В России давно назрела проблема контроля утилизации медицинских отходов, которая с каждым годом становится все острее. Действующее законодательство оставляет лазейки для множества «серых» схем. О том, к чему это приводит, и поможет ли новый закон навести порядок – в материале «ФедералПресс».
Виды медицинских отходов
Статья 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обозначает медицинские отходы как побочные продукты, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, возникающие в процессе медицинской деятельности, производства лекарств и медицинских изделий, работы с вирусами, бактериями, хранении биомедицинских клеточных продуктов и т.д.
По степени опасности существует пять классов медицинских отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681:
- класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (ТКО);
- класс «Б» – эпидемиологически опасные отходы;
- класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
- класс «Г» – токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
- класс «Д» – радиоактивные отходы.
Утилизация
Согласно вышеупомянутому федеральному закону №323, утилизация отходов должна происходить в особом порядке, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Этот порядок регулируется СанПиНами 2.1.3684-21, установленными Главным санитарным врачом РФ.
Однако на деле оказывается, что единой системы учета и нормы образования таких отходов нет и региональные власти вольны самостоятельно устанавливать порядок их уничтожения. Так, в ХМАО-Югре обеззараживание проходит в медучреждениях. Только после этой процедуры отходы могут вывозиться с их территорий.
В Свердловской области методические рекомендации (МР 3.1.6.001-2010) были утверждены еще в 2010 году. С тех пор ответственность за обеззараживание и дальнейший оборот несут фирмы, которые вывозят отходы. По данным свердловского минздрава, в регионе действует более 30 уполномоченных операторов. Однако контролировать их деятельность минздрав не имеет права, следить за ними должен Роспотребнадзор.
При проведении проверочных рейдов в больницы санитарные врачи регулярно выявляют десятки нарушений, связанных с учетом, хранением и уничтожением отходов. Миллионные штрафы пополняют казну, но так полностью не искореняют нарушения.
Масштаб проблемы
Согласно данным областного минздрава, в регионе только за 2021 года было произведено:
- отходов класса «А» – 27 076,1 тонны;
- отходов класса «Б» – 1 858,6 тонны;
- отходов класса «В» – 1 734,5 тонны;
- отходов класса «Г» – 54,2 тонны.
Если отходы категории «А» не представляют никакой опасности и приравнены к обычному бытовому мусору, то тысячи тонн более опасных отходов классов «Б», «В» и «Г» зачастую попадают в руки сомнительных дельцов. Специальной лицензии для участия в конкурсе на получение госконтракта не требуется, никто не проверяет наличие у подрядчика оборудования для обеззараживания отходов и уж тем более не выясняет, что фирма делает с ними.
В результате достоянием общественности становятся совсем уж вопиющие факты. Так, летом 2021 года на стихийной свалке в свердловском поселке Белоярском местные жители засняли кадры уничтожения биологических отходов прямо под открытым небом. На видео попали валяющиеся на земле ампутированные человеческие конечности. Уполномоченные контрольные органы – Роспотребнадзор и прокуратура – не смогли ответить, уничтожаются ли медотходы в соответствии с установленными требованиями и допустимо ли их захоронение на данном объекте. А между тем на свалку свозятся соответствующие отходы со всего Среднего Урала.
Еще один тревожный факт вскрыла Межрайонная природоохранная прокуратура Курганской области. Надзорное ведомство подало в суд на ООО «Утилит-Сервис» из-за отсутствия у предприятия проекта санитарно-защитной зоны. Кроме того, фирма не смогла отчитаться о безопасности выбросов в атмосферу, а кремационная площадка и вовсе не была внесена в реестр объектов, негативно влияющих на окружающую среду. Между тем «Утилит-Сервис» имела контракты на уничтожение отходов больниц и поликлиник Зауралья. Тревогу забили общественники, только после их обращения прокуратура проконтролировала деятельность оператора.
Интересно, что годом ранее была запрещена аналогичная деятельность на той же площадке другого юридического лица. Местные экологи убеждены, что владельцы предприятия просто сменили вывеску.
Подобных примеров можно привести десятки – не только по Уралу, но и по всей России. Тысячи тонн медицинских отходов выпадают из поля зрения контрольных органов. Какими опасностями это чревато, остается только догадываться. Очевидно, решить проблему можно только с помощью тотального ужесточения контроля в данной сфере деятельности. Для этого в Госдуму внесен законопроект, который расширит соответствующие полномочия органов государственной власти. К сожалению, когда закон будет принят и вступит в силу, до сих пор неизвестно.
Ранее сообщалось, что уральские регоператоры готовы взять на себя утилизацию медотходов.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков, Полина Зиновьева, Екатерина Лазарева