Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Стоит ли покупать китайские автомобили в 2022 году: обзор цен на модели и обслуживание

Автосалон
Китайские производители подняли цены, пользуясь положением на российском рынке

Автомобилей из Китая в России становится все больше – в сложившейся обстановке китайские автопроизводители занимают фактически полумонопольное положение, конкурируя с «АвтоВАЗом» и несколькими иностранными брендами. Однако всего десять лет назад покупка автомобиля «Made in China» была похожа на лотерею. Изменилось ли что-то с тех пор? Попробуем разобраться. Об этом – в материале «ФедералПресс».

Как все начиналось

Первые китайские автомобили появились в России около 20 лет назад. В 2004 – 2005 годах первопроходцами на российском авторынке были: Hebei Xinkai Automobile Manufacturing Co, выпускающая внедорожники под маркой Xinkai (копия Honda SR-V), Great Wall и Hebei Zhongxing Automobile, которые стали известны в России своими автомобилями Great Wall Deer и Admiral (китайские копии внедорожника Toyota Hilux).

На момент старта продаж китайские новинки привлекали покупателей низкой ценой относительно конкурентов и более богатым оснащением. Однако впоследствии выяснилось, что китайские копии японских внедорожников значительно отличаются от оригинала качеством изготовления. Металл, из которого делали кузова «китайцев», был низкого качества, на нем плохо держалось лакокрасочное покрытие, и российские климатические условия быстро доводили китайские авто до сквозной коррозии на кузовных элементах. «Лицензионные копии» двигателей и агрегатов были выполнены с изменениями в оригинальной конструкции, что также создавало сложности с поиском запчастей и ремонтом для обладателей китайских автомобилей. Можно сказать, что первый опыт знакомства российских автовладельцев с автомобилями «Made in China» был неудачным.

За своими коллегами по проторенной дорожке в Россию вошли и другие китайские бренды: Chery – в 2006 году, Geely, FAW– в 2007-м, Changan – в 2013-м, JAC, Dongfeng – в 2014-м, Haval – в 2015-м, GAC – в 2019-м, Exeed (суббренд Chery) – в 2021-м, Omoda (еще один суббренд Chery) – в 2022 году.

Почему подорожали китайские автомобили

За неполные 20 лет китайские автопроизводители не сидели сложа руки и существенно улучшили качество своих машин, однако их стоимость тоже значительно выросла. В настоящее время фактически можно говорить о ценовом паритете китайских автомобилей и их одноклассников.

Журналист, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отметил, что китайские машины стали лучше, но потеряли свое главное преимущество – невысокую стоимость.

«Китайские машины становятся лучше, но перестали продаваться по бросовой цене, как это было 15 лет назад. Это характеристика в динамике, и эта динамика продолжается. Машины становятся лучше, но дороже. Даже до всех событий февраля они фактически продавались по цене японских и корейских машин, а сейчас и тем более», – подчеркнул эксперт.

По его словам, люди не готовы отдавать по несколько миллионов рублей за китайский автомобиль, поэтому, несмотря на фактическое лидерство на российском рынке, китайские автопроизводители практически не увеличили продажи по сравнению с предыдущим годом.

«Если мы раньше говорили, что китайские автомобили за 2 – 2,5 миллиона рублей – это перебор, то сейчас китайские машины есть и за 3, и за 4, и за 5 миллионов. Все куда-то в космос улетело, и, конечно, люди теряются и не горят желанием отдавать такие деньги за китайские автомобили. Поэтому продажи в этом году не выше, чем в предыдущие. Хотя казалось бы: рынок освободился, продавай – не хочу, но нет», – добавил автожурналист.

Новая автомобильная реальность

После начала СВО на Украине российский авторынок оказался подвержен глубокой трансформации. Из России ушли многие иностранные автобренды, а оставшиеся производители столкнулись с острой нехваткой компонентов для производства автомобилей из-за введенных санкций.

Инфографика, цены на автомобили

В новых условиях китайские компании заняли на российском рынке фактически полумонопольное положение, отмечают «Ведомости». Это положение позволило китайским производителям не просто действовать в рамках нового ценообразования, но фактически формировать его. Так, в марте 2022 года компания Haval подняла цены на свои автомобили в полтора раза. Другие автопроизводители тоже изменили прайс.

«Все китайские марки подняли цены на 50 – 60 %, пользуясь обстановкой. Я всегда говорил, что китайцы не будут дарить нам никаких подарков, и не надо строить иллюзий, что завтра они нас закидают дешевыми автомобилями, и мы будем плевать в потолок и ездить на классных машинах за миллион. Те, кто хоть что-то в бизнесе понимает, знали, что это иллюзия. Теперь уже всем ясно, что никаких подарков от китайцев нет и не будет», – рассказал автоэксперт Максим Кадаков в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».

Сколько стоит обслуживание китайских автомобилей

По стоимости запчастей и расходников китайские автомобили стремительно приближаются к корейским. В качестве примера можно сравнить стоимость технического обслуживания (ТО) Haval Jolion и Hyundai Creta. Несмотря на то, что Jolion позиционируется производителем как кроссовер, а Creta – как мини-кроссовер, эти автомобили можно сравнить. Их базовая стоимость в России начинается от 1,8 миллиона рублей.

Поскольку межсервисный интервал у Hyundai составляет 15 000 км, а у Haval – 10 000 км, сравним итоговую стоимость шести ТО в интервале от 15 до 90 тысяч километров пробега у корейского производителя, и от 10 тысяч до 85 тысяч – у «китайца».

По данным, указанным на сайте официального дилера Hyundai, стоимость шести ТО Hyundai Creta составляет 110 927 рублей, а его китайского «коллеги», согласно сайту производителя – 111 239 рублей.

Инфографика, обслуживание

По мнению автоэксперта Максима Кадакова, иногда при поиске запчастей для китайских автомобилей могут возникать проблемы, связанные с быстрым обновлением модельного ряда и большим количеством отличий в рамках одной линейки автомобилей.

«Для многих китайских автомобилей характерна проблема с наличием запчастей. Либо с наличием, либо даже с поиском, потому что это не одно и то же. Некоторые модели меняются быстро, каталогов запчастей в традиционном понимании нет, и иногда это превращается в квест. Вроде и модель понятная, и год выпуска. Человек пытается заказать запчасть – и либо ее нет, либо она не подходит», – объяснил Кадаков.

Что внутри китайского авто

Если раньше китайские автопроизводители занимались копированием уже существующих узлов и агрегатов, и, как правил, покупали лицензии на автомобили, уже зарекомендовавшие себя на мировом рынке (показателен пример автомобилей Tianye Admiral или Great Wall Deer 3, которые были лицензионными копиями внедорожника Toyota Hilux 1990-х годов), то в настоящее время автопроизводители разрабатывают собственные конструктивные решения, опираясь на мировые тенденции и доминирующую идеологию в области автомобилестроения в партнерстве с глобальными техническими центрами. Также китайские автопроизводители активно расширяют производство за счет поглощения уже существующих производственных площадок. Можно сказать, что этап поиска «особого пути» в автомобилестроении Китай пережил и активно перенимает передовой мировой опыт.

Стоит ли покупать китайский автомобиль?

Максим Кадаков подчеркнул, что китайские производители привлекают потенциальных покупателей богатым техническим оснащением автомобилей.

«У [китайских автомобилей] лучше оснащение при той же цене, чем, например, у европейских машин. Но тут опять нужно сравнивать не сам факт наличия оснащения, а то, как оно работает. Но само наличие, количество этого оснащения – китайские автомобили привлекают многих покупателей именно этим», – пояснил журналист.

Главный редактор «За рулем» считает, что поведение китайского автомобиля на дороге сильно отличается от европейского, и это отличие может стать решающим фактором для некоторых покупателей.

«Почти ни один китайский автомобиль не едет так «правильно», как машины известных производителей, например европейских. Я не хочу говорить избитые слова «удовольствие от вождения», но речь именно об этом. Все зависит от того, как автомобиль едет, поворачивает, слушается руля. Может быть, для многих покупателей это не очень критично, сейчас гораздо актуальнее, чтобы машина не ломалась, но для кого-то это тоже важно», – объяснил Кадаков.

По его мнению, несмотря на то, что среди китайских автомобилей есть как удачные, так и откровенно неудачные модели, сложившийся образ «китайского автомобиля» у среднестатистического покупателя восторга не вызывает.

«Есть разные модели, марки, какие-то получше, какие-то похуже. Это разные автомобили, другое дело, что если мы говорим об образе китайских машин, то, наверное, это машина, которую покупать еще рановато. Китайское происхождение автомобилей покупателей скорее отталкивает, чем привлекает», – заключил эксперт.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.