После референдума, прошедшего осенью 2022 года, в составе России оказались не просто новые субъекты, но и все ресурсы, расположенные на их территориях. Несмотря на то, что сейчас многие регионы активно вкладывают бюджеты в восстановление инфраструктуры, Донецкая и Луганская народные республики, а также Херсонская и Запорожская области в перспективе не будут дотационными, считают эксперты. Их вклад может составлять до 10 % ВВП страны. Подробности – в материале «ФедералПресс».
От угля к электродвигателям
Конечно, Донбасс знаменит в первую очередь добычей угля. На территории ДНР и ЛНР крупнейшие залежи антрацита – их оценивают в 7 млрд тонн. Его используют в энергетике, черной и цветной металлургии. Антрацит считается одним из лучших сортов каменного угля, рыночная стоимость тонны которого начинается от 12 тысяч рублей.
Среди прочих горючих полезных ископаемых в Донбассе добывают торф и газ. Особый интерес представляет Юзовское месторождение сланцевого газа. В отличие от «обычного» газа, он залегает в пластах с низкой проницаемостью, поэтому добыча его сопряжена, как считают некоторые эксперты, с рисками для экологии. В свое время «Нафтогаз» начинал разработку этого месторождения, однако пока промышленных новостей из региона нет.
Есть в Донецком бассейне ресурсы, которые доселе не добывались в России. Один из них – литий. Это щелочной металл серебристо-белого цвета, за которым может быть будущее. Именно литий используют в производстве современных аккумуляторов. Так, его применяют для изготовления батарей автомобилей Tesla. То есть добыча этого редкоземельного металла позволит в перспективе России обеспечить производство электродвигателей, которые планируют выпускать, например, на заводе «Москвич».
Кроме лития на территориях новых регионов РФ добывают и другие редкоземельные материалы. В их числе графит, который используют для изготовления огнеупорных материалов, а также красок, покрытий и все тех же аккумуляторных батарей. В Донбассе есть возможность добывать и никель, широко применяемый в производстве высоколегированной нержавеющей стали. Также в регионе можно найти медь, важный для нефтехимии кобальт и марганец, широко используемый в разных видах промышленности.
В особую когорту стоит выделить ртутные руды. В отличие от угля, о них практически не говорят, тем не менее на Никитовском рудном поле до 1995 года добывали киноварь – самый распространенный ртутный материал. Разработку позже решено было прекратить и, как считают эксперты, в перспективе на возрождение ее надеяться не стоит. За годы работы было добыто порядка 35 тысяч тонн ртути.
В Приазовье есть запасы нефелиновых сиенитов, которые можно применять в различных видах производства, например, в стекольном, изготовлении керамики, в металлургии для получения алюминия, для производства бумаги и обработки древесины.
Соледар – место, где еще с XVII века добывают соль. Здесь расположена администрация комбината «Артемсоль» – это самый крупный производитель соли в мире. После начала СВО работа предприятия была остановлена, однако за 300 лет запасы соли в местных шахтах сократились лишь на 1 %. После распада СССР производство «Артемсоли» экспортировались в 16 стран мира, в числе которых Австрия, Беларусь, Венгрия, Молдавия, Румыния, Польша и другие.
Можно также выделить нерудные полезные ископаемые, которые представляют ценность: гипс, мел, мергель, известняки, мрамор, доломиты, граниты, пески.
Вопрос экономической отдачи
Пока в новых субъектах РФ экономическая деятельность находится на низком уровне, считают эксперты. А это значит, что ждать отдачи в ближайшее время не приходится. Тем не менее, как предполагают в российском парламенте, на новых территориях следует развивать не добычу полезных ископаемых.
«В ближайшие несколько лет эти регионы будут нуждаться в очень серьезной истории восстановления. Она уже развернута российским правительством, идет процесс строительства… Думаю, что в части развития новых территорий нужно думать не о добыче полезных ископаемых в виде сырья, а об инновационном развитии. Восстановление экономики и инфраструктуры должно проводиться на очень высоком уровне, на основе новых стандартов, которые в дальнейшем будут определять международные», – отметил в беседе с «ФедералПресс» заместитель председателя ГД РФ по экономической политике Артем Кирьянов.
По его словам, если для субъектов рассматривать именно сырьевую модель, то это приведет к советскому опыту. Но задача заключается не в том, чтобы его повторить, а в том, чтобы сделать из новых регионов пример экономического позиционирования нового качества.
К слову, как полагают эксперты, Украина после развала Советского союза не смогла справиться с его наследием – территории того же Донбасса были заточены под экономику страны Советов. «Украина была основной базой металлургической продукции и тяжелого машиностроения. Имея промышленные богатства, она не могла получить от них большого преимущества, потому что эти отрасли были интегрированы в состав советской экономики. Когда они от нее оказались отрезаны, Украина попыталась их переориентировать на другие рынки, а на других рынках эта продукция была не очень нужна: есть ФРГ, есть Люксембург, Бельгия, Швеция, которые производят такого же рода продукцию. Поэтому Украину этот комплекс в известной мере тяготил», – отметил в разговоре с «ФедералПресс» ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Михаил Беляев.
Эксперты сходятся во мнении: дотационными регионами новые субъекты РФ не станут. «Я однозначно вам скажу – это регионы, которые обречены быть не дотационными. Это будут достаточно эффективные успешные регионы. После восстановления инфраструктуры они не будут сидеть на федеральном бюджете. Плюс к этому – Россия получает достаточно хорошую инфраструктуру: выход к морю, хорошие хабы для оказания логистических услуг», – размышляет экономист Юрий Твердохлеб.
Оптимистичный прогноз сопровождается и прогнозируемыми цифрами. Так, Михаил Беляев полагает, что новые субъекты способны обеспечить до 10 % ВВП страны. «Восстановительный период по сути будет инвестиционным процессом. Мы будем вкладывать туда деньги, но это будут инвестиции, которые принесут нам отдачу в будущем: и рабочие места, и продукты, и базовая продукция для того, чтобы развивались другие отрасли, не говоря о том, что в самом Луганске и Донбассе есть и машиностроительные мощности, и сельскохозяйственные. Если это все восстановить, до 10 % ВВП – на это рассчитывать можем вполне», – дал прогноз «ФедералПресс» Беляев.
Впрочем, Донбасс уже начинает покорять российский рынок. Ранее стало известно, что на него выходят металлурги из Донецкой и Луганской народных республик. Новый игрок – Южный горно-металлургический комплекс (ЮГМК), в структуру которого входит, в частности, Алчевский металлургический комбинат.
Фото: Alexander Rekun / Global Look Press / Globallookpress.com
Интеграция новых регионов России