Согласно отчетам популярных сервисов по поиску работы, в России в 2022 году сильно вырос спрос на такую форму рабочих отношений, как аутстаффинг – как его называют иначе, «замещение» или даже «аренда» персонала». «ФедералПресс» рассказывает о том, что это за явление, чем оно выгодно и почему приобрело массовость в последние месяцы.
Что же такое аутстаффинг и почему это не аутсорс?
Сам термин «аутстаффинг» происходит от английских слов: out (вне, извне), а также staff (персонал, сотрудники). Проще говоря, это использование труда внештатников, за одним лишь исключением – как правило, при такой форме трудовой деятельности человек трудоустроен в одной компании, но фактически работает в другой.
В западных странах это явление давно известно и весьма популярно, в России же пока только набирает обороты из-за новых экономических и трудовых реалий. Если попробовать объяснить такую форму работы в привычном для нашей страны формате, то ее можно сравнить с предоставлением одной компанией своих сотрудников другой.
Так, например, если крупная компания не желает самостоятельно разбираться с различными HR-трудностями в виде набора и контроля персонала, то она может заключить дополнительный договор с компанией-посредником, а та взамен предоставит ей определенный штат людей. При этом для «переданных сотрудников» в роли работодателя остается их собственная компания, а потому всеми кадрами, бухучетом, документами и выплатой зарплат продолжает заниматься она же.
Именно этим аутстаффинг отличается от аутсорсинговой деятельности.
Чем это удобно?
Фактически аутстафферы работают на «арендовавшую» их компанию так же, как полноценные сотрудники, состоящие в штате, оставаясь в ведении компании-клиента и иногда даже не меняя своего рабочего места. Чаще всего это подразумевает проектную деятельность, которая подходит данному персоналу.
При этом уменьшается большинство юридических сложностей и кадровых несостыковок. Так, например, если аутстаффер не подошел заказчику, то компания-посредник просто заменяет его без лишней юридической волокиты и увольнений.
Договор между компанией заказчиком и компанией-аутстаффером заключается на официальных началах и может быть как временным, так и постоянным. А у компании-аутстаффера, в свою очередь, есть свой договор со своими сотрудниками, что легко позволяет перевести их, допустим, на другой проект или к другой фирме заказчику. В теории это облегчает для ценных специалистов процесс получения работы.
Почему он стал популярен в России?
Как полагают эксперты многих HR-компаний, в последние годы в стране возник дефицит кадров – это связано как с экономическими кризисами, так и иными факторами, такими как установившаяся непростая демографическая ситуация в России.
Кроме того, действовавшие долгое время ковидные ограничения привели к существенному оттоку трудовых мигрантов, а 2022 год ознаменовался в том числе и отъездом большого числа специалистов технических из страны. Не стоит забывать, что часть персонала компаний выбыла из рабочего процесса после объявления частичной мобилизации, а потому компаниям приходится искать, кем их возможно временно заместить с сохранением рабочего места.
Разве это не уход от налогов?
В течение некоторого времени такое мнение действительно часто встречалось: многие полагали, что в российских реалиях аутстаффинг — это вывод уже существующих сотрудников компании за штат в третью компанию, чтобы потом предоставить их обратно в свой же штат. Такое, например, может произойти, если договор о предоставлении сотрудников заключается между аффилированными друг с другом компаниями (к примеру, имеют общих учредителей).
Однако подобное – очень строгое нарушение трудового законодательства РФ, потому благонадежные аутстаффовые компании не занимаются подобными схемами, предоставляя своих сотрудников исключительно третьим компаниям-заказчикам с законными трудовыми договорами.
По факту налоги за своих сотрудников все равно платит компания-аутстаффер. Сумма, как правило, включена в стоимость, которую компания получает от заказчика, чтобы компенсировать расходы. Потому, если компания-заказчик и компания-провайдер не связаны друг с другом, это не является нарушением законодательства.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com, Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com