Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Искусные рыболовы, гончары и кузнецы: кто такие ижоры и где они живут

ижора
Ижоры живут в низовье реки Луга и в деревне Вистино на Сойкинском полуострове

Нынешний малочисленный народ ижоры еще задолго до появления «окна в Европу» облюбовал берега Невы и Финского залива. С этим племенем связана знаменитая битва со шведами, после которой нынешний покровитель Северной столицы князь Александр Ярославович стал именоваться Невским. Однако на протяжении веков их численность уменьшилось практически в сто раз. Об истории, традициях, занятиях древнего народа и о том, почему ижоры почти исчезли, – в материале «ФедералПресс».

Откуда пришли и где живут ижоры

Кольцевая автомагистраль ведет то вдоль заснеженных полей и елей, то вдоль серого лесного массива. Сухие замершие стволы, как верстовые столбы, мелькают за окном и будто с каждой секундой отсчитывают года и столетия назад – в прошлое. В то время, когда в Ленинградской области жил народ ижоры. Это сейчас их осталось всего 266 человек, а к началу ХХ века было порядка 20 тыс.

Они селились на всем побережье Финского залива, а также на берегах реки Усть-Ижора, но при этом никогда не были единым народом, а составляли различные этнографические группы. Например, ижоры, которые обосновались по берегам реки Коваши – окрестности города Сосновый Бор – назывались хевасскими. По-ижорски река Коваши называлась Hevaanjoki. Также они проживали по берегам реки Систа до деревни Котлы.

Сегодня представители этого народа живут только на двух территориях: в низовье реки Луга до города Кингисепп и в деревне Вистино на Сойкинском полуострове. Это нижнелужские и сойкинские ижоры, соответственно. Топоним «Сойкино», скорее всего, произошел от ижорского «Soikkola», что означает «полуостров», «мыс».

Однако приезд в Вистино вовсе не означает, что тут вас встретят коренные ижоры в национальных костюмах. Нет, они выглядят так же, как обычные люди, и давно ассимилировались. Так, например, если раньше их основным промыслом было рыболовство, то сейчас многие из них трудятся в строящемся порту Усть-Ижора.

Однако веру, обычаи и культуру этот народ пронес сквозь столетия. В деревне Вистино, где находится компактное историческое проживание ижорского народа, есть музей, который поможет вам оказаться в Х веке, когда представители финно-угорского народа обживались вдоль водоемов нынешних границ Петербурга и Ленобласти.

Между тем о происхождении ижор ученые до сих пор спорят. Предположительно, первое ижорское поселение появилось в районе устья реки Ижора – сейчас оно находится в границах Петербурга. Там пролегал торговый путь из Новгорода на Запад. В этом поселении купцы пополняли запасы провианта, ремонтировали суда.

На этом месте произошла битва князя Александра Невского со шведами в 1240 году. Как сообщается в книге «Житие Александра Невского», «старейшина в земле Ижерстей, именем Пелгусий (или Пелгуй)» предупредил новгородского полководца о высадке шведов на берегу Невы. Противник хотел завладеть участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Великого Новгорода. Однако русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага. Князь Александр Ярославич после победы над врагом стал называться Невским.

Однако проживающие там ижоры очень давно ассимилировались с русскими. Сейчас о том, что они там находились, напоминают названия реки Ижора и поселка Усть-Ижора. Также в память о Невской битве установлен памятник Александру Невскому и построена церковь, которая освящена в честь святого благоверного князя.

Как свидетельствует Новгородская летопись, в 1228 году ижоры вместе с новгородцами отражали натиск финского племени в районе Ладоги.

Язык

Ижорский язык относится к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков. Сейчас живы 2 диалекта: нижнелужский и сойкинский. Первый – ближе к эстонскому, а второй – к финскому.

Во времена Российской Империи ижорский язык не имел письменности. В СССР в 20-е годы она была создана основе латинского алфавита. В 1932 году в 19 школах началось преподавание на ижорском языке, а через три года действовало 18 начальных и пять неполных средних (семилетних) ижорских школ. В Ленобласти начала выходить газета «Kalastaja» («Рыбак») на ижорском языке, пишет Ольга Конькова в книге «Ижора». Носители ижорского языка в наши дни называют свой язык ižorin keel.

В 2009 году ижорский язык был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под значительной угрозой исчезновения».

Какими были ижоры

Ижоры имели славянскую внешность: светлые оттенки глаз, средний рост, русые волосы.

Народ славился храбростью и стойкостью, а также были трудолюбивы, гостеприимны, добры и привязаны к родным местам. Кроме того, известно, что они были более хладнокровными и спокойными. Например, свои праздники они отмечали «без шуму и ссоры… и если явится кто шумный или бранчливый, то тащат в воду и окунают, чтоб был смирен».

Мужская одежда мало отличалась от русской, а вот женский костюм выделялся своей красотой. Ижорки украшали одежду вышивкой. Ее наносили в тех местах, куда, они считали, может проникать нечистая сила. Так, узоры можно увидеть на плечах и манжетах рубахи. Также носили набедренные украшения, которые звенели при ходьбе и тем самым отгоняли злых духов.

Поверх рубахи надевали поясную одежду, которая состоит из трех сшитых кусков. Переднее и заднее полотнища делались из синей полушерстяной материи с пришитыми снизу белыми вышитыми полотняными подолами. Они крепились на поясе при помощи завязок.

Девушки голову украшали лентой, а замужние ижорки надевали саппано – полотенчатый головной убор, украшенный вышивкой.

Не чужда ижоркам была и бижутерия. Вот что пишет автор книги «Ижора» Ольга Конькова: «В ушах ижорки носили небольшие серьги, к которым подвешивались другие, ижорские – таллукар – в виде несомкнутого кольца с двумя посеребренными ножками-прутиками внизу. Эти ножки украшались посредине большими камнями. К кольцам крепилось до десяти лент. На шею надевали множество ожерелий. На ожерелье из драгоценных камней подвешивали один или несколько крестов. А прямо до пояса опускались нитки «разноцветных каменьев» и три нитки белых «змеиных голов».

Однако если в XIX веке использовался жемчуг, то с начала ХХ века бусы делали из елочных гирлянд. Ижоры ведь не украшали елку – они не понимали, зачем это нужно.

Старая одежда у ижор не выбрасывалась: из нее плели половики. Но настоящей визитной карточкой, по крайней мере, ижор Сойкинского полуострова, стали половики из рыболовных сетей. Так как основным занятием у представителей этого народа было рыболовство, материала для изготовления таких ковриков у них было много.

Чем занимались ижоры

Самое главное занятие – ловля рыбы. Притом основным временем для ее добычи была зима. Представители этого народа занимались подледным рыбным промыслом. Чаще всего ловилась салака и килька. За ней ездили на рыбацких санях, в которые клали с собой рыболовные снасти. К ним относились сети, поплавки и грузила из бересты, глиняные грузила, а также вилы, чтобы доставать сети.

Улов ижорских рыбаков скупали перекупщики, которые отвозили его на ярмарки в Петербург, Нарву и город Ямбург – нынешний Кингисепп.

Чтобы выловить больше рыбы, ижоры объединялись в частные рыболовецкие артели, куда входили и мужчины, и женщины, и дети.

В советское время, в 1964 году, в деревне Вистино был большой рыболовецкий колхоз «Балтика», который обеспечивал все местное население работой и жильем. Его руководитель – коренной ижор из деревни Глинки Афанасий Федоров – своими стараниями добился того, что в Вистино в 1974 году был построен рыбный завод.

Это предприятие был первым колхозом на Северо-Западе СССР, который полностью перерабатывал рыбу. У колхоза был свой траловый флот, суда которого ходили в Финский залив и Балтийского море. Самая известная продукция предприятия – шпроты рыбколхоза «Балтика». В 1999 году они получили звание «Сто лучших товаров России» и отправлялись на экспорт. Завод просуществовал до 2006 года.

Также ижоры выплавляли болотную руду и поставляли крицу – материал для изготовления железных изделий – в Великий Новгород. Для себя они производили вилы для сетей, уключины для лодок и даже коньки.

Занимались представители этого народа и пастушеством. Причем местные пастухи славились по всей округе. Они ходили с рожками и, играя на них, собирали коров. Звуки трубы считались магическими, так как коровы под эту мелодию держались вместе и не разбегались.

В деревне Большое Стремление у ижор было развито гончарное производство. Там изготавливались крынки, миски, горшки, а также разные свистульки.

Ижорская кухня

Основным продуктом питания у представителей этого народа была рыба. Ее ели на завтрак, обед и ужин.

Традиционное блюдо – салака на кочерге или салака на полене. Ее готовили, например, детям в школу бабушки. Они растапливали печку и выкладывали на кочергу с плоской поверхностью рыбку. Так же и с поленом, лучше всего для этого кушанья подходило ольховое; рыбу ставили перед огнем и она быстро зажаривалась. Затем ее макали в подсоленную воду и ели прямо так – с головой, с кишками – не чистили.

На праздничный стол пекли ватрушки и закрытые пироги, в том числе с рыбой Также ели миногу и варили из нее щи.

Вера

Исторически этот народ был привержен язычеству. По их представлению, весь мир произошел из яйца птицы. У ижор это была ласточка. Легенда гласит, что она летала над бескрайним океаном в поисках места, где можно свить гнездо. Когда нашла кочку, то свила медное гнездо и снесла золотые яйца, но налетел сильный ветер, который опрокинул их в воду, яйца покатились и разбились. Ласточка горевала, она собрала осколки, и из желтка появилось солнце, из белка – луна, из скорлупы – звезды.

У ижор и праздники были связаны с птицами. Например, день жаворонка, когда пекли печенье, похожее на птичек. С ним обычно выбегали дети на поля и подбрасывали в небо, приговаривая: «Жаворонки, прилетайте кушать хлебушек! Сегодня ваш день!». Считалось, что после обряда станут прилетать первые птицы, которые после зимы склюют оставленный в полях и на камнях хлеб, и придет тепло.

Во времена язычества ижоры считали, что после смерти душа попадает в страну мертвых, которая находится на севере, поэтому они клали покойников в гроб головой на север. Вместе с умершими закапывали и погребальный инвентарь: топоры, ножи, украшения, горшочки с едой. Считалось, что это может пригодиться в загробном мире.

Уже с XIII века ижоры начинают исповедовать православие. Их крестителем считается отец Александра Невского – князь Ярослав Всеволодович. Однако язычество все равно продолжало существовать. В специальных рощах приносились жертвы и в XVIII веке. Например, рубили голову барану и кидали ее в реку Лугу, чтобы люди и скот не тонули.

Возможно, в этот период возникла традиция вешать на кресты могил полотенца – это утиральники слез умерших предков. Ижоры считали, что первое время после смерти душа прилетает на могилу и вытирает слезы. Каждый год подвешивали новое полотенце.

Главная духовная доминанта ижорского народа – Николаевская Сойкинская церковь. Этот храм построили по обету купцы, которые попали в бурю, но остались живы. Главный придел церкви посвящен святителю Николаю Чудотворцу, который считается покровителем моряков и путешественников, а боковые – апостолам Петру и Павлу и пророку Илии. Эти святые также особо почитаются у ижор.

Раньше рядом с храмом находилось село Сойкино, где был и административный центр ижор. Во время войны поселение полностью сожгли, а церковь уничтожили.

Сейчас рядом с руинами построили скит, где подвизаются монахи Александро-Невской лавры.

Фольклор и традиции

Ижоры любили музыку. Один из первых инструментов – кантеле, который считался магическим. Считалось, что он успокаивает природные стихии и смягчает людские сердца. Ижорские рыбаки брали его с собой в море. Когда начиналась буря, они начинали на нем играть и верили, что в скоро ветер стихнет. Его также можно было повесить над входной дверью, и он тогда приносил в семью достаток и благополучие. Позже ижоры играли на гармошках и гитарах, в том числе и на праздниках.

Самая известная и выдающаяся ижорская певица – Параскева Никитина. От нее записали 1152 песни, 1750 пословиц и поговорок, 336 загадок и более 32 тысяч стихотворных срок. При этом ни читать, ни писать она не умела.

К традициям можно отнести и широкое празднование престольных православных праздников, среди которых самым главным считался Петров день, или День св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Утром ижоры шли в церковь, а после службы священник со всем народом отправлялся благословлять поля, дворы и... праздничное пиво. В сойкинских деревнях на праздник заранее варили этот напиток. Варево, для которого ячмень собирали со всех дворов, ставили в одной из огромных риг, где и отмечали.

Перед каждым домом хозяйки накрывали большие столы. Застолье сменялось песнями, песни – танцами, танцы – застольем. Праздник отмечали четыре дня. Примерно так же торжественно отмечался и Ильин день. Даже песни были одинаковыми, обращенные к этим святым.

Святой Петр милостивый,

Святой Илья, хозяин,

Сойди на землю,

Приди к нам в гости.

Куда пропали ижоры

Во второй половине XIX века ижор было около 20 тыс. человек, а к 2010 году их осталось 266.

На резкое уменьшение численности повлияли многие события. В 1935 году пограничную полосу Ленобласти решили освободить от кулацкого и антисоветского элемента. Ижорам стало трудно получить спецразрешения для выхода рыбацких лодок в залив, рыбный промысел стал затруднен. Тогда многие в поисках заработков уходили в город, где ассимилировались с русскими.

В 1930-е годы из-за репрессий, когда численность ижор сократилась почти вдвое, был закрыт эстонско-финско-ижорский педагогический техникум в Ленинграде, его преподаватели арестованы, а многие и расстреляны, в том числе создатель ижорской письменности, грамматики и многих учебников Вяйно Юнус.

Погибли ижоры и в рядах Советской Армии во время ВОВ. В самих деревнях люди умерли от голода и болезней. Старики до сих пор вспоминают, как для поминальных столов каждую неделю делали лепешки из сухих березовых опилок и болотного мха.

В 1943 году молодежь стали отправлять на принудительные работы в Финляндию. В 1944 году им разрешили вернуться на родину. Однако возвратившимся не разрешено было селиться в исконных деревнях, приехавших отправляли на поселение в другие регионы России. Несмотря на все запреты они все равно приезжали на родную землю. Многим из них приходилось прятаться в лесных землянках с малолетними детьми, скрываться в домах русских соседей.

Лишь в середине 1950-х годов ижорам было возвращено право проживания в Ленобласти. Именно в это время появилась «этническая скрытность» этого народа, когда многие утаивали свое ижорское происхождение и по возможности записывались русскими.

В наши дни численность ижор не увеличивается. Так, в Федеральном агентстве по делам национальностей «ФедералПресс» сообщили, что за последнее время не поступало заявлений с просьбой причислить к этому малому коренному народу.

Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.