За последние несколько лет система российского образования претерпела серьезные изменения, связанные с освоением онлайн-форматов из-за пандемии, усложнением программы и формированием патриотического воспитания школьников. С нового учебного года все российские школы перейдут на единые общеобразовательные программы. Это позволит ребенку при смене учебного заведения не отстать от своих одноклассников или, напротив, не опередить их по учебной программе. Что изменится в школьном образовании и как замотивировать выпускников педагогических вузов работать в школах? Об этом рассказала министр образования Омской области Татьяна Дернова в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».
Всех формирует учитель
Татьяна Васильевна, в 2022 году система образования пережила серьезные нововведения. Самые известные из них – это появление церемонии поднятия флага и урока «Разговоры о важном». Насколько система образования оказалась готова к внедрению новшеств?
— Я считаю, что система образования была полностью готова ко всем изменениям, спасибо федеральному центру за это решение. Мы воспитывали наших детей всегда, даже в непростые 90-е и 2000-е годы, продолжаем это делать сейчас. «Разговоры о важном» по понедельникам и работа с символами государства придали воспитательному процессу системность.
Мне вспоминается случай, который произошел буквально недавно. Я была на одном из патриотических уроков у четвероклассников. Младшеклассники с педагогом меня покорили. Могу сказать точно, что это не было формальным занятием, о чем мы переживали, когда только запускали проект. Дети очень хорошо знают, как менялись флаг и гимн. Очень серьезно рассуждали об этом, и могу сказать, что за их будущее я спокойна. Вообще, процесс поднятия флага и исполнение гимна – важный воспитательный момент. Мы все говорим о воспитании патриотизма, но это должны быть конкретные действия, а не просто разговоры. Те, кто попадают в знаменную группу, с гордостью выносят флаг, понимая, что оказались здесь неслучайно.
2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Что это будет означать для учителей и учащихся? Ждут ли их новые перемены – например, касающиеся ЕГЭ и ОГЭ?
— Мы всегда рады тому, что педагогам и наставникам уделяется особое внимание. Когда объявляется год моих коллег, это не может не радовать, поскольку становится ясно, что государство, власть осознают, что профессия учителя является важнейшей на Земле, как бы высокопарно это ни звучало. Ведь именно от педагогов зависит будущее наших детей. Согласитесь, полноценная личность формируется с раннего детства, и от того, как мы будем детей воспитывать и развивать, зависит, насколько успешными они будут в будущем. Всех формирует учитель, вне зависимости от того, какую профессию они выберут.
Если говорить о ЕГЭ и ОГЭ, то каких-то серьезных изменений не планируется. На мой взгляд, этот процесс запущен и встал на хорошие рельсы. Сейчас, за годы проведения единого государственного экзамена, многое изменилось, и однозначно в лучшую сторону.
Систему ЕГЭ многие критикуют с момента ее появления – якобы эти тесты не показывают истинных знаний. Каково ваше мнение – нужен ли такой экзамен в нынешнем виде и нуждается ли он в каких-то корректировках?
— Очень важно, чтобы задания в едином государственном экзамене отражали школьную программу. Много недовольств звучало относительно уровня заданий. В то же время надо понимать, что контрольно-измерительные материалы формируются непосредственно с участием учителей. Они точно знают, что есть в программе, а чего нет. Если же говорить о том, как ребенок себя чувствует в этой системе, то здесь все закладывается в семье. Тестов в экзамене нет, и надо показать истинное владение учебным предметом, даже если ты выдаешь краткий ответ. Я категорически не согласна с убеждением, которое сложилось у многих, что ЕГЭ не позволяет ребенку мыслить. Нет заданий-угадаек, есть задания, где требуются развернутые ответы, есть и сочинение.
Я всем советую подойти утром к школе в день проведения экзамена и понаблюдать за детьми. Поверьте, они будут говорить о чем угодно, но только не о ЕГЭ: о будущем выпускном, о том, кто и куда будет поступать, что было накануне вечером, о любимом фильме или прочитанной новости в интернете… но не о страшном экзамене, как считают многие. При традиционной системе школьники раньше сдавали семь обязательных предметов. Сейчас им не надо этого делать, они готовятся совсем иначе. У детей в прошлом не было ни минуты, чтобы расслабиться: в июне надо сдать школьные экзамены, в июле подготовиться к вступительным экзаменам в вуз. В августе мы сдавали четыре экзамена. Словом, три месяца ужаса и напряжения. Сейчас все иначе, и это хорошо. Эксперты проверяют обезличенные работы и ставят отметку. Они не знают этого ребенка. Я знаю историю женщины из отдаленного северного района, которая не смогла поступить в медицинский вуз, хотя была готова, а ее дочке с помощью ЕГЭ это удалось. Причем она поступила в столичный вуз. Сегодня оцениваются знания, а не то, где ребенок живет и в каких условиях он получил образование. Поэтому я за единый государственный экзамен, но главное, чтобы контрольно-измерительные материалы соответствовали программе. Это железное правило.
Под единый стандарт
С 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в закон «Об образовании в РФ» приняла Госдума. Как это будет реализовано на практике в омских школах?
— Долгое время мы работали по примерным образовательным программам, творчество никто не запрещал, самостоятельно принимать решение учителю не возбранялось. С другой стороны, мы понимаем, что если ребенок учится в одной школе, а завтра переезжает в другой район города или меняет регион, то возникают сложности. Помним времена, когда на каждый предмет было по 20–30 учебников. Появление понятного стандарта и единые учебники, в том числе и для углубленного изучения материала, создают единое образовательное пространство. Золотой стандарт знаний облегчит жизнь и педагогам, и детям.
Сегодня много говорится о необходимости качественного исторического знания и патриотического воспитания в школах. Но, несмотря на поддержку этой идеи родителями, некоторые выражают беспокойство – не получится ли, что мы отодвинем в сторону какие-то другие предметы или, наоборот, перегрузим детей слишком большим объемом предметов? Насколько эти опасения оправданны?
— Если говорить о процессе воспитания, то он должен пронизывать все время нахождения ребенка в образовательном учреждении. Причем уже на входе в школу и детский сад. Приезжаешь в одну школу – дети, встречая, здороваются, а в какой-то школе, напротив, идешь с директором, и дети не вспоминают о правилах вежливости. Это тоже воспитание. То же самое можно сказать и об уроках. К примеру, математика – у ученика, стоящего у доски, что-то не получается. Можно по-разному отреагировать. Можно ребенка унизить, а можно совершенно иначе себя повести: «Кто хочет помочь Вове или Маше? Что бы вы посоветовали?» Это тоже воспитание. И таких воспитательных моментов очень много в школе. Воспитательный компонент должен быть на каждом уроке. Воспитание становится качественным только тогда, когда это делается каждую минуту во время урока: и словом, и взглядом. Взаимоотношения детей между собой – это тоже воспитание. Поэтому беспокойство родителей о дополнительных уроках, которые будут перегружать детей, абсолютно беспочвенны. Пусть не переживают.
Дети всегда хотят быть похожими на кого-то
В социальных сетях много обсуждают нехватку учителей. Как привести в школу молодых педагогов?
— Главный вопрос, который я задаю директорам школ, когда ко мне обращаются с просьбой о том, где взять учителей, – это сколько выпускников вашей школы поступили в педагогический вуз или колледж. К сожалению, как правило, такие просьбы поступают из школ, где ученики практически не выбирают профессию педагога. Тогда возникает еще один вопрос: почему так происходит? Ответ прост – все зависит от учителя. Дети всегда хотят быть похожими на кого-то. Если педагог действительно чудесен и умеет заинтересовать, а не просто выдает материал на уроке, то у него всегда будут последователи. В конце учебного года многие выпускники школ, которые приняли решение поступить в педагогический университет, отвечали во время общения так же, как и я когда-то: «Я очень люблю своего учителя, мне нравятся уроки, и я хочу быть похожим». Маршрут простой.
Если говорить о нехватке учителей в сельской местности, то мы прекрасно понимаем, что городской житель вряд ли поедет в сельскую школу. У него здесь родители и друзья. Вероятность того, что выпускник из города поедет в село, мала. Однако может поехать тот, кто там родился. Если в свое время школа влюбила этого ребенка в себя и в учителей, то есть шанс, что он поступит в педагогический вуз и вернется в село. Будущих учителей должны взращивать из нынешних школьников. Именно по этому пути мы пошли несколько лет назад с Институтом развития образования Омской области и до сих пор помогаем школам воспитывать будущих молодых педагогов. К примеру, у нас есть проект «Ассистент учителя», когда школьники, склонные к педагогической деятельности, а это уже видно в начальных классах, помогают своему учителю. Стоит позволять такому ребенку делать первые профессиональные пробы, помогать в проведении какой-то части урока. Ребенок будет получать от этого удовольствие и пойдет по этому пути. Тогда он захочет стать учителем. Молодым учителям нужна поддержка опытных педагогов. Это очень важно. Если эту помощь молодые учителя не получают, они уходят, и в этом вина тех, кто рядом.
В эпоху коронавируса мы научились работать и общаться дистанционно. Так, некоторые родители, получив опыт дистанционного обучения, рассматривают для своих детей возможность смешанного образования в мини-группах или полностью индивидуального. Есть ли какие-то движения в этом направлении с возможностью получения полноценного документа о среднем образовании?
— В законе об образовании зафиксировано, что дети могут обучаться в образовательной организации или получать образование в семейной форме. Естественно, этот процесс не остается без контроля и внимания со стороны органов управления образованием. Родитель должен в начале года подать заявление о том, что его ребенок будет учиться на семейной форме. Дальше совместно со школой составляется индивидуальный график прохождения промежуточной или итоговой аттестации, для подготовки к ней ребенок может пользоваться всеми учебными пособиями, которые есть в школе, учителя ему также могут помогать. Насколько востребована эта форма получения образования, можно понять по цифрам. Сегодня у нас на семейной форме обучаются 1388 детей, а год назад было 1184 ребенка. Но и численность школьников у нас в этом году выросла, их сейчас более 227 тысяч. У родителей всегда есть право выбирать, как обучать своего ребенка. В 9-м классе после прохождения итоговой аттестации ребята, находящиеся на семейной форме обучения, наравне со всеми получают аттестат, заканчивают обучение в 11-м классе – сдают ЕГЭ и получают также аттестат. Дальше поступают в вузы. Совершенно нормальная история.
Татьяна Васильевна, у многих школьников есть любимые предметы, и они хотят изучать их глубже, чем это предполагает школьная программа. Насколько наши школы снабжены материалами для углубленного изучения предметов?
— Наши школы снабжены учебниками и учебными пособиями для такого обучения, прошедшими экспертизу. Кроме того, наши педагоги в соответствии с законом об образовании периодически проходят курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, много важного материала они получают в Институте развития образования, поэтому в этом смысле совершенно точно можно углубляться и получать дополнительные знания помимо школьной программы: есть модули и факультативы. Информационного голода точно нет.
Надо думать иначе
Каким бы качественным ни было среднее образование в Омской области, регион, откровенно скажем, для многих имеет имидж депрессивного, и многие выпускники школ, получив диплом, уезжают в Санкт-Петербург или Москву. Почему так происходит и что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?
— Не соглашусь с такой характеристикой относительно Омской области. Я родилась и живу в Омске, огромное количество моих друзей и коллег работает здесь, и они совершенно не депрессивные люди. Процесс отъезда из региона в столичные города присущ любому государству. С другой стороны, ситуация не может не радовать. Это говорит о том, что школьное образование в Омске высокого качества, раз наши дети поступают в престижные вузы страны. Я бы призывала нас всех рассуждать несколько иначе. Нам нужны новые кадры в науке и исследованиях. И если одаренный ребенок из Омской области легко поступает в известный федеральный вуз, то мы понимаем, что в будущем он сможет принести огромную пользу нашей стране. Как мы можем по этому поводу горевать? Почему нам кажется, что развивать, скажем, науку, способен школьник только родом из Москвы или Санкт-Петербурга? Почему это не может быть школьник из Омска, Томска, Красноярска или Иркутска? Ведь впоследствии они будут двигать науку всего государства вне зависимости от того, откуда родом тот или иной ученый. Кто знает, может, в будущем именно на его разработках будет развиваться родное предприятие в городе Омске. Как к этому мы можем плохо относиться? Если обратить внимание на статистику, которую подготовил Рособрнадзор, то мы увидим, что как раз из Омской области на обучение в другие регионы уезжает меньшее количество выпускников и, наоборот, больше приезжают. Это факт, а все остальное – домыслы.
Вы уже не первый год возглавляете министерство образования. Расскажите о главных ваших решениях и достижениях за этот период – чем вы действительно гордитесь?
— Если сконцентрировать внимание на чем-то одном, то могу назвать проект «Школа умного руководителя». В 2013 году, когда я еще была первым заместителем министра образования, мы вместе с руководителем Сергеем Григорьевичем Алексеевым (министр образования Омской области 2012–2014 годов. – Прим. ред.) поняли, что председатели комитетов образования наших муниципалитетов плохо друг друга знают и видятся редко. Они все, безусловно, работали, но единого образовательного пространства не было. В это время мы ввели практику выездных совещаний в разных районах, где обсуждались профессиональные вопросы. За эти годы практика наших сборов очень изменилась и стала похожа на то, как сейчас обучаются дети в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Если первыми совещаниями были выступления спикеров, то впоследствии мы проводили наши совещания и коллегии в практико-ориентированном подходе. Мы ввели практику два раза в год проводить трехдневное обучение руководителей комитетов образования, когда они с самого утра до позднего вечера проектировали, разрабатывали и обсуждали. За это время реализовано много проектов, которые далее воплощаются в жизнь. Наша задача – чтобы то, что мы обсуждаем, доходило до каждого педагога. Поэтому главное достижение – это создание единой команды, понимание общей стратегии развития и того, что мы не разрознены.
Праздник со смыслом
Татьяна Васильевна, наше интервью выходит в дни новогодних каникул. Поделитесь, есть ли в вашей семье традиции, связанные с этим праздником?
— Традиция одна – Новый год в семье. Собираемся все вместе: прабабушки, прадедушки, мамы, папы, дети, внуки и правнуки. Я родилась 1 января и, будучи школьницей, очень переживала, что в день рождения всех поздравляют, а меня нет, но, когда стала работать, поняла, как же это здорово. Мы выходим на работу после моего праздника, и нет никакой необходимости принимать поздравления от людей, которые не очень хотят это делать, и им этого делать не приходится. Я благодарна маме за это. Новогодние праздники проводим все вместе в большом доме, и только 5 января родители уезжают домой, поскольку мама с папой – верующие люди, и им надо готовиться к Рождественской службе. Так что Новый год для меня – это семейный праздник во всех отношениях.
Новогодние праздники – это еще и середина учебного года. Какие основные итоги можно подвести?
— Половина учебного года завершается календарным годом и окончанием реализации национального проекта, а это и строительство новых объектов образования, и проведение капитальных ремонтов, и закупка современного оборудования, которое довольно сильно меняет облик школ, особенно сельских, где они являются центром притяжения всего населения. Я надеюсь, что это будет столь же успешно, как и в предыдущие годы, и наши дети и педагоги действительно почувствуют, как изменился облик их учреждений, какое оборудование поступило и каковы его возможности. Это важно.
Фото: Екатерина Иванова, пресс-служба министерства образования Омской области, инфографика: Маргарита Неклюдова