В минувший четверг, 24 ноября, президент РФ Владимир Путин поучаствовал в конференции «Сбера», посвященной теме «Путешествие в мир искусственного интеллекта» (AI Journey). В ходе мероприятия глава государства сделал ряд важных заявлений, касающихся сферы развития ИИ, и постановил, что превосходство страны в ней нужно наращивать и далее. «ФедералПресс» рассказывает, в каких именно направлениях изучения и создания искусственного интеллекта российские разработки превосходят западные и как это можно использовать в будущем.
Ключевые направления для России
На сегодняшний день российские компании и исследователи искусственного интеллекта могут похвастаться действительно продуктивной работой по трем направлениям.
Компьютерное зрение (Computer Vision)
Способность машины визуально распознавать объекты и анализировать их. Речь идет не только о способности понимать изображения на картинке (хотя до недавнего времени ИИ не умел и этого), применение этой технологии намного шире:
- Дополненная реальность
- Обработка и систематизация изображений
- Беспилотные аппараты, в том числе машины
- Системы видеонаблюдения, в том числе камеры фиксации нарушений
- Системы распознавания лиц
В последних трех направлениях российские разработки действительно получили хорошее развитие, а сейчас и находят применение на практике (как, например, работающая система распознавания лиц в Москве). Среди наиболее известных российских компаний, трудящихся в этой сфере, в РФ последние годы выделяют:
- NTechLab – создатели популярного сервиса Findface, наработки по которой легли в системы безопасности для силовых ведомств.
- Vision Labs, разрабатывающая системы распознавания лиц и иные решения для крупных банков
- «Центр речевых технологий» – компания, разработавшая ряд решений для телеком-компаний, а также создавшая систему идентификации болельщиков на стадионах.
Обработка естественного языка (Natural Language Processing)
Это особое направление математической лингвистики, которое работает над способностью искусственного интеллекта как распознавать текст на практически человеческом уровне понимания, так и генерировать его. Она применяется в ряде весьма важных отраслей, с которыми человек сталкивается почти каждый день:
- Перевод текста с одного языка на другой
- Автоматическая генерация текстов
- Работа «умных помощников»
- Работа чат-ботов и роботов-собеседников
- Распознавание и синтез речи
Здесь эксперты особенно выделяют работу компании «Яндекс», уже давно обогнавшей таких титанов, как Google и Microsoft по качеству машинного перевода с русского языка на английский и с английского на русский. И хотя экспертные оценки нередко расходятся, но многие мировые специалисты признают, что система-помощник «Алиса» действительно совершеннее многих западных аналогов.
Кроме того, в «Сбере» во время конференции отметили работу российских специалистов над «Трехмодальной моделью распознавания речи», которая позволила бы машине обладать своего рода интуицией и дала бы возможность еще более гибко импровизировать во время общения с человеком. При этом разработка уже существует – она носит название FusionBrain, но пока что находится в процессе совершенствования.
Беспилотные перевозки
Изначально речь идет о способности машины не только управлять транспортным средством (будь то автомобиль или летательный аппарат), но и адекватно реагировать на нестандартные ситуации во время движения. Однако в России пошли несколько дальше и уже готовы вскоре запустить весьма смелый эксперимент по грузоперевозкам, которыми будет управлять ИИ.
Правительство уже одобрило введение на скоростной трассе М-11 «Нева» между Москвой и Петербургом экспериментального правового режима (ЭПР) для реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры». К самому проекту подключились крупные игроки как из ретейла (ПАО «Магнит», Х5 Logistics), так и непосредственно из сферы перевозок (ПАО «КАМАЗ», НПО «СтарЛайн», ООО «Глобалтрак Лоджистик» и др.). Оператором инфраструктуры, что вполне ожидаемо, стала госкомпания «Автодор».
Эксперимент должен начаться уже в 2023 году и, если верить Минтрансу, позволит уже через пару лет сократить издержки на оплату труда водителей на 30 %, а на расход топлива – почти на 28 %.
Обучение – машинам, образование – специалистам
Разумеется, дальнейшее развитие сферы ИИ закономерно сталкивается с рядом трудностей, которые страна должна преодолеть для дальнейшего преуспевания.
Первая – сугубо технологическая. Для эффективного машинного обучения требуется мощное оборудование из-за работы с огромным количеством данных. Так, например, для того, чтобы научить машину отличать кролика от черепахи на картинке, придется задействовать мощности примерно 16 тысяч персональных компьютеров и обработать свыше 10 млн изображений. Именно поэтому технологическое развитие оборудование, безусловно, должно идти с опережающими темпами.
Вторая – сложившаяся проблема нехватки кадров, которую на данный момент в России планируют решить путем создания новых образовательных специальностей в сфере ИИ.
Так, в 2021 году на базе петербургского ИТМО появилась первая аспирантура, посвященная обучению данного типа специалистов. А в начале июля этого года зампред правительства Дмитрий Чернышенко заявил об открытии 83 новых магистерских программ в сфере искусственного интеллекта.
«Разработка магистерских программ велась ведущими университетами исходя из запросов и потребностей предприятий различных отраслей экономики. Поэтому студенты получат именно те знания, которые пригодятся им в работе. В этом году по новым направлениям подготовки выделено более 2,5 тыс. бюджетных мест. Ожидаем, что спрос на них будет высоким. Кроме того, запланирована разработка 16 программ бакалавриата по ИИ. Они будут запущены в вузах в 2023/2024 учебном году», – заявлял Дмитрий Чернышенко.
Фото: Georges Schneider / XinHua / globallookpress.com, Kremlin Pool