Одним из неожиданных экономических итогов этого года, без сомнения, можно назвать нарушение «закона российского бензина». Практически весь 2022 год топливо демонстрировало только тренд на понижение, бензин дешевел, или же его стоимость не менялась. Как следствие – темпы роста цен на топливо сильно отставали от уровня инфляции, которая на середину ноября составила 10,7%, в то время как на бензин цены выросли в пределах 1%, на дизель – около 5%. Бензин будет дорожать, – говорят опрошенные «ФедералПресс» эксперты.
Мораторий на удорожание горючего выше темпов инфляции был введен правительством после топливного кризиса в 2018 года, когда топливо резко подорожало на 3-4 рубля за литр. С тех пор бензин оставался «священной коровой»: цены старательно топтались на месте. По всей видимости, в ближайшее время эта тенденция изменится.
Идеальный шторм
Нефтяные компании обсуждают с регуляторами меры повышения рентабельности работы розничных сетей. Об этом пишут «Ведомости» 1 декабря со ссылкой на источники в отрасли. По словам собеседников, в ноябре чиновники провели совещание с заинтересованными нефтяными компаниями по вопросу неухудшения финансово-экономического положения розничных сетей и недопущения дефицита топлива на внутреннем рынке, рассказал один из источников.
Он добавил, что с начала 2022 г. наблюдается значительный рост затрат розничных сбытовых организаций (АЗС). В условиях изменений расчета демпфера на бензин осенью 2022 г. и планового снижения выплат в рамках этого механизма с 2023 г. уровень маржи переработки будет падать, что сделает нерентабельной работу отдельных сбытовых объектов.
Это только одна из причин, почему бензин станет дороже в ближайшее время. Сейчас в экономике появился целый ряд факторов, способствующих повышению цен на бензин. Первый – это, конечно, увеличение акцизов на целый ряд продукции, которая облагается такого рода налогами. Напомним, что с января следующего года ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла повышены на 4%. В частности, акциз на бензин класса «Евро 5» увеличится до 13793 рублей за тонну с 13262 рублей, на дизель - до 9556 рублей за тонну с 9188 рублей.
Владимир Капустин, заведующий кафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, отмечает, что на внутреннем рынке цены на автомобильное топливо, скорее всего, будут индексироваться, поскольку в его производстве учтен рост цен на другие ресурсы и услуги. «Если цены на газ и электроэнергию внутри страны растут почти на 9 %, то как мы можем ждать, что бензин подешевеет? Он тоже будет дорожать, хотя и не резко», – считает он.
Во-вторых, влияние на цены оказывает и налоговая нагрузка на нефтяников: мы видим, что она возросла. 21 ноября президент РФ подписал закон об изменениях в Налоговый кодекс. В соответствии с ним, повышается налоговая нагрузка на нефтяные, газовые и угольные компании. Суммарно в 2023–2025 годах она увеличится примерно на 1 трлн рублей, в том числе, за счет корректировки демпфирующего механизма и повышения фискальной нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По планам правительства, дополнительные доходы направят на финансирование социальной сферы, а также на снижение негативного эффекта западных санкций на российскую экономику.
Изменение параметров демпфера и стремление Минфина к его дальнейшим корректировкам также создает дополнительную нестабильность на топливном рынке. Демпфирующая надбавка на автомобильный бензин по итогам октября составила 9,4 тыс. за тонну топлива. По старой формуле бензиновый демпфер оказался бы гораздо более высоким. А как известно, демпфирующий механизм был создан для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке в России. Он, чтобы не вдаваться в подробности, действует так: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей прибыли от внутренних продаж топлива. По расчетам Reuters, в результате корректировки демпфера на бензин бюджет в октябре сэкономил 23 млрд рублей.
По мнению Дмитрия Александрова, начальника управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс», рост внутренних цен на топливо всегда связан с ростом внешних цен и увеличением НДПИ. «Сейчас же мы видим увеличение налоговой нагрузки на отрасль. Динамика повышения будет зависеть от действий правительства. Снижения или хотя бы стагнации можно будет ждать только в том случае, если оно ради сглаживания роста цен решит отказаться от повышения акцизов, но пока их рост заложен в бюджет», – отметил эксперт.
Дешеветь нет причины
В-третьих, на уровень цен влияют и технологические сложности с модернизацией НПЗ и текущим производством. Введение санкций начинает сказываться и на стоимости топлива: запасы компонентов для обслуживания иностранного оборудования и импортной химической продукции для производства топлива заканчиваются, предупреждают участники рынка.
«Ввоз из-за рубежа технологического оборудования, запчастей и веществ для нужд российской нефтеперерабатывающей отрасли однозначно сократился. Это касается широкого спектра наименований, начиная от реагентов для подготовки воды и заканчивая присадками и добавками для топлива», – отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Впрочем, добавляет эксперт, говорить о грядущем техническом коллапсе в нефтепереработке было бы неправильно, поскольку отечественные предприятия по мере сил и возможностей решают вопрос с закупками всего необходимого, в том числе в рамках параллельного импорта. «Нельзя сбрасывать со счетов и продолжающийся сегодня процесс замены иностранных компонентов российскими аналогами», – говорит Хазанов.
Помимо факторов внутренней нестабильности механизмов регулирования рынка, отмечается и увеличение спроса. «До конца года можно ожидать повышения цен на нефтепродукты, используемые для заправки автомобилей, и прежде всего на дизельное топливо. Связано это, с одной стороны, с растущим спросом на него на внутреннем рынке в преддверии наступающей зимы, с другой – с увеличением поставок в Европу, где запасаются топливом, стараясь успеть до эмбарго на его ввоз, которое должно вступить в силу 5 февраля 2023 года», – приводит причины Леонид Хазанов.
Действительно, в условиях закрытых границ и сокращения объема авиаперевозок все больше людей выбирает отпуск на автомобилях по России. К тому же, приближается самое долгое отпускное время: новогодние праздники.
Дмитрий Александров считает, что наибольшее подорожание бензина будет в конце 2022 – начале 2023 года, когда традиционно растет спрос на поездки внутри страны, а АЗС индексируют цены на топливо. С этими оценками согласен Владимир Капустин: «Пик спроса придется на новогодние праздники и февральские выходные, а затем снизится: часть автолюбителей реже пользуются личным транспортом зимой».
Потенциал роста
Стратег «Арикапитал» Сергей Суверов уверен, что в России есть потенциал для роста цен на бензин и дизельное топливо, даже несмотря на ожидаемое сокращение экспорта нефтепродуктов из-за эмбарго Евросоюза с 5 декабря. «Без взысканий со стороны ФАС цены на топливо могут расти в пределах инфляции, и они будут подниматься с нынешних значений, хотя в этом году и вырастут ниже инфляции, если учесть прогноз в 12,5% по итогам года», – сказал он.
Эксперт по финансово-правовой безопасности бизнеса Московского отделения «Опора России» Сергей Елин приводит серьезный аргумент, почему рост цен на бензин и дизельное топливо будет сохраняться более-менее в рамках уровня инфляции, возможно, лишь незначительно ее опережая.
«Не нужно забывать, что стоимость топлива является своего рода социально значимым индикатором, изменение которого играет существенную роль для общества, экономики, потому что подорожание цен на бензин увеличивает затраты на другую продукцию, куда заложены транспортные расходы. Более того, для многих граждан это весьма существенная составляющая в семейных бюджетах, поэтому государство уделяет особое внимание механизмам контроля цен на бензин, дизельное топливо, где-то демпфирует экономические факторы, применяя рычаги, сдерживающие, к примеру, влияние роста оптовых цен на товарно-сырьевых биржах и не допуская такого же колебания цен на розничных АЗС», – поясняет Сергей Елин.
Вместе с тем, период «тихого» роста уже пошел: об этом свидетельствуют данные Росстата на 23 ноября. Средние розничные цены на бензин за период с 15 по 21 ноября по сравнению с прошлой неделей выросли на 3 копейки до 50,81 рубля за литр. Дизельное топливо подорожало на 52 копейки – до 56,47 рубля за литр. Рост цен на бензин был отмечен в 30 субъектах РФ. Более всего он подорожал в Чеченской Республике – на 1,3%. Это означает, что беспрецедентно продолжительный период низких цен в России на топливо заканчивается, и это новые реалии, к которым надо быть готовыми.
Фото: Елена Аталыкова / ФедералПресс