Глава Владивостока Константин Шестаков через месяц после выборов в думу города сделал два громких заявления в адрес депутатов – тех, что шли в составе «КоманДЫ» мэра. А это 30 из 35 избранных. Среди нововведений в работе, которые уже анонсировал глава Владивостока, список KPI для депутатов, обязательные отчеты и допнагрузка общественными задачами. Что думают эксперты о таком переплетении двух ветвей власти – в материале «ФедералПресс».
Что произошло
С разницей в почти две недели мэр Владивостока Константин Шестаков сделал два заявления относительно новых правил работы думы Владивостока. Оба заявления – в подкасте «Морское утро».
Первое – все депутаты, которые прошли в думу в составе «КоманДЫ» мэра, обязаны будут перед ним отчитываться. Это 30 из 35 депутатов нового созыва. У них также появятся KPI, которые установит мэр.
В конце октября Шестаков снова сделал заявление. Теперь депутаты получат дополнительную, общественную, нагрузку. Например, курировать работу ТОСов или школы «Управдома».
Шестаков увлекся
Региональная политтусовка критически восприняла новости о KPI, отчетах и допнагрузке на депутатов. Основная претензия – депутаты не могут быть подчиненными мэра. Даже если баллотировались в составе его «КоманДЫ».
«Понятно устремление Константина Шестакова иметь команду единомышленников в Думе Владивостока и видеть в ней своих помощников. Однако он несколько увлекся. Без сомнения, один из депутатов, кто представляет избирательный округ проживания мэра, должен и обязан отчитываться перед мэром, как своим избирателем. Но вот в целом публично ставить свою «команДУ» в положение подчиненных – это так себе вариант», – считает политический обозреватель, автор блога «О политике с О.К.» Ольга Кишаковская.
С идеей дополнительной нагрузки не согласен и политолог Вячеслав Беляков. Вернее, решение задач горожан, помощь людям от депутата – это, считает политолог, очень правильно. Неправильно, когда эти задачи на депутата «вешает» администрация.
«Депутат – представитель конкретных людей и сообществ. И действовать он обязан в их интересах. Если в их интересах входить в программу 1000 дворов, он должен им помочь. А если в их интересах скрутить чиновников администрации города в бараний рог вместе с их программами – должен заниматься этим, несмотря на принадлежность к «КоманДЕ» или партии», – уверен Беляков.
Депутат Госдумы Роза Чемерис в своем телеграм-канале напомнила, что все недавние новшества для депутатов «КоманДЫ» в виде отчетов и общественной нагрузки противоречат закону:
«Уверена, что эта ересь в виде «нагрузки по общественным проектам» инициирована не председателем Думы Владивостока. Уже просто потому, что он работает там не первый год и точно читал регламент Думы и устав Владивостока. Эти два документа полностью регламентируют работу и городского парламента, и городской администрации», – написала Чемерис и добавила: в регламенте и так за каждым комитетом закреплены задачи и зоны ответственности.
Например, многострадальные ТОСы, которые теперь «передали» в рамках допнагрузки Дмитрию Новикову, вообще-то курирует комитет по МСУ, законности и развитию институтов гражданского общества.
Провал пиарщиков
Федеральный эксперт, политтехнолог Алена Август уверена: инициативы хорошие, но подкачала подача.
«Давайте рассмотрим то, что конкретно предложил мэр. Во-первых, отчет о работе депутата. Это то, что, как минимум, заложено в нормативке. Другое дело, что депутат отчитывается перед своими избирателями. Господин Шестаков наверняка считает себя избирателем, но слегка преувеличивает свои полномочия. С его стороны было бы правильным решением организовать практику публичных отчетов со стороны депутатов», – считает политтехнолог.
Алена Август отметила, что все депутаты заинтересованы в позитивном отношении к себе граждан и, в том числе, в позитивном информировании о своей работе. Но людей на такие отчеты бывает сложно собрать, а у мэра медийный ресурс несравненно выше.
С общественной нагрузкой депутатов, по мнению Алены Август, история такая же: предложение хорошее, но подано не так.
«К сожалению, часть депутатов, приходя на эту работу, не имеют полного представления о том, чем им приходится заниматься. Это очень интересный парадокс: в избирательную кампанию кандидаты входят как политические акторы, но не все понимают, что потом придется становиться хозяйственниками», – комментирует Алена Август.
Политтехнолог добавляет: ситуация с Шестаковым в том, что он «тянет одеяло на себя». Было бы неплохо просто напомнить депутатам о том, что эти задачи – и есть их работа.
У экспертов есть претензии не только к задачам и KPI, которые мэр ставит депутатам. Претензии есть к тому, что такие высказывания в целом рушат парадигму и норму о ветвях власти. Ольга Кишаковская считает, что мэр забыл про разделение ветвей:
«Константину Шестакову придется свыкнуться с мыслью, что не зря представительная и исполнительная власти – это разные ветви, и разведены они не просто так. Ну или хотя бы перестать публично ставить свою «команДУ» в думе в подчиненно-зависимое положение.
С ней согласен и Вячеслав Беляков:
«Знаете, с чего начинается правовой нигилизм? С публичного уничижения закона должностными лицами. Так вот, рассуждения в эфире о том, кто и как будет помыкать формально независимыми депутатами – именно из этой серии», – уверен политолог.
Алена Август не вполне согласна с коллегами. По ее мнению, проблема в риторике и пиарщиках:
«Разделение ветвей власти не в том, что кто-то занимается работой, а кто-то просто свысока на это глядя говорит, нравится или не нравится. Нет. Депутаты тоже работают. И хорошо, когда депутаты работают по одной стратегии с администрацией, но при этом помнят, что они эту администрацию могут контролировать. Потому что они – законодательная ветвь, а администрация – исполнительная», – ответила Алена Август на вопрос, не являются ли такие заявления мэра нарушением закона и смешением ветвей власти. И добавила – мэру стоит подумать над своей риторикой и способами коммуникации.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева