В рамках рубрики PUBLIC TALK «ФедералПресс» продолжает серию больших интервью с региональными руководителями, бизнесменами и общественниками. Редактор ПФО Иван Бушман пообщался с главой Приволжской столицы Юрием Шалабаевым, который сегодня отчитался перед депутатами Гордумы об итогах яркого и неоднозначного 2022 года. Мэр рассказал журналистам не только об этих показателях, но и об инновациях в борьбе со снегом, а также о том, как строятся новые станции метро и меняется схема общественного транспорта в городе.
Итоги 2022 года в Нижнем Новгороде
Этот год стал для столицы региона периодом активного благоустройства как общественных пространств, так и дворовых территорий. Также активно велись стройки социально важных объектов, относящихся к сфере образования.
«В этом году благоустроили 30 общественных пространств – это хорошая цифра, с учетом уже сделанного к 800-летию объема работ. Уделили внимание и дворовым территориям – в этом году в порядок привели 70 участков, обустроили тротуары, парковочные пространства, проезды. Это простые изменения, но они не менее важны для жителей, чем благоустройство общественных мест. Строим социальные объекты: детские сады и пристрои к школам», – перечислил Юрий Шалабаев.
Дорог в этом году удалось отремонтировать меньше, чем в предыдущем, однако это компенсировалось тем, что многие шоссе и проезды подверглись масштабной реконструкции, там открылись новые полноценные полосы.
«Отмечу это особо: долгое время в Нижнем Новгороде новых дорог не строили, а только ремонтировали имеющиеся. Сейчас появляются новые микрорайоны – они нуждаются в улучшенной дорожной сети. За 2022 год отремонтировали 25 км только по нацпроекту. В этот показатель входит и реконструкция дорог – фактически это создание нового дорожного полотна там, где его не было ранее. Акцент сделали на районах, где долго не было капремонта. Например, Советский район, где были сплошные ямы: на улицах Полтавской, Генкиной, Невзоровых, в микрорайоне «Кузнечиха». Сейчас там начались работы, ситуация сильно улучшилась», – рассказал мэр.
Не обошел глава города вниманием и реконструкцию электросетей – эта проблема стала актуальнее в ноябре и декабре после ледяных дождей, повлекших за собой сотни обрывов и аварий. Из-за непогоды часть жителей временно осталась без света.
«Большая работа ведется по обновлению электросетевого хозяйства. Реализуем проект «Чистое небо», уже известный нижегородцам: заменяются опоры освещения, кабельные линии убираются под землю. Это нужно в первую очередь для безопасности. Например, недавний ледяной дождь не нанес подземным коммуникациям никакого вреда, в отличие от открытых. Большой объем работы выполнен на улице Родионова, в центре Нижнего Новгорода. Именно благодаря этой работе в городе было намного меньше повреждений сетей из-за непогоды, чем в области», – отметил Юрий Шалабаев.
Перечислил глава Нижнего Новгорода и проблемные точки, до которых мэрия пока не добралась. Их уже внесли в план на будущее.
«На Московском шоссе и в той части трассы М-7, которая проходит через город, существуют проблемы с колейностью – сейчас ищем варианты рассрочки для этих работ. Конечно, все хочется уместить в один год – не всегда получается. Некоторые пространства не получится благоустроить ни в этом году, ни в следующем, но мы постоянно ищем возможности», – подчеркнул мэр.
Уборка снега и льда в 2022 году
Нельзя было обойти своим вниманием один из главных вопросов нижегородцев – как в 2022 году в Нижнем Новгороде будет организована уборка снега и льда. Проблема волнует жителей еще с позапрошлого года, когда коммунальная система откровенно не справлялась с рекордным уровнем осадков. Сейчас, по словам Юрия Шалабаева, в вопросе борьбы с сугробами произошли серьезные улучшения.
«Не отбились от снега, а нормально, планомерно работали, причем эту работу мы выстроили уже в прошлом году. Перед зимним сезоном была проведена большая подготовка, обновили парк снегоуборочной техники – без этого стало невозможно работать, в 2020 году парк был изношен на 70 %. На два района – Нижегородский и Советский – уходило восемь дорожных машин, три из них почти сразу ломались. Сейчас мы обновили значительную часть парка: 217 единиц закупили в 2020 году, еще 90 – в текущем, в дальнейшем будем заменять не менее 10 % парка ежегодно», – рассказал мэр.
Город не только закупает технику, но и старается выстроить системную работу коммунальных служб без дефицита специальных средств.
«Закупаются противогололедные материалы таким образом, чтобы всегда был неснижаемый остаток на складе. Были разработаны карты и планы производства работ, которым предшествовал анализ: сколько машина тратит на конкретный участок, при каких дорожных условиях двигается с определенной скоростью. Раньше водитель просто ехал, куда ему сказал мастер, лишь примерно представляя, сколько и где ему нужно чистить. Эти планы обсуждают со мной главы районов», – объяснил глава города.
Все ли объекты достроили к 800-летию?
В 2021 году Нижний Новгород пышно и с размахом отметил круглую дату – не только городскими шоу и праздниками, но и самой масштабной реконструкцией за последние годы с огромным финансированием. По мнению мэра, самое важное удалось закончить до праздника, хотя на некоторых объектах случались задержки.
«Город сильно изменился: к 800-летию мы отреставрировали около 100 объектов культурного наследия, благоустроили больше 120 общественных пространств, отремонтировали более 120 участков дорог, привели в порядок не менее тысячи фасадов домов. Среди этих объектов были знаковые для нижегородцев места: Стрелка, Александровский сад, набережная Федоровского, кремль, парк «Швейцария», важные пространства в каждом районе. Конечно, были и задержки – такое бывает в масштабных проектах. Иногда они существовали исключительно «на бумаге» – жители уже пользуются пространством, а по документам он пока не принят», – подчеркнул Юрий Шалабаев.
Как идет строительство новых станций метро
Сейчас в активной фазе находится строительство транспортного узла в нагорной части города. Работы ведутся на площадях Свободы и Сенной, а также в районе Оперного театра. Юрий Шалабаев уверяет, что рабочие трудятся в соответствии с графиком.
«На строительных площадках Автозаводской линии работы идут в соответствии с графиком, задержек нет. Большая работа была проведена на Сенной площади по освобождению территории от прав третьих лиц: с собственниками заключили соглашения, им выплатили компенсации. Что касается Сормовского направления, сейчас идут предпроектные работы. Заключен контракт полного цикла – на проектирование и строительство – с планом сдачи в 2026 году», – рассказал мэр.
Жители города тем временем продолжают сообщать в администрацию Нижнего Новгорода о трудностях, связанных с новой транспортной схемой. Несмотря на то, что ее курирует другое ведомство, глава города оценил эту практику как вполне приемлемую.
«Проблемные вопросы, связанные с транспортной схемой, мы подсвечиваем и перенаправляем в министерство транспорта Нижегородской области, которое отвечает за этот проект. Тем не менее в администрацию обращаться тоже можно – у нас хорошо налажено взаимодействие», – заверил мэр Шалабаев.
Фото: скриншот видео / Федерал Пресс, Федерал Пресс / Александра Закирова
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»