Президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по туризму и передаче его функций Министерству экономического развития страны. «ФедералПресс» разобрался, как упразднение Ростуризма повлияет на курортную сферу южных направлений.
Упразднение Ростуризма для значительного количества экспертов стало настоящей неожиданностью. По неподтвержденной информации, некоторые работники агентства узнали об этом через СМИ. Руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова до сих пор не дала никаких комментариев.
Эксперты отмечают, что одним из ключевых событий, влияющих на такое решение, стали разногласия между руководителем Ростуризма и вице-премьером России Дмитрием Чернышенко на президиуме Госсовета, который прошел 6 сентября 2022 года под председательством Владимира Путина.
Зарина Догузова предложила расширить полномочия агентства для управления госпрограммой по развитию туристической отрасли. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко резко выступил против этой инициативы, поскольку в туротрасль вовлечено 50 смежных отраслей экономики, а сосредоточить их в едином ведомстве будет достаточно трудно.
С начала коронавирусных ограничений Ростуризм стал активно тратить средства на пропаганду внутреннего туризма. С июля 2020 года по июль 2021 года было потрачено порядка 124 млн рублей. За это время турпоток действительно увеличился, но это не заслуга Ростуризма, считает генеральный директор организации «Сто тур» Станислав Никишов. «У людей попросту нет альтернатив, кроме внутреннего туризма. Увеличение турпотока – это не заслуга работы Ростуризма, а геополитические обстоятельства. Статистика, которую представляет федеральное агентство, не имеет ничего общего с их деятельностью», – убежден эксперт.
В целом пик развития внутреннего туризма пришелся на обстоятельства, когда у туристов попросту не было возможности пользоваться заграничными курортами. По этой причине люди активно начали посещать внутренние места отдыха.
Странные решения
Также глава Ростуризма Зарина Догузова отличилась рядом предложений, которые вызвали неоднозначную реакцию. Например, создание полноценных курортов на побережьях Азовского и Каспийского морей. Федеральное агентство предложило первым делом начать строить там гостиницы для разного сегмента населения.
Подход к развитию курортов был абсолютно неправильным, туристы не будут ездить просто в гостиницы без развитой инфраструктуры, считает эксперт в области урбанистики и развития муниципальных образований Николай Куксенко. «Для того, чтобы развивать курорты, необходимо их построить и провести всю необходимую инфраструктуру. Привлечь туристов быстровозводимыми гостиницами – абсолютно популистское решение. Азовское и Каспийское побережья действительно имеют большой потенциал, но для начала необходимо их развить туристической инфраструктурой. Это не только гостиницы, а целый комплекс», – считает эксперт.
Также эксперт уверен, что в нынешней обстановке развивать пустые курорты будет очень трудно. Для начала необходимо разобраться с проблемами на южных курортах. Теперь регионы могут делать это самостоятельно, без вмешательства Зарины Догузовой во внутриполитические процессы.
«Догузова часто вмешивалась во внутриполитические процессы регионов. Каждый регион уникален, и везде есть свои нюансы в сфере туризма. К сожалению, в Ростуризме этого не понимали. В последние годы Догузова решила наделить себя большими полномочиями, фактически войти в кабмин. Я считаю, именно это и стало главным триггером и причиной упразднения федерального агентства», – делится эксперт.
Изначально Ростуризм планировал потратить 300 млрд рублей на создание курорта на Каспийском побережье. В федеральном агентстве были уверены, что этих средств хватит, чтобы создать полноценный аналог Сочи. В планах было перераспределение турпотока, чтобы разгрузить переполненные черноморские курорты. Примечательно, что на аналогичный проект в Анапе планировалось потратить всего на пять миллиардов меньше, чем на курорт в Дагестане, который пришлось бы строить фактически с нуля.
Управление туризмом «для оптимизации и совершенствования госуправления» передадут Минэкономразвитию. Курировать туристское направление в правительстве продолжит вице-премьер Дмитрий Чернышенко, с котором у Зарины Догузовой и был конфликт.
Ликвидация федерального агентства по туризму никак не повлияет на туристическую отрасль, поскольку сам Ростуризм носил больше формальный характер, считает Станислав Никишов. «Фактически это перекладывание из одного кармана в другой. Ростуризм был больше связан с внешней политикой, чем с туризмом. В регионах развитием этой отрасли и дальше будут заниматься профильные ведомства. В целом туризм ничего не потерял», – считает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева