Россия, как и большинство стран мира, реализует антимонопольное регулирование, которое способствует развитию конкуренции, повышению качества продукта и услуг, защищает права потребителей. При этом участниками антимонопольных споров зачастую становятся крупные технологические компании, чьим основным активом является интеллектуальный капитал, то есть патенты, торговые марки, права на распоряжение результатами интеллектуальной деятельности.
В настоящее время большое количество цифровых продуктов и услуг оказалось сконцентрировано в руках определенных игроков, чаще всего западных, что ставит пользователей и предпринимателей в заведомо проигрышное положение. Как актуализация антимонопольного законодательства может решить эту проблему, разбирался «ФедералПресс».
Инструмент недобросовестной практики
Несмотря на всю циничность ситуации, крупные IT-игроки используют интеллектуальные права в качестве инструмента недобросовестной практики, в том числе антиконкурентной. Сами пользователи и власти могут недооценивать масштаб и последствия подобных шагов. Так, до недавнего времени контролирующие органы не создавали существенных препятствий массовой скупке IT-гигантами различных сервисов и стартапов. Известно, что компания Apple совершила 96 покупок бизнеса, Amazon – 71, Google – 187, Facebook* – 77.
Корпорации могут фактически безальтернативно навязывать собственные правила игры и подавлять конкурентов. Масштаб технокомпаний позволяет им доминировать над потенциальными соперниками не за счет товара или услуги лучшего качества, а только с помощью возможности полностью купить конкурента или «перекрыть ему кислород», дискриминируя на своих площадках.
Наиболее показательный пример: тотальный контроль компаний Google и Apple в сфере мобильных приложений. По состоянию на прошлый год, пользователи Android могли выбирать между 3,48 млн приложений, что делает Google Play платформой с наибольшим количеством доступных приложений. А App Store от Apple был вторым по величине магазином с примерно 2,22 млн доступных приложений для iOS.
Являясь по сути монополистами, IT-хищники – Google и Apple – занимают позицию «привратника» как операторы магазинов приложений. Подобное поведение позволяет корпорациям дискриминационно ранжировать результаты поиска и отдавать предпочтение собственным и наиболее популярным приложениям в рейтинге. В частности, ранее Spotify занимал первое место в App Store по поисковому запросу «музыка» в США. Однако запуск в июне 2016 года собственного музыкального стримингового сервиса Apple Music вызвал падение рейтинга Spotify. С момента своего появления Apple Music занимает первое место в рейтинге в категории «музыка».
«Пятый антимонопольный пакет»
Рост интереса государства к такому поведению техногигантов очевиден. Если контроль будет сосредоточен одним игроком, то это создает риски снижения качества предоставляемых пользователям услуг. А еще отсутствие альтернативы может привести к навязыванию политики государству и обществу.
С учетом новых вызовов российские власти оперативно приняли решение в очередной раз актуализировать антимонопольное законодательство. Госдума приняла в первом чтении «пятый антимонопольный пакет», регулирующий цифровые платформы. Это запрет на злоупотребление доминирующим положением на маркетплейсы и агрегаторы, если те оказывают существенное влияние на смежные рынки, а их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей. Компании должны будут согласовывать с ФАС сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд рублей.
«Я лично считаю, что необходимость подобного рода в законе абсолютно оправдана, потому что цифровые платформы, действительно, растут, а также вовлекаются в жизнь людей. Если пропустить критическую точку, то можно получить ситуацию, которую мы имеем с Google и Apple. При этом еще в даже негативных проявлениях против нашей страны. В свое время мы «проспали» законодательство, регулирующие таких гигантов, как Apple и Google. Сейчас, несмотря на судебные практики и решения, им абсолютно наплевать на российский закон», – рассказал «ФедералПресс» заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, член Общественной палаты РФ Никита Данюк.
По его словам, если законопроект будет принят, то он позволит обеспечить эффективность антимонопольного контроля в условиях «цифровых» рынков, повысить защищенность прав и интересов его добросовестных участников и главное – создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.
Согласно докладу Банка России «Экосистемы: подходы к регулированию», сегодня государству должна быть отведена гораздо более серьезная роль в антимонопольной сфере – в современных условиях государству недостаточно лишь регулировать и надзирать.
*признан экстремистской организацией, деятельность в России запрещена; внесен Роскомнадзором в реестр запрещенных сайтов
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева