Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Крутим гайки сами: почему в России перестали ремонтировать машины по ОСАГО

Автосервис
В 2023 году доля компенсаций по ОСАГО в виде ремонта снизилась до нуля

По данным Российского союза автостраховщиков, в РФ фактически прекратился ремонт машин по ОСАГО. Почему страховые компании перестали возмещать убытки в натуральной форме, как дефицит запчастей повлиял на увеличение сроков ремонта и что делать в этой ситуации пострадавшим в ДТП – в материале «ФедералПресс».

Что случилось с ОСАГО

Уход иностранных автопроизводителей из России существенно осложнил ситуацию на рынке автострахования. Наиболее заметными стали затруднения с регулированием обязательств по ОСАГО. Поскольку в РФ страхование автогражданской ответственности является обязательным, сложности с восстановлением автомобилей после ДТП могут затронуть большое количество граждан России.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2023 году доля компенсаций по «автогражданке» в виде ремонта после ДТП снизилась фактически до нуля. Год назад этот показатель находился на отметке 9–11 процентов. Страховщики связывают сложившуюся ситуацию с удорожанием запчастей, их дефицитом и фактическим увеличением сроков ремонтных работ. В новых условиях на поиск и доставку необходимых запчастей для ремонта автомобиля после ДТП уходит не менее месяца. По закону на проведение всех работ с пострадавшим автомобилем отведено 30 календарных дней.

«В настоящее время существует дефицит автозапчастей тех марок автомобилей, производители которых ушли из России. Это приводит, в том числе, к увеличению сроков ремонта на СТОА и его удорожанию. Закономерно, что предусмотренные законодательством об ОСАГО сроки ремонта – 30 календарных дней – СТОА выдерживать не готовы, поскольку значительное время (зачастую не менее месяца!) уходит только на поиск и ожидание поставки необходимых запасных частей», – сообщили в РСА.

Сложившаяся ситуация осложняет жизнь и самим страховщикам, поскольку по закону об ОСАГО в случае нарушения сроков ремонта страховщик за каждый день просрочки обязан выплатить пострадавшему неустойку – 0,5 процента от суммы страхового возмещения.

Изменится ли закон об ОСАГО

Можно сказать, что современная ситуация на рынке страхования ОСАГО уже не совпадает с положениями, прописанными в законе об «автогражданке». Страдают все – и страхователи, и страховщики. Автомобилисты сталкиваются с нехваткой максимальной выплаты на полноценный ремонт авто и с увеличенными сроками на выполнение работ, а страховые компании – с нарушением регламентных сроков и штрафными санкциями.

«У страховщиков существенно снижаются возможности по организации ремонта в рамках договоров ОСАГО», – отметили в РСА в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».

В Российском союзе автостраховщиков выступают за увеличение сроков на ремонт автомобиля по ОСАГО в два раза.

«По мнению РСА, решить проблему можно, увеличив сроки на ремонт автомобиля по ОСАГО с нынешних 30 до 60 дней», – сообщили в организации.

Вторая, не менее существенная проблема – это дефицит новых запчастей на рынке. Согласно закону об «автогражданке», СТО имеют право ремонтировать автомобили только новыми запчастями. В законе отсутствует понятие оригинальных и неоригинальных запасных частей, однако прямо прописан запрет на использование деталей, бывших в употреблении. Если ранее для того, чтобы «вписаться» в страховую сумму, выделенную на ремонт, автосервисы закупали неоригинальные запчасти, то в настоящее время они все чаще вынуждены приобретать б/у компоненты.

«С целью снижения напряженности ситуации с дефицитом запчастей (наиболее дефицитными являются фары и бампера) предлагаем рассмотреть вопрос о легализации существующей в ряде регионов практики использования при ремонте автомобилей бывших в употреблении запасных частей – разумеется, при строгом соблюдении условия, что это никоим образом не будет влиять на безопасность автомобилей», – сказал представитель РСА.

Собеседник «ФедералПресс» подчеркнул, что за год стоимость запасных частей для автомобилей увеличилась примерно на треть.

«Отметим, что по сравнению с январем 2022 года средние цены в справочниках запчастей, которые используются для расчета возмещения по ОСАГО, уже увеличились примерно на 30 %», – сообщили в организации.

Как ремонтировать автомобиль после ДТП в 2023 году

Судя по данным, представленным РСА, в настоящее время рассчитывать на натуральное возмещение ущерба после ДТП не приходится. В новых условиях снова становятся актуальными денежные выплаты, которые страховые компании выплачивали пострадавшим в автоавариях до 2018 года.

Однако с материальным возмещением ущерба тоже не все гладко: учитывая стоимость запчастей и ремонта, суммы, которая будет выплачена после калькуляции в страховой компании, может не хватить на качественный ремонт. В этом случае есть смысл обратиться в страховую компанию за перерасчетом, либо взыскивать разницу между страховой выплатой и фактически потраченной суммой с виновника ДТП. В обоих случаях есть вероятность того, что досудебные претензии пострадавшего в аварии не будут удовлетворены, и истцу придется обращаться в суд.

К сожалению, учитывая современные реалии, пострадавшему в ДТП в 2023 году придется рассчитывать только на себя. Можно пустить все на самотек, но в таком случае ни о каком качестве ремонта автомобиля говорить не придется.

Что делать, если вы попали в ДТП

  • Если страховая компания не может организовать натуральное возмещение ущерба, проще говоря – отремонтировать автомобиль, «берите деньгами» – соглашайтесь на денежную выплату.
  • Проследите за тем, чтобы экспертиза автомобиля после ДТП была проведена качественно. Оценщик при осмотре транспортного средства должен описать как открытые, так и скрытые повреждения. Скрытые повреждения, как правило, оказываются более дорогостоящими в ремонте. Если вы не уверены в качестве экспертизы – обращайтесь к независимым экспертам-оценщикам.
  • Контролируйте все этапы работ, начиная от закупки запчастей, заканчивая ремонтными работами – стапельными, малярными и агрегатными.
  • Кузовные элементы и оперение (крылья, капот, крышку багажника, двери, светотехнику, декоративный пластик) можно покупать б/у. Как правило, бывшие в употреблении, но оригинальные запчасти зачастую качественнее новых, но неоригинальных. Однако ответственные детали, которые используются для ремонта двигателя, трансмиссии, подвески и тормозной системы, лучше покупать новыми.
  • Повышайте свою техническую грамотность. Если вы будете понимать главные принципы работы основных узлов автомобиля и разбираться в технологическом процессе ремонта авто, вы сможете существенно сэкономить.

Фото: Helen H. Richardson / ZUMAPRESS.com / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.