В Приморье на протяжении долгих лет не смолкает конфликт из-за открытой перевалки угля. Решением проблемы в 2018 году занимался и.о. губернатора края Владимир Миклушевский, а после уже и нынешний глава региона Олег Кожемяко. Несмотря на все выявленные нарушения и поручения, стивидоры (организации, которые занимаются разгрузкой и погрузкой угля) продолжают попадаться на загрязнении окружающей среды. Как в Приморье выполняются поручения и почему местные жители перестали бить тревогу из-за загрязнений окружающей среды – в материале «ФедералПресс».
Новое решение суда
В минувший понедельник, 24 октября, Первомайский суд Владивостока обязал стивидорную компанию ООО «ДВ Порт», которая эксплуатируют причалы в заливе Петра Великого, оборудовать очистные сооружения. Несмотря на отсутствие связи компании с углем в ходе проверки было установлено, что в ходе работы идет загрязнение, засорение, заиление и истощение вод.
Речь идет о причалах между бухтами Анна и Диомид на Змеинке. Теперь стивидоры должны установить очистительные сооружения в течение 18 месяцев.
Пятилетняя борьба со стивидорами
Борьба с угольной пылью и стивидорами идет уже более пяти лет. Вопросы пытался решить еще Миклушевский, который покинул губернаторский пост в 2018 году. И даже он признавал, что необходимо предпринять больше мер:
«Предпринятых мер недостаточно, лукавства не допущу. Так, на одном из причалов вроде бы чистенько, однако перегрузка угля не ведется. Я говорил неоднократно, что мы заставим стивидоров бороться с угольной пылью. Важно, чтобы в Приморье был создан бизнес, который не только создаст рабочие места, будет платить легальную зарплату и налоги, но и не будет вредить экологии», – отмечал глава региона в марте 2017 года.
Меры, которые предложили стивидоры еще в 2017 году, следующие: на объектах должны были быть установлены водяные и снеговые пушки, которые бы сбивали угольную пыль, а также ветрозащитные и пылезащитные экраны. Компаниям необходимо было задуматься и о строительстве укрытий – ангаров на терминале Астафьева в Находке, которое бы помогло снизить пыление. Кроме того, тогда решили регулярно брать пробы воздуха в портах, чтобы работа с нарушителями была эффективнее. Время показало, что свои же предложения выполнить смогли не все.
Приморье утопает в угольной пыли
Больше всего досталось Находке. «Терминал Астафьева» – лишь один из пяти терминалов, занимающихся перевалкой угля в городской черте, от которого угольная пыль разносится буквально по всему городу, попадая в квартиры. В социальных сетях местные жители неоднократно показывали черные подоконники, потолки и стены, на которые оседала угольная пыль.
О проблеме жители Находки жаловались президенту: писали письмо и обращались на «прямой линии». Казалось бы, вопрос начали решать в 2018 году, когда правительство края заключило соглашения с девятью компаниями, занимающимися перевалкой угля в Находке. Согласно документам, стивидоры обязались направить более 1,5 млрд рублей за три года на борьбу с угольной пылью. В числе этих мероприятий – автоматизированный мониторинг состояния воздуха, строительство ограждений пылеподавления, очистка ливневых вод на угольных складах, внедрение водяных и снеговых пушек, применение пылеулавливающих реагентов, регулярная очистка территорий складов и проезжей части от угольной пыли.
О проблемах с угольной пылью не понаслышке знают и владивостокцы. Жители Чуркина на протяжении 11 лет борются за право на чистый воздух с рыбным портом. Угольная пыль буквально окутывает улицу Тополевую, она оседает на автомобилях, детских площадках, подоконниках в квартире.
Пылит Владивостокский морской рыбный порт, который занимается перевалкой угля рядом с жилыми домами.
То же самое касается угольного терминала «Порт «Вера». Жители села Подъяпольское пожаловались на пыль в социальных сетях, чем и привлекли внимание надзорных органов. В ходе системного мониторинга были установлены факты возможного пыления при перевалке угля в порту.
Поручения Кожемяко
В преддверии выборов в 2018 году предвыборная кампания действующего губернатора Приморья Олега Кожемяко включала в себя решение многих проблем, которые к этому времени скопились в регионе, среди них были как раз и угольные терминалы.
Политолог Марат Баширов отмечал, что Олег Кожемяко выбрал для себя самый выигрышный путь – путь дела.
«Как мы видим, деньги ему выделяют, поэтому проблемы решаются: угольные терминалы, ГЛОНАСС, дети войны, медицина, дороги. Все эти вопросы край решить бы не смог, ему нужны федеральные деньги. То, что Кожемяко быстро получает эту помощь от федеральных властей, не может не добавлять ему голосов», – говорил политолог в 2018 году.
Решение вопросов с угольными терминалами тогда действительно сдвинулось с мертвой точки. Заявления нового губернатора были жесткими. Во время своей поездки в Находку в марте 2019 года он поручил прекратить открытую перевалку угля уже в 2020 году. Нарушителей ждала остановка работы.
«Эту работу нужно выполнить в срок. Работа стивидорных компаний по перевалке угля, не выполнивших поручение президента в 2020 году, будет остановлена. Открытой перевалки угля в городе не будет», – сказал Кожемяко.
Прокурорская проверка в июле 2019 года показала: нарушения со стороны стивидоров все-таки есть, среди них пылезащитные сетки ниже контура, недостаточное количество водяных пушек, ненадлежащая очистка воды, образованная в результате работы обеспыливающего оборудования. Нарушителям выписали предписания, в том числе и о приостановке деятельности. Ее, кстати, провел по поручению Путина заместитель генпрокурора Игорь Ткачев.
Что в итоге
Мер, принимаемых стивидорами для борьбы с угольной пылью, не хватило. К декабрю 2019 года стивидорные компании потратили 2,6 миллиарда рублей на выполнение условий соглашения с правительством Приморья по переходу на закрытую перевалку угля в Находке, Владивостоке и Посьете, где как раз и располагаются угольные терминалы.
Несмотря на уменьшение количества жалоб от населения, попытки перейти на закрытый способ перевалки угля предприняли только «Терминал Астафьева» и «Восточная стивидорная компания», остальные отделались лишь частичными мерами для недопущения распространения угольной пыли.
Спустя пять лет проблема, как сообщают в пресс-службе правительства края, «на контроле». Несмотря на то, что поручение губернатора от 2019 года до сих пор выполнили не все компании, сроки перенесли на конец 2022 года.
«За период с 2018–2022 на выполнение природоохранных мероприятий направлено более 6 861,6 млн рублей. В том числе за истекший период 2022 – более 608 млн. рублей. Всеми стивидорными компаниями выполнены обязательства по приобретению спецтехники и средств пылезащиты, получено положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Соблюдение стивидорными компаниями мероприятий по охране окружающей среды на постоянном контроле Дальневосточной транспортной прокуратуры, Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора», – прокомментировали журналисту «ФедералПресс» в правительстве Приморья.
Сейчас заявлений и совещаний по вопросу угольной пыли стало, очевидно, меньше, чем в первый год после выборов.
Это подтверждают и местные экологи.
«Проблема с угольной пылью была актуальна несколько лет назад. После определенных волнений, которые наблюдались в Приморье, стивидоры начали вкладывать в оборудование своих производств существенные средства и снизили уровень пыли, выбрасываемой в окружающую среду. В летний и осенний периоды эта проблема не так актуальна, как зимой. Сейчас будет зима, и мы сможем увидеть, как последние внедрения стивидоров способствуют решению вопроса», – рассказал «ФедералПресс» общественный инспектор по охране окружающей среды Артем Трембовлев.
Об актуальности проблемы с угольной пылью в зимнее время рассказала и старший научный сотрудник лаборатории Пресноводной гидробиологии Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН Татьяна Вшивкова.
«Как показали сведения людей, которые живут в непосредственной близости от угольных терминалов, действительно какая-то работа была проделана со стороны властей, но эффективных дел не происходит, люди все равно страдают. Сейчас придет зима, и вновь мы увидим угольную пыль, которая будет оседать на лед, снег, дома и подоконники в квартирах, поэтому существенно ситуация не меняется. Тем не менее количество угольных портов за последние годы только увеличивается, появляются небольшие предприятия. В самом начале говорили, что в Приморье необходимо построить несколько больших, хорошо оснащенных портов, которые бы этим и занимались, но чтобы угольщики не лезли на побережье. Ответственные за данную политику те, кто принимают решения на самом высоком уровне у нас в Приморье. Отчетов, где бы все правдиво описывалось, найти практически нереально. Поэтому в последнее время тема эта замалчивается, но это не значит, что ситуация изменилась в лучшую сторону», – отметила научный сотрудник.
Сами стивидоры утверждают, что полностью перейти на закрытую перевалку угля невозможно – уголь взрывоопасен и должен проветриваться на открытом воздухе, а также требует регулярной пересыпки.
«Важно, чтобы люди понимали, что строительство большого ангара – не обязательно самая результативная мера. Уголь имеет свойство при длительном хранении самовозгораться. К тому же многие стивидоры находятся вблизи жилых массивов. Я был в крупном порту Голландии, там перевалка 50 млн тонн – это как Находка и Восточный порт суммарно. Высота штабелирования в два раза больше, площади не огорожены. Но применяются мероприятия, аналогичные нашим. Постоянное орошение угля, онлайн-мониторинг состояния атмосферного воздуха, дублируется информация администрации города, и установлен ветрозащитный экран», – цитировал VL.ru слова члена совета директоров Ассоциации морских торговых портов, генерального директора АО «Находкинский МТП» Владимира Григорьева.
В последние время от стивидоров никаких заявлений не поступает, как и от самого губернатора. Политконсультант, эксперт по коммуникациям Алена Август в ходе беседы с корреспондентом «ФедералПресс» отметила, что затишье произошло не просто так и есть повод задуматься, а будет ли Олег Кожемяко вновь баллотироваться на выборы в Приморье.
«Действительно, Олег Кожемяко – первый в нашей истории губернатор, который избирался аж в три тура. Эта приморская история до сих пор оценивается и анализируется, и действительно стивидоры и угольная пыль были одной из важных тем. У Кожемяко довольно высокий рейтинг доверия, это один из крайне активных губернаторов, который занимается своим регионом на деле, а не на словах, но вот со стивидорами какая-то странная история. Мы можем только предполагать, что это может быть. Один из вариантов – решение ищется, но так как проблема эта достаточно серьезная и решить ее одномоментно не получится, то, возможно, как раз сейчас идут обсуждения и переговоры, поиски и возможности – это очень большой пласт работы, который не виден. Тогда возникает вопрос, почему об этом молчат и допускаются обсуждения на эту тему. Второе – это то, что тему решили несколько отодвинуть. Можно предположить, что появились более актуальные вопросы, но и может быть это связано с той ситуацией, которая сейчас наблюдается у нас в стране. Хотя по большому счету, несмотря на спецоперацию, социальные обязательства продолжают исполняться и тогда снова вопрос, почему это не дискутируется. И надо думать, что при ситуации следующих выборов, а они уже не за горами, снова вернуть эту тему и ничего не сделать вряд ли получится. Если Кожемяко планирует, в чем у многих есть сомнения, оставаться губернатором Приморья, то, конечно, делать что-то нужно уже сейчас, и делать то, что будет зримо, чтобы тогда эту работу был повод закончить в качестве статуса губернатора. Если же не будет сделано ни освещения работы, ни намерения хода подготовки и каких-то действий, тогда тем самым Кожемяко отдает мощное оружие в руки своим оппонентам, а у нас есть повод задуматься, хочет ли он и дальше быть губернатором», – отметила Алена Август.
Тем временем в начале 2022 года стало известно о том, что Приморский край дал добро на строительство в районе Дуная нового порта «Аврора». Это часть проекта «КОУЛСТАР» по разработке угольных месторождений в Новосибирской области, Республике Хакасии и экспорту угля в страны АТР. Обещают соблюдать требования по промышленной и экологической безопасности.
Пропускная способность нового порта составит около 35 миллионов тонн в год. Сдать объект должны в 2030 году.
Фото: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын / Global Look Press / globallookpress.com