастями в России есть проблемы
Руководитель проектов Parts Auto и Stock Pro Артем Потехин рассказал, что на рынке присутствует недостаток оригинальных запчастей для автомобилей возрастом до пяти лет. «Основная проблема с кузовными деталями, стеклами и крупными узлами для свежих автомобилей, поставки «оригиналов» фактически отсутствуют. Больше всего подорожали стекла. Например, на Hyundai Santa Fe оригинальное стекло может стоить до 500 тысяч рублей», – заметил он.
Соловьев добавил, что трудно складывается ситуация с блоками управления для двигателей, коробок передач, подушек безопасности. «Их не то чтобы нет, но их нужно ждать. Если раньше с поломкой блока управления деталь могли привезти в течение двух-трех дней, то теперь – две недели», – пояснил сооснователь Fit Service.
В прямом смысле отсутствуют запчасти для редких автомобилей, которых в российском автопарке меньше всего. Соловьев отнес к ним машины премиальных брендов, таких как Range Rover или Jaguar.
Баканов отмечает, что основной вопрос в сроках доставки деталей и их стоимости. «Рынок автозапчастей переживает смутные времена. Что нужно долго ждать: в первую очередь оригинальные кузовные детали, оригинальные элементы интерьера и мультимедийных систем, все, что касается оригинальной электроники и блоков управления. Это свойственно для всех сегментов, но чем более премиальный автомобиль, тем меньше предложений, выше цена детали и ее сложнее достать», – добавил он.
Потехин отмечает, что при ремонте автомобилей по гарантии сложности возникают с крупными узлами – коробками, редукторами и моторами. Владельцам не новых автомобилей в этом плане можно посмотреть на рынок подержанных деталей. «Если машина не гарантийная, то спрос переключается в сторону б/у. Там можно много чего найти, в том числе узлы и кузовные детали. Все идет либо в сторону аналогов-заменителей из Китая, Тайваня, Японии или в сторону подержанных запчастей», – объяснил эксперт.
Заместитель генерального директора по сервису АГ АВИЛОН Алексей Гуляев рассказал, что ситуация с дефицитом запчастей улучшается благодаря параллельному импорту, но проблемы еще остаются.
«Сложные электронные системы и блоки – это те многокомпонентные элементы автомобиля, по которым на данный момент все еще сохраняется заметная нехватка. Ситуация со стоимостью поставляемых запчастей по параллельному импорту разная: на дефицитную запчасть разница в цене между оригиналом и аналогом не слишком существенная. Однако если деталь в избытке, стоимость привезенного аналога может быть в два-три раза ниже оригинала», – пояснил собеседник агентства.
Какие подделки встречаются на российском авторынке чаще всего
Риск покупки поддельных деталей был и раньше, но теперь контрафакта стало больше на 20–30 %, считает Баканов. «В основном это «расходники», такие как тормозные колодки, колесные диски, фары, компоненты подвески, воздушные фильтры, лобовые стекла – детали, которые часто меняются. Также могут быть элементы шасси и ГСМ. Их и раньше подделывали, а теперь тем более, поскольку с рынка уходят какие-то бренды», – подчеркнул собеседник агентства.
Он добавил, что подделки бывают разными: в некоторых используются некачественные детали, в других – запрещенные материалы, такие как свинец или мышьяк, в каком-то контрафакте деталь просто подделывают под оригинальную упаковку. «Я думаю, что цифра в 20–30 % контрафакта не будет снижаться», – убежден специалист.
Фото: Бочаров Денис / news.ru via globallookpress.com / Globallookpress.com