В советское время в Мурманскую область ехали за внушительными северными надбавками, поэтому недостатка в работниках этот регион не испытывал. Спустя 30 лет после развала Союза ситуация выглядит иначе: почти во всех сферах рынка труда не хватает сотрудников, даже в таких ключевых, как здравоохранение и медицина. О причинах такого положения дел и том, к работодатели решают проблемы, – в спецпроекте «ФедералПресс».
Каких специалистов не хватает
На рынке труда в в Мурманской области по многим специальностям наблюдается острый дефицит кадров, говорит руководитель пресс-службы сервиса hh.ru по Северо-Западу Мария Бузунова. По статистике, замечает она, на одну вакансию в среднем претендуют три-четыре человека – что ниже нормы по рынку.
«Но если рассмотреть каждую профессиональную сферу региона, мы увидим, что по ряду профессий и специализаций есть достаточно острый дефицит кадров, когда на одну вакансию откликаются менее одного-двух человек», – подчеркивает Бузунова.
По ее словам, к таким сферам относятся консультационные услуги, банковский бизнес, медицина и фармацевтика, сфера фитнеса, салоны красоты и страхование. Серьезный дефицит кадров ощущают и мурманские девелоперы, которым не хватает как инженеров, так и рабочих. И это при том, что в области работают два крупных вуза – МГТУ и МАГУ, а также более 30 средних учебных заведений, говорит кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС Александр Родионов.
«Вузы в этом вопросе, увы, не панацея, потому что в Мурманской области в целом не хватает людей», – отмечает ученый.
Дефицит медиков при этом он связывает как раз с отсутствием медицинского института в регионе. В этих условиях, говорит Родионов, властям приходится «зазывать» врачей и средний медперсонал при помощи льгот и субсидий, которые не всегда становятся решающим «мотиватором» в непростых условиях Крайнего Севера.
Также нехватка кадров в Мурманской области наблюдается в сфере добычи сырья и автобизнесе, добавляют аналитики hh.ru. В целом у местных компаний держится спрос как на работников массовых профессий, так и на кандидатов редких специализаций, заявляет Мария Бузунова.
«Мы видим, что лишь в четырех из 28 профессиональных сфер (юристы, бухгалтерия, госслужба, управление персоналом, а также АХО) работодатели не испытывают острого дефицита», – подчеркивает эксперт.
По статистике hh.ru, за последние 30 дней мурманские работодатели разместили более 5000 новых вакансий. Наибольшая доля вакансий приходится на компании из отрасли ретейла, где фирмам за последний месяц потребовалось более 1000 новых работников. Также активно ищут сотрудников крупные девелоперы, фирмы в сфере недвижимости (6 % новых рабочих мест). Активен в подборе персонала финансовый и банковский сектор Мурманской области – 6 % вакансий. По 5 % вакансий приходится на ИТ-сектор и транспортные, а также логистические компании.
Почему люди уезжают
Аналитики hh.ru характеризуют тип рынка труда Мурманской области как соискательный, когда «предложений от работодателей количественно больше, чем кандидатов». По их мнению, подобная ситуация, как правило, складывается годами. И одним из ключевых факторов здесь является трудовая миграция населения из северных регионов в европейскую часть страны.
«Последний тезис подтверждают и свежие данные: порядка 30 % соискателей от всего объема рынка труда этой осенью указали, что готовы к переезду в другие регионы страны. То есть каждый третий трудоспособный мурманчанин, ищущий работу, готов уехать отсюда ради гарантированного трудоустройства», – добавляет Мария Бузунова.
Кандидат экономических наук Вадим Капусткин добавляет, что причинами дефицита кадров на рынке труда Мурманской области также можно назвать нежелание выпускников учебных заведений работать по специальности «из-за недостаточной, по их мнению, зарплаты.
«В результате предложение на рынке не удовлетворяет спрос», – говорит Капусткин.
При этом многие уроженцы Крайнего Севера, отучившись в других субъектах РФ, не возвращаются на родину, заявляет руководитель магистерской программы «Стратегия и технология HR-менеджмента» СЗИУ РАНХиГС Тамара Гриненко. Также, по ее словам, в Мурманской области много военных и сотрудников правоохранительных органов, которые, выйдя на пенсию, переезжают в центральную часть России.
«А ведь это относительно молодые люди – им всего 40–45 лет», – отмечает ученая.
Она делает вывод: чтобы остановить отток кадров, в регионе нужно формировать у населения мотивацию остаться. «Ведь это суровая территория. Поэтому людям нужны привлекательные условия: внушительные северные надбавки, развитая инфраструктура, разнообразная сфера развлечений», – делает вывод Гриненко.
В советское время власти Мурманской области старались привлечь и удержать специалистов при помощи серьезных северных надбавок, напоминает экономист Александр Родионов. Теперь, после их значительного урезания, рабочую силу в регионе часто формируют из вахтовиков, замечает экономист.
«Ведь пока признаков того, что перестанут уезжать, нет, а инвестиционные проекты продолжают реализовывать», – говорит он.
По словам Тамары Гриненко, на «вахту» привлекают тех специалистов, которых в регионе просто не готовят, так как ранее подобные сооружения «тут просто не строили».
«Вахтовики часто удобнее работодателям, чем местные специалисты, так как заранее готовы на более жесткие условия труда», – отмечает Гриненко.
При этом зарплаты вахтовиков неплохие, так как компенсируют тяжелые условия жизни при таком типе занятости.
Сколько платят «на северах»
Мурманская область среди регионов СЗФО занимает второе место после НАО по разрыву между ожидаемыми и предлагаемыми зарплатами. Работодатели в среднем платят на 2658 рублей меньше, чем запрашивают работники. Средний предлагаемый доход в регионе на 2–3 % меньше, чем в других субъектах РФ – он составляет около 54 000 рублей, говорит Мария Бузунова. Тем временем соискатели запрашивают зарплату не менее 56 000 рублей.
«Наибольшая разница в запросах работников и предложениях компаний наблюдается в сфере консультирования: соискатели хотят получать не менее 95 000 рублей, а работодатели предлагают доход на уровне 77 600 рублей», – рассказывают в hh.ru.
Аналогичная ситуация в сфере закупок и тендерных процедур: работники ожидают зарплату не менее 68 тыс. рублей, компании дают на уровне 55 тыс. В строительном секторе также есть дисбаланс: соискатели установили планку дохода не менее 71 тыс. рублей, а фирмы предлагают чуть более 59 тыс.
«Бизнес ориентируется на зарплаты на рынке. И не один работодатель не будет платить намного выше этой планки. Даже 10 тысяч – это уже серьезная прибавка», – говорит Тамара Гриненко.
Но есть и сферы, где компании, наоборот, готовы платить больше, чем запрашивают соискатели, отмечают в hh.ru. Например, в сфере домашнего и обслуживающего персонала: компании предлагают доход на уровне 37 000, что на 12 000 больше, чем скромные запросы местных соискателей. То же самое происходит в госслужбе, страховании и маркетинге – разница составляет порядка 10 000 рублей.
«При этом на Севере многие продукты стоят дороже и одежда нужна хорошая, потому что без нее никак. Поэтому разница в 10 тыс. руб. относительно скромная», – делает вывод Гриненко.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова. Иллюстрации: Елена Майорова, Маргарита Неклюдова