Екатеринбургский «Водоканал» переживает непростые времена: за последние три года на реализацию инвестпрограммы он получил меньше половины запланированной суммы. Модернизация Южной аэрационной станции, анонсированная еще в 2000-е годы, тянется до сих пор, а очистка озера Здохня так и не началась. О том, как в «Водоканале» объясняют проблемы, когда жители Химмаша смогут дышать чистым воздухом, а в самый грязный водоем Екатеринбурга вернется жизнь, – в материале «ФедералПресс».
Полумеры на Химмаше
Главной задачей «Водоканала» остается модернизация Южной аэрационной станции, запах от которой годами мешает жителям Химмаша. В 2007 году это даже было основным аргументом, когда власти ввели инвестиционную надбавку к тарифу на воду – в 2013 году ее отменили. Тогда за миллиард рублей было закуплено оборудование для цеха сушки иловых осадков, но в итоге его так и не использовали. Гендиректор «Водоканала» Евгений Лузгин еще в позапрошлом году сообщал, что износ механизмов уже превысил 50 %. Сейчас в пресс-службе предприятия уверяют, что вместе с мэрией и свердловским минЖКХ рассматривают варианты использования этого оборудования «в рамках реализации различных инвестиционных проектов». Тем временем население микрорайона продолжает испытывать дискомфорт.
«Запах есть, он характерный и узнаваемый: если унюхаешь, то сразу поймешь, что это. Не знаю, от чего зависит время его появления, от ветра или от техпроцесса, но обычно стоит где-то сутки или двое», – рассказал местный житель Даниил.
По оценкам депутата гордумы Виктора Сомикова, полная модернизация очистных обойдется в 50–60 млрд рублей. При этом в 2020 году его коллега Александр Караваев, занимавший тогда пост первого замгендиректора «Водоканала», оценивал проект в 15 миллиардов.
Виктор Сомиков
Как объясняет Сомиков, у неприятного запаха есть пять основных источников: приемная камера, канал, который ее продолжает, цех решеток, где извлекаются механические примеси, иловые карты и отстойники и, наконец, иловые остатки. По словам депутата, сейчас «Водоканал» вкладывается в реконструкцию карт и отстойников: они построены 60 лет назад и могут просто развалиться от старости. Приемную камеру закрыли крышкой, а скопившиеся за годы иловые остатки начали вывозить в карьер. Тем не менее существующие технологии не позволяют избавиться от запаха полностью.
Экономическая эффективность проекта, который предлагался ранее, также вызывает сомнения. Сомиков отмечает, что гранулы, образующиеся при сушке осадков, хотели использовать в виде органического топлива на цементных заводах. Но на сегодняшний день спроса на них нет, утверждает депутат.
Миллионы на Здохне
Другая громкая история связана с озером Здохня, рядом с которым расположен накопитель осадка Западной фильтровальной станции: на ней очищают воду перед ее подачей в трубу. При переполнении накопителя вредные вещества попадали в водоем. Ожидалось, что уже в прошлом году сбросы прекратятся, а накопитель начнут чистить от скопившихся отложений.
В 2018 году «Водоканал» заключил с компанией «Экохим-Проект» контракт на проектно-изыскательские работы за 18,5 млн рублей. Большую часть денег «Водоканал» выплатил, но в итоге проект не смог пройти госэкспертизу. Подрядчик выиграл дело в арбитражном суде, который постановил взыскать с заказчика 3,8 млн рублей. При этом, как отмечается в решении, фактически проект не может быть реализован даже при условии доработки: значительная часть оборудования сейчас не поставляется в Россию из-за санкций.
Как сообщили в пресс-службе Водоканала, предприятие все же планирует провести дополнительные изыскания и уже в нынешнем году пройти экспертизу. Сейчас там разрабатывают конкурсную документацию, чтобы определить подрядчика. Новый проект обойдется уже в 39 млн рублей. Деньги выделят из городского бюджета.
Объективные трудности
Как сообщил первый замгендиректора «Водоканала» Дмитрий Миронов, в 2020–2022 годах на реализацию всей инвестпрограммы предприятия было получено чуть менее 3,1 млрд рублей (без учета налога на прибыль и НДС). В то же время, согласно последней версии утвержденной программы, эта сумма должна была составить 6,5 миллиарда.
По словам Миронова, «Водоканал» столкнулся с «объективными трудностями». В их числе топ-менеджер назвал пандемию коронавируса, которая привела к затягиванию подрядных работ и бюрократических процедур, большую дебиторскую задолженность и низкую платежную дисциплину екатеринбуржцев, отсутствие дополнительных вливаний из бюджета и сложности с импортозамещением на фоне санкций.
При этом нынешняя инвестпрограмма гораздо скромнее предыдущей, принятой еще при «старой городской администрации». Тогда ожидалось, что в 2020–2022 годах на ее реализацию потратят более 9 миллиардов. С тех пор многие мероприятия – например, модернизация водоводов на Автомагистральной и полуострове Баран, коллектора на Просторной – были исключены. Строительство резервуаров на Сортировочной фильтр-станции, модернизация водоводов от Металлургов до Восточной и в Теплоходном переулке, коллектора на Белинского и некоторые другие инвестиции отложены на несколько лет – как правило, до 2025 года, когда действие программы заканчивается.
Как объяснили в «Водоканале», основные источники финансирования программы – прибыль предприятия и доходы от платы за подключение. При этом «Водоканал» привлекает и кредитные деньги – затраты на их возврат и уплату процентов закладываются в ставку тарифа на подключение к водопроводу и канализации.
Нужны федеральные деньги
Фактический провал инвестпрограммы ставит вопрос о дальнейшей судьбе «Водоканала». Тот же Александр Караваев в своем интервью называл единственным выходом для предприятия его передачу в концессию: тогда СМИ называли в качестве возможных претендентов миллиардера Виталия Кочеткова и ряд других представителей бизнеса, но переговоры так и не перешли в активную фазу.
«Такие инвесторы, как «Росводоканал», «Российские коммунальные системы», думаю, с удовольствием бы взяли его в концессию. Другое дело, что, на мой взгляд, в этом нет необходимости», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» кандидат технических наук, профессор ВШЭ Сергей Сиваев.
По мнению эксперта, властям выгоднее привлечь для крупных инвестпроектов вроде модернизации Южной аэрационной станции федеральные деньги в виде дешевых инфраструктурных кредитов.
Александр Караваев
Александр Караваев проигнорировал предложение побеседовать с «ФедералПресс». Председатель комиссии гордумы по городскому хозяйству Александр Колесников рассказал, что представители «Водоканала» планируют выступить перед депутатами до конца нынешнего созыва. При этом руководство предприятия запросило дополнительное время на подготовку материалов, объяснив это работой по импортозамещению, отметил он.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»