Top.Mail.Ru
Общество
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Таежные люди – селькупы: где и как живут остяки-самоеды XXI века

Где и как живут селькупы: энциклопедия коренных народов России
Где и как живут селькупы: энциклопедия коренных народов России

На севере Западной Сибири сохранились аутентичные поселения селькупов. Они верят в лесных духов, до сих пор приносят им жертвы и защищают от туристов капище Лозылъ-лакка и предупреждают о проклятии Чертова озера. Всякого путника гостеприимные северяне готовы накормить двумя десятками блюд из щуки, даже такими, которые больше не готовят нигде в мире. Как и где сегодня живут селькупы и кто такие остяки-самоеды – в материале «Федерал Пресс».

История этноса

Селькупы – это коренной малочисленный народ севера России, проживающий на севере Западной Сибири. До 1930-х годов XX века селькупов звали остяками-самоедами, то есть их причисляли к числу хантов. Даже в переписи за 1929 год они посчитаны вместе с хантами. Это объясняется тем, что тогда научное сообщество не предполагало, что среди народов севера так много народностей.

В генеалогическом древе селькупы роднятся с другими жителями западносибирских и таймырских тундр – ненцами, энцами и нганасанами. Но селькупы также являются частью древней уральской языковой семьи, к которой относятся финские (от финнов и эстонцев до марийцев и удмуртов) и угорские (венгры, ханты и манси) народы.

e403cb4c540b0fa58a4dda4d0b46b75b.jpg

Селькупы – это самодийский народ Приобья, наследники Пегой Орды и кулайской культуры. Истоки народности берут начало в эпоху железного века. О происхождении этноса ученые спорят до сих пор. По одной из теорий, селькупы являются переселенцами из Азии. Этнографы находят схожесть самодийцев с японцами и народностями Алтая. Первое упоминание о селькупах ученые обнаружили в летописях XVI века: упоминалось объединенные племена как «Пегая Орда», возглавляемая князем Воней. В союзе с правителем Сибирского ханства ханом Кучумом Воня противостоял казакам Ермака.

2e94f98a545f0adfe2ff450e59056f3a.jpg

В XVI веке Сибирь начали активно заселять пришлые люди: с Урала прирастало все больше русских поселений, а с юга прибывали тюркские племена. Пегая Орда поначалу защищала свои территории, но когда пала, исконные селькупские территории начали заселять ханты. Южное племя селькупов осталось в нарымском Приобье, северное отступило к верховьям Таза, а затем ушло на берега реки Турухан.

Диалекты и письменность селькупов

Перепись населения 2010 года показала, что в России живет 3649 селькупов. Выделяют два крупных очага расселения народа, по которым принято делить самоедов на южных и северных. Южные или нарымские селькупы живут в Томской области, они сильнее ассимилированы русской культурой. Представители этноса утратили характерные для народности особенности в укладе жизни. Северные или таховско-туруханские самоеды живут на Ямале и Красноярском крае. Они берегут традиции своего народа, потому сохранили свою идентичность.

В наши дни ямальские селькупы проживают в основном в селах Красноселькупе, Ратта и Толька, а также в городе Тарко-Сале. В Томской области самоеды живут в Иванкинском национальном поселении, а также в селе Каргасок и городе Колпашево. В Красноярском крае таежники живут в селе Фарково.

Селькупский язык признан национальным. Как и многие другие алфавиты КМНС, сначала его написали на латинице, но позже перешли на кириллицу. В XX веке селькупский алфавит несколько раз дополняли новыми буквами.

158283c931f0753673204d7ff3534a29.jpg

Язык селькупов относится к самодийской группе уральской языковой семьи, при этом у этноса несколько групп диалектов: северный или тазовский, тымский, нарымский, обский, кетский. Селькупы ратуют об оживлении родного языка – хотят изучать его на другом качественном уровне, как основной, а не факультативный предмет. Но диалекты недостаточно изучены и неясно, смогут ли современные лингвисты обучить селькупов забытому ими языку, отмечают ученые современную проблему коренного народа севера.

Легенды селькупов и проклятие Чертова озера

В XVIII веке селькупы были обращены в православие, но даже сегодня остяки-самоеды помнят о верованиях своего народа, и даже совершают языческие обряды. Лесные люди верили, что вселенная поделена на три сферы: небо, землю и преисподнюю. На небесах царствует Творец – доброе начало Ном, на земле – Илынта Кота (Старуха Жизни), а в преисподней – властитель зла Кызы. Переходить между сферами может только шаман. Делал он это на специальной лодке «ронтык», он сплавлялся по реке, которая вела в преисподнюю. А вот подняться к Творцу шаман мог по дереву.

В представлении самоедов мир населен лесными духами, их зовут Мачиль лозы. Они могут послать человеку удачу на охоте, а могут запутать охотника в лесу, чтобы тот заблудился. А водоемы охраняют водяные духи – Уткыль лозы.

9907661ed78ed7c871a82518986c4c92.jpg

У северных селькупов в лесу на возвышенности обустроены святилища с идолами, которые они зовут Лозыль тэтты – «Земля духов». У тазовских селькупов есть особое место, где шаманы и сегодня свершают священные обряды идолам: капище Лозылъ-лакка – Гора Духов находится на Чертовом озере. На святилище приносят в дар лоскуты тканей и новую одежду.

Искать пути на Чертово озеро не стоит, советуют старики. Местные жители рассказывают туристам поучительную историю про молодого ученого-этнографа из Санкт-Петербурга, который ослушался советов стариков, попросивших не тревожить духов. Этнограф на озере побывал, сделал множество снимков и вернулся невредимым, чем хвастался. Спустя время на руках мужчины стали выступать открытые раны, объяснение которых не было у врачей. А селькупские старики поучительно повторяли: «Ведь мы предупреждали!».

Жилище и национальная одежда селькупов

В исследовании о происхождении селькупов историк, профессор кафедры археологии и исторического краеведения Томского государственного университета Галина Пелих изучила фольклор малочисленного народа севера. Она пишет, что самоеды жили в землянках из двух (или более) подземных помещений, соединенных подземным коридором.

«Первое помещение (сени) имело плоское перекрытие в виде накатника из бревен, который засыпался сверху мхом и землей. В перекрытии оставлялось отверстие для входа (по бревну с зарубками). Второе помещение имело шатровое перекрытие с четырьмя центральными опорными столбами и отверстием для дыма. По свидетельству информаторов Александровского района, землянки такого рода назывались наткат», – рассказала ученый.

В таком жилище раньше жили селькупы по берегам Приобья. Отечественный этнограф и археолог Валерий Чернецов в 1946 году описал землянку, найденную при раскопках близ Салехарда. В центре на возвышении был очаг, это был четырехугольный сруб из бревен 10-15 см в диаметре, заполненным песком. Основу кровли составляла четырехугольная рама, покоившаяся на четырех столбах, поставленных в центральной части землянки. Накат состоял из нетолстых наколотых бревен, нижними концами стоявших на краю ямы, а верхними опиравшихся на центральную раму и основные бревна, был покрыт обрешеткой из жердей, поверх которой лежала береста. Исследователи утверждают, что таких землянок селькупы больше не делают.

Сохранился другой вид жилища – юрты. Это жилье помогало селькупам кочевать в более рыбные места. Зимние юрты ставили охотники, когда надолго уходили в тайгу за добычей. Селькупы-оленеводы с Ямала и Красноярского края, используют в качестве зимнего жилища чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Основные занятия таежных людей – рыболовство, охотничий промысел и собирательство, северные самоеды также занимаются оленеводством.

2daf7e062e028057d27465b6ffad626f.jpg

Северные селькупы зимой носили парку – это распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. В обиходе мужчины одевались в рубахи и штаны из ровдуги, а женщины носили домотканые платья. Обувь селькупов – пимы, сделаны из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из шкурок молодых телят, песцовых или беличьих лапок. Селькупы-оленеводы также носят малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.

Селькупы в XXI веке

Современные исследования ученых отмечают невнимание государства к проблемам народов севера, которое ведет к процессу их этнической и этнокультурной деградации.

«Финансовые вливания нефтяников и государства в места проживания северных селькупов – «палка о двух концах». Не отрицая положительного влияния этого финансирования, стоит отметить, что государственные проекты зачастую весьма близоруки, а нефте- и газопромысел, «откупаясь» от селькупов, приводит к экологической катастрофе в местах их традиционного проживания», – пишут ученые Санкт-Петербургского государственного университета.

495b656fd8f5d94161373160991b7d45.jpg

Представители этноса сегодня живут маленькими поселениями. В самых далеких местах, какие есть в Приобье Ямала, этнос сохранил традиционный уклад жизни и хозяйства. В таком месте побывал в гостях у тазовских самоедов тревел-блогер Александр Снитковский. В интервью «ФедералПресс» путешественник рассказал о современном быте селькупов и о том, как его женили.

Куда ездили в гости к селькупам?

— Я побывал в гостях у селькупов в начале августа 2022 года. Мы туда ездили в составе команды тревел-проекта «Национальность.ру». Мы путешествовали абсолютно по всей России, и в том числе посещали Красноселькуп, чтобы познакомиться с культурой и с тем местом, где живут селькупы, и узнать, что это за народ вообще.

Самое первое что запомнилось, это просто невероятное количество комаров. Я столько комаров никогда не видел в жизни. Ты ступаешь на землю, и в тот же момент тебя окружает комарами и мошками. Тут же задаешься вопросом: как вообще люди там живут? Потому что такого большого количества я не видел вообще нигде. Интересно, что сами они комаров практически не замечают. Знакомство с селькупами у нас было насыщенным, встречали очень хорошо.

Чем вкусным угощали?

— Селькупские хозяйки показали нам, как варить местную уху и что такое местная кухня вообще. Если говорить о традиционных блюдах, то нас, конечно, угощали ухой. И, наверное, десятками блюд из ухи, потому что ее там действительно очень много. Самые запоминающиеся блюда, которые останутся в моей памяти навсегда – это хлеб со щучьей икрой и котлеты из щуки.

Хлеб со щучьей икрой запомнился не вкусом, а способом приготовления. Он приготовлен не как бутерброд: икру добавляют в тесто во время приготовления. Такого я не встречал ни в одной кухне народов мира – чтобы икру добавляли буквально в муку.

Второе блюдо – это котлеты из щуки. Они были абсолютно везде, и котлеты были очень вкусные, потому что щука у селькупов абсолютно другая! Были и другие блюда, но их аналоги встречаются у иных северных народов, в том числе других стран, например, в Финляндии.

b0b7bf6e7ddc496252d8f4e09999bf2c.jpg

Участвовали в обрядах селькупов?

— Мне кажется, я познакомился с большей частью обрядов: и с обрядом обкуривания дымом, и с изготовлением обрядовых игрушек, и, по-моему, я там даже женился (в рамках программы «Национальность.ру» меня женили в разных регионах, чтобы познакомиться со свадебным обрядом).

Еще мерил национальную одежду, она очень теплая и на ней много узоров. И если вы знакомы с культурой селькупов, то по одежде сможете прочитать историю рода человека.

Селькупы действительно почитают культ духов, присутствует мистическая атмосфера. Несмотря на принятие православия, многие селькупы до сих пор почитают своих языческих богов.

Далеко ли живут селькупы?

— Их удаленность от большой земли мне особенно запомнилась. Нужно лететь в один день – из Санкт-Петербурга в Салехард, после этого ждать сутки в Салехарде, потому что нет рейсов в Новый Уренгой. В Новом Уренгое ждать трое суток вертолет в Красноселькуп, потому что опять же нет никаких других способов туда добраться оперативно. А на следующий день ждать лодку, которая отвезет нас в угодья селькупов, где у нас проходили съемки. То есть, чтобы добраться до центра селькупской жизни, нам потребовалась половина недели.

Удивляет, что люди в таких условиях живут и радуются жизни, все у них отлично. У них есть спутниковый телефон, они не смотрят новости по телевизору, в телеграм-каналах не читают новости, а слушают радио и рассказывают друг другу. В самом Красноселькупе больше цивилизации, но я говорю именно про угодья, они больше показательны в традиционном укладе селькупов. В них ты действительно видишь, как живут селькупы. Например, сегодня ты щуку не поймал, значит, ты сегодня не поел.

Удаленность, сложность проживания, отчасти аскетичность позволяет сохранять традиционную селькупскую культуру. Поэтому сегодня там можно встретить такие элементы, которыми люди пользовались века назад. С одной стороны, это интересно, с другой – хочется, чтобы до тех мест цивилизация тоже поскорее добралась.

Фото: Nikolay Gyngazov, Konstantin Kokoshkin / Russian Look / globallookpress.com

Инфографика: Маргарита Неклюдова / ФедералПресс

Сюжет по этой теме
14 октября 2022, 13:53

Энциклопедия коренных народов России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.