В России давно назрела проблема контроля утилизации медицинских отходов, которая с каждым годом становится все острее. Действующее законодательство оставляет лазейки для множества «серых» схем. О том, к чему это приводит, и поможет ли новый закон навести порядок – в материале «ФедералПресс».
Виды медицинских отходов
Статья 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обозначает медицинские отходы как побочные продукты, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, возникающие в процессе медицинской деятельности, производства лекарств и медицинских изделий, работы с вирусами, бактериями, хранении биомедицинских клеточных продуктов и т.д.
По степени опасности существует пять классов медицинских отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681:
- класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (ТКО);
- класс «Б» – эпидемиологически опасные отходы;
- класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
- класс «Г» – токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
- класс «Д» – радиоактивные отходы.
![]()
Утилизация
Согласно вышеупомянутому федеральному закону №323, утилизация отходов должна происходить в особом порядке, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Этот порядок регулируется СанПиНами 2.1.3684-21, установленными Главным санитарным врачом РФ.
Однако на деле оказывается, что единой системы учета и нормы образования таких отходов нет и региональные власти вольны самостоятельно устанавливать порядок их уничтожения. Так, в ХМАО-Югре обеззараживание проходит в медучреждениях. Только после этой процедуры отходы могут вывозиться с их территорий.
В Свердловской области методические рекомендации (МР 3.1.6.001-2010) были утверждены еще в 2010 году. С тех пор ответственность за обеззараживание и дальнейший оборот несут фирмы, которые вывозят отходы. По данным свердловского минздрава, в регионе действует более 30 уполномоченных операторов. Однако контролировать их деятельность минздрав не имеет права, следить за ними должен Роспотребнадзор.
При проведении проверочных рейдов в больницы санитарные врачи регулярно выявляют десятки нарушений, связанных с учетом, хранением и уничтожением отходов. Миллионные штрафы пополняют казну, но так полностью не искореняют нарушения.
Масштаб проблемы
Согласно данным областного минздрава, в регионе только за 2021 года было произведено:
- отходов класса «А» – 27 076,1 тонны;
- отходов класса «Б» – 1 858,6 тонны;
- отходов класса «В» – 1 734,5 тонны;
- отходов класса «Г» – 54,2 тонны.
![]()
Если отходы категории «А» не представляют никакой опасности и приравнены к обычному бытовому мусору, то тысячи тонн более опасных отходов классов «Б», «В» и «Г» зачастую попадают в руки сомнительных дельцов. Специальной лицензии для участия в конкурсе на получение госконтракта не требуется, никто не проверяет наличие у подрядчика оборудования для обеззараживания отходов и уж тем более не выясняет, что фирма делает с ними.
В результате достоянием общественности становятся совсем уж вопиющие факты. Так, летом 2021 года на стихийной свалке в свердловском поселке Белоярском местные жители засняли кадры уничтожения биологических отходов прямо под открытым небом. На видео попали валяющиеся на земле ампутированные человеческие конечности. Уполномоченные контрольные органы – Роспотребнадзор и прокуратура – не смогли ответить, уничтожаются ли медотходы в соответствии с установленными требованиями и допустимо ли их захоронение на данном объекте. А между тем на свалку свозятся соответствующие отходы со всего Среднего Урала.
Еще один тревожный факт вскрыла Межрайонная природоохранная прокуратура Курганской области. Надзорное ведомство подало в суд на ООО «Утилит-Сервис» из-за отсутствия у предприятия проекта санитарно-защитной зоны. Кроме того, фирма не смогла отчитаться о безопасности выбросов в атмосферу, а кремационная площадка и вовсе не была внесена в реестр объектов, негативно влияющих на окружающую среду. Между тем «Утилит-Сервис» имела контракты на уничтожение отходов больниц и поликлиник Зауралья. Тревогу забили общественники, только после их обращения прокуратура проконтролировала деятельность оператора.
![]()
Интересно, что годом ранее была запрещена аналогичная деятельность на той же площадке другого юридического лица. Местные экологи убеждены, что владельцы предприятия просто сменили вывеску.
Подобных примеров можно привести десятки – не только по Уралу, но и по всей России. Тысячи тонн медицинских отходов выпадают из поля зрения контрольных органов. Какими опасностями это чревато, остается только догадываться. Очевидно, решить проблему можно только с помощью тотального ужесточения контроля в данной сфере деятельности. Для этого в Госдуму внесен законопроект, который расширит соответствующие полномочия органов государственной власти. К сожалению, когда закон будет принят и вступит в силу, до сих пор неизвестно.
Ранее сообщалось, что уральские регоператоры готовы взять на себя утилизацию медотходов.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков, Полина Зиновьева, Екатерина Лазарева


