С конца сентября Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херсонская области официально являются частью РФ. Но граница, об отмене которой было объявлено, по факту, как сообщают свидетели, никуда не делась. «ФедералПресс» рассказывает, почему так получилось.
Что поменялось
До 2014 – 2015 годов Россию и Украину на юге разделяла стандартная граница. После первого периода активных боевых действий на Донбассе ситуация изменилась – на ростовском участке границы возникли два отрезка, которые контролировали Луганская и Донецкая народные республики. Но, по большому счету, в плане пропускного режима ничего особенного не наблюдалось.
Все подкорректировал коронавирус. Во время пандемии там появились нововведения. Согласно очередным правилам, россияне, особенно журналисты, могли въехать на территорию республик, предъявив трудовой договор с какой-либо донбасской организацией, а также специальную справку-разрешение на проезд через границу, полученную в федеральном правительстве. Тем, у кого имелась луганская или донецкая прописка или гражданство ДНР и ЛНР, было проще. От них дополнительных документов не требовали. Но основной массы командированных данная «льгота», разумеется, не касалась.
Впрочем, постепенно режим ослабляли, и в апреле 2022-го на российском КПП при въезде в ДНР трудовых договоров уже не требовали. А вот справка оставалась обязательной. Запрашивать ее в правительстве следовало заранее, иначе проезжающий рисковал отправиться домой ни с чем. Кроме того, журналистам приходилось объясняться с сотрудниками ФСБ, дежурящими на КПП. Не в пример этому, на донецком пункте пропуска царили более либеральные порядки и лишних вопросов здесь никому, зачастую, не задавали.
Еще раз ситуация поменялась в середине осени. 30 сентября президент России Владимир Путин подписал договоры о присоединении республик Донбасса, а также Запорожской и Херсонской областей. Официально старая граница исчезла. Мало того, ДНР и ЛНР закрыли находившиеся с их стороны КПП. Но вот российские КПП работу продолжили, что объяснялось необходимостью соблюдения мер безопасности. Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов заявил: контроль отменен лишь в отношении товаров. Все остальное подвергается проверке.
К чему стоит готовиться
Председатель ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов республики Крым Анатолий Цуркин рассказал, что сейчас старая граница работает в режиме фильтра. Там проверяют паспорта и выясняют, не везет ли кто-то оружие и боеприпасы. По его словам, одной из основных проблем является нехватка сотрудников пограничного контроля. Кроме того, нужно расширять сами пункты пропуска и подъездные пути к ним, поскольку транспортный трафик постоянно растет.
«Я ехал из Крыма неделю назад, отстоял в очереди шесть часов», – добавляет волонтер и общественник Игорь Димитриев. Но очередью на КПП все не ограничивается. За линией границы путешественника ждут блокпосты, на которых проверки продолжаются. Правда, занимают эти мероприятия уже меньше времени.
Впрочем, еще весной можно было выехать из Донецка на автобусе рано утром, а приехать в Ростов-на-Дону только ближе к вечеру, несмотря на не слишком большое расстояние между этими городами. Все дело в тех самых блокпостах. При выезде проверки занимали много времени – силовики попутно проводили фильтрацию пассажиров. В итоге у одного поста автобус периодически тормозил на пару часов, а то и дольше.
Однако теперь на этом направлении положение дел выправилось, свидетельствует военный корреспондент Дмитрий Григорьев.
«После присоединения перестали работать пограничные пункты со стороны ДНР и ЛНР. Проверяют лишь на российской стороне. Все выезжающие и въезжающие на территории республик проходят паспортный контроль и осмотр автомобиля. Выезд из республик занимает больше времени, поскольку досмотр тщательней. Въехать в республики значительно проще. Досмотр в основном формальный», – объяснил он.
По словам Григорьева, в ноябре, покидая ЛНР, он простоял в очереди несколько часов, а когда возвращался, проскочил «ленточку» за 10 минут.
А вот с транзитом, видимо, ситуация обстоит немного по-другому.
«Если говорить о транзите, он очень проблемный. Легко где-нибудь неожиданно застрять, скажем, из-за комендантского часа. В ДНР он начинается в 23:00, а в Херсонской области – в 21:00. Разница два часа. И, допустим, ты задержался, попал на комендантский час, тебя будут «штормить» на проездах. Остановиться в гостинице тоже сложно. Во-первых, не все из них работают. Во-вторых, нужно иметь при себе рекомендацию, в которой будет прописано, кто ты такой и почему тут останавливаешься», – уточняет Димитриев.
Вместе с тем, он тоже считает, что на пограничных КПП надо увеличивать количество работников.
«Персонала недостаточно. Они устают круглые сутки проверять. Ночью уже вялые и медлительные, и это затягивает процесс», – отмечает волонтер.
Для чего нужна старая граница
Несмотря на имеющиеся недостатки, специалисты считают, что фактическое сохранение старой границы на данный момент оправдано.
«Контроль, каким бы неудобным он ни был, должен сохраняться. Пока не будет произведена фактическая демаркация границы», – подчеркивает Анатолий Цуркин, напоминая, что по ту сторону продолжается СВО и действуют украинские диверсионные группы.
«В любом случае, там зона боевых действий, на территории не наведен полностью порядок. Фильтровать нужно, но иногда это с трудом объясняется. Что именно можно оттуда вывезти (незаконное. – Прим. ред.), понятно. А ввезти? Но при ввозе проверяют, наверное, даже строже», – делится своим опытом Димитриев.
Дмитрий Григорьев согласен с ними в том, что проверки проезжающих на старой границе необходимы.
«Сохранять контроль, конечно, нужно. В республиках много оружия, и гуляет оно практически свободно. Попадание его в другие регионы России просто опасно», – объясняет военкор.
И тоже подходит к теме расширения штата на погранпереходах:
«На мой взгляд, проверки должны быть даже более тщательным, чем сейчас, но работать на КПП должно больше сотрудников. Иначе при более тщательных проверках вновь будут образовываться большие очереди», – объясняет военкор.
Иными словами, прежняя, теперь уже неофициальная, граница скорее всего сохранится до тех пор, пока в регионе не установится прочный мир. А до этого, судя по всему, еще далеко.
Фото: РИА Новости/Сергей Аверин
Интеграция новых регионов России