Сегменты транспортной отрасли развивались разнонаправленно в 2022 году. Негативные условия, как санкционные ограничения и запрет на работу части аэропортов юга и центра России, остаются самым непредсказуемым фактором для роста в транспортной отрасли в этом году. Каковы результаты развития ключевых сегментов транспортного комплекса и как будет складываться ситуация дальше – разбирался «ФедералПресс».
Объемы перевозок
Согласно данным ОАО «РЖД», по итогам 2022 года по сравнению с 2021 годом погрузка грузов на железной дороге уменьшилась на 3,8 % до 1 млрд 234 млн тонн в результате закрытия западных экспортных рынков. Как отмечает в своем исследовании транспортного комплекса РФ Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), это стало самым сильным падением с 2009 года. Сократилась погрузка почти всех видов грузов, кроме строительных материалов: каменного угля на 4,6 %, нефти и нефтепродуктов на 0,7 %, железной руды на 4 %, черных металлов на 4,3 %, химических и минеральных удобрений на 6,9 %, лесных грузов на 24,8 %, промышленного сырья на 13,1 %, цемента на 6 %, зерна на 4,8 %, химикатов и соды на 6,2 %.
Ограничения перевозки грузов привели к развороту логистики на Дальний Восток, увеличению дальности перевозок, а также дисбалансу экспортных и импортных потоков, когда импорт значительно превышал экспорт. Рост объемов погрузки в прошлом году отмечался на всех железных дорогах Восточного полигона: Красноярской (+1 %), Восточно-Сибирской (+2,2 %), Забайкальской (+9,6 %), Дальневосточной (+7,2 %). Контейнерные перевозки по сети РЖД во всех видах сообщения в минувшем году относительно предыдущего года выросли на 0,3 % до 6,5 млн контейнеров ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Общая перевозка грузов в контейнерах в прошлом году выросла на 3,4 % к 2021 году, составив 66,8 млн тонн.
Железнодорожные пассажирские перевозки по итогам 2022 года порадовали больше: рост показателя пассажиропотока до 1,136 млрд пассажиров – на 7,8 % к предыдущему периоду – стал возможным в результате введенных ограничений в авиаотрасли в 11 регионах России. Из-за закрытия аэропортов на юге и в центральной части страны железнодорожные перевозки стали более популярными среди россиян. Впрочем, как отметили в РЖД, показатели перевозки пассажиров по железной дороге хоть и демонстрировали рост в прошлом году, но все же не сумели достигнуть допандемийного 2019 года, снизившись на 5,3 %. По данным национального железнодорожного перевозчика, больше всего выросло количество перевозок пассажиров в дальнем следовании – на 17,8 %, до 108,3 млн человек к уровню 2021 года.
Вместе с тем введенные в 2022 году санкционные ограничения, а также запрет на работу некоторых российских аэропортов негативно повлияли на авиационную отрасль России, которая показала снижение пассажироперевозок на 14 % в сравнении с результатами 2021 года. При этом внутренние авиаперевозки хоть и не достигли уровня 2021 года, но превысили показатель доковидного 2019-го, составив свыше 76 млн человек. Согласно исследованию ГТЛК, в прошлом году был зафиксирован рост процента занятости кресел воздушных судов российских авиакомпаний с 81,5 % до 84 %, а показатель коммерческой загрузки рейсов увеличился на 5,2 % до 70,6 %.
По данным ГТЛК, объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в России в 2022 году по сравнению с 2021 годом уменьшился всего на 0,8 %, а перевозки грузов морским транспортом, напротив, выросли на 20 %. Грузооборот морских портов РФ в 2022 году восстановился к уровню допандемийного 2019 года, правда, увеличившись всего на 0,7 % – до 841,5 млн тонн. При уменьшении перевалки сухогрузов на 2 % увеличилась перевалка наливных грузов на 3,4 %. Сдержать негативные тенденции в грузообороте из-за европейских ограничений на поставки нефти и угля позволило наращивание сотрудничества с дружественными торговыми партнерами. В сегменте пассажирского водного транспорта было зафиксировано сокращение перевозок морем на 24 % и, напротив, увеличение на 3,9 % – по внутренним водным путям.
Грузовые и пассажирские перевозки автотранспортом по итогам 2022 года выросли в России на 0,3 % и 3,1 %, констатирует ГТЛК.
Инфраструктура в помощь
Понятно, что с целью обеспечения роста отрасли в стране необходимо, прежде всего, обеспечить модернизацию транспортной инфраструктуры, включая построение новых логистических маршрутов и развитие международных транспортных коридоров. Реализация соответствующих планов требует значительных вложений.
В 2023–2025 годах на развитие транспортной инфраструктуры планируется выделить из бюджета свыше 4 трлн рублей (бюджетные средства в 2022 году составляли около 1,3 трлн рублей).
В ноябре 2022 года министр транспорта РФ Виталий Савельев на заседании правительства заявлял об увеличении инвестпрограммы РЖД в 2023 году к 2022 году на треть – до 1 трлн 74 млрд рублей. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры потребует инвестирования в текущем году 440 млрд рублей, или более 40 % от объема инвестпрограммы. При этом на развитие второго этапа Восточного полигона выделяется 250 млрд рублей. В проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 году будет вложено 350 млрд рублей, из которых 160 млрд рублей планируется израсходовать на ремонт более 4,8 тыс. км путей. В 1,5 раза – до более 202 млрд рублей – будут увеличены расходы на закупку подвижного состава (речь идет о поставке свыше 600 локомотивов и 330 вагонов электропоездов). Часть средств составит взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании на приобретение 225 пассажирских вагонов, а также инвестиции в соцпроекты. На развитие пунктов пропуска и тыловых терминалов РЖД в текущем году направит 7,5 млрд рублей.
Для развития аэродромной сети России в 2021–2035 годах предусмотрена реконструкция 62 аэродромов и аэропортов, а также строительство 53 аэродромных площадок. В 2023 году реконструкция и строительство аэропортов потребует вложения 36 млрд рублей. Одним из проектов, запланированных к реализации к 2024 году, является строительство нового аэровокзала площадью 14 тысяч квадратных метров и пропускной способностью 800 пассажиров в час в Магадане. Кроме того, к концу 2023 года предполагается построить новый терминал в аэропорту Ставрополя, а в 2025 году начнется возведение комплекса аэропорта Ижевска. Также будут обновлены аэропорты Мурманска, Читы, Полярного, Усть-Неры, Тынды, Бухты Провидения, Марково, Лаврентии и Магнитогорска.
Согласно распоряжению правительства, в авиакомплексе на расширение производства воздушных судов, авиационных двигателей, приборов и агрегатов в 2023 году будет направлено 5 млрд рублей. Этим же распоряжением Минпромторгу и Минфину поручено при формировании проекта федерального бюджета ежегодно, вплоть до 2036 года, предусматривать на такие цели необходимые средства. Общий объем поддержки превысит 376 млрд рублей.
«Важно сформировать фонды запасных частей, детально продумать их логистику, усовершенствовать процедуры проведения технических регламентных работ и ремонта», – отметил глава кабмина Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами 27 февраля 2023 года.
В автодорожном комплексе России до 2027 года планируется провести комплексную модернизацию 84 пунктов пропуска, из которых 26 КПП находятся на Дальнем Востоке. В 2023 году благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» планируется строительство и реконструкция около 200 объектов на региональной и местной дорожной сети. На реализацию федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» предусмотрено выделение более 415 млрд рублей, из которых 198 млрд рублей – средства федерального бюджета. На эти деньги, к примеру, в Ленинградской области будет построен новый мостовой переход через Свирь в Подпорожье, что изменит логистику в восточной части региона и сократит транспортное плечо доставки грузов. В Уфе продолжится строительство нового путепровода на пересечении с железнодорожным перегоном Иглино – Дема и автодороги от федеральной трассы М-5 «Урал» до примыкания к Нагаевскому шоссе; в Зырянском районе Томской области – моста через реку Яю на трассе Больше-Дорохово – Тегульдет. А в Красноярском крае будет введен в эксплуатацию автодорожный мост в районе поселка Высокогорский.
Прогноз vs реалии
Несмотря на негативное влияние некоторых факторов, в соответствии с прогнозом Минтранса РФ в 2023 году авиакомпании перевезут 101 млн пассажиров против 95 млн человек в прошлом году.
Железнодорожные пассажирские перевозки будут наиболее популярными у россиян за счет доступности тарифов. А вот в грузоперевозках по железной дороге, согласно исследованию ГТЛК, ожидается сокращение показателя на 3 % за счет снижения перевозки угольных, нефтяных, металлургических грузов и руды. Объем автомобильных грузоперевозок в этом году может немного превысить прошлогодний уровень за счет переориентации на восточное направление и роста товарооборота России со странами Азии. На внутренних водных путях, по прогнозу Росморречфлота, в текущем году объем перевозок грузов увеличится до 118,8 млн тонн, а пассажиров – до 10,9 млн человек. В то же время российские морские порты в 2023 году могут нарастить грузооборот на 3–5 % благодаря развитию коридора «Север – Юг» и перезагрузки северо-западного.
Для того, чтобы транспортная отрасль России успешно развивалась в будущем, правительство реализует специальные стратегии и формирует прогнозы, впрочем, не всегда коррелируемые с реалиями.
В государственной программе «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением правительства РФ от 20 декабря 2017 года № 1596, в 2024 году перевозки грузов по транспортному комплексу прогнозируются в объеме 7,6 млрд тонн (110,7 % к уровню 2021 года), грузооборот – на уровне 3259,9 млрд тонно-километров (111,2 %); в 2030 году эти показатели в соответствии с ожиданиями должны составить 8 млрд тонн (рост в 1,15 раза по отношению к уровню 2021 года) и 3789,4 млрд тонно-километров (рост в 1,24 раза к уровню 2021 года) соответственно.
Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением правительства от 27 ноября 2021 года № 3363-р, предполагает увеличение количества перевозок всеми видами транспорта в результате развития экономики, роста связанности регионов, развития туристских зон. Так, в сфере железнодорожных перевозок ожидается рост пассажиропотока до 141,5–171,3 млн человек – в среднем на 1,2–2,4 % в зависимости от сценария и на 21–47 % в 2035 году относительно 2019 года, при условии государственного субсидирования текущей деятельности, а также за счет развития скоростного и высокоскоростного сообщения. В воздушном сообщении среднегодовой темп прироста перевозки пассажиров отечественными авиакомпаниями может составить 3,1 % с увеличением на 63 % – со 128,1 млн в 2019 году до 209 млн человек в 2035 году. Причем, как предполагается, авиакомпании будут сокращать издержки и делать акцент на внутренний туризм. Здесь интересен прогноз «Аэрофлота», который, в соответствии с обновленной стратегией, ожидает роста пассажиропотока к 2030 году до 65 млн человек.
Автомобильные перевозки пассажиров будут наращиваться со среднегодовым темпом в 0,2 % и увеличатся на 3 % до 134 млн человек в 2035 году относительно 2019 года. Что касается сегмента перевозки внутренним водным транспортом, то здесь не исключается рост объема на 6 % в год от уровня 2019 года до более чем 2 млн пассажиров в 2035 году при условии реализации мер поддержки отрасли.
Последняя ремарка – о факторе поддержки – будет играть важную роль и для автотранспортной отрасли, считают эксперты.
«Основная мера поддержки грузовой автотранспортной отрасли со стороны государства – это «заморозка» повышения всех действующих неналоговых платежей, а также сокращение фискальной нагрузки. Это позволит сохранить производственные ресурсы, что особенно актуально на фоне опережающего инфляцию роста затрат транспортных компаний на технику и комплектующие к ней», – прокомментировала «ФедералПресс» исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.
Отвечая на вопрос о том, смогут ли автомобильные грузоперевозки в ближайшие годы превзойти уровень 2022 года за счет переориентации на восточное направление, она отметила, что в прошлом году это был один из немногих сегментов, показавших рост. Произошло это как раз не в последнюю очередь за счет переориентации транспортных потоков на восток.
«Есть все основания полагать, что тенденция сохранится и в текущем году. Но нужно помнить, что перевозка на многие тысячи километров с Дальнего Востока экономически более целесообразна с использованием железнодорожного транспорта, и автомобильный сегмент не сможет с ним конкурировать по целому ряду наименований перевозимой продукции, в первую очередь недорогой. Многое также зависит о развития сети новых дорог, которые сейчас активно строятся. Возможно, если скоростные магистрали позволят доставлять груз быстрее, чем по железной дороге, это фактор станет решающим», – сказала она.
Поддержать железнодорожную отрасль, по мнению Ольги Федоткиной, также позволяет тот самый разворот на восток, о котором так много сегодня говорят.
«Другое дело, что неготовность Восточного полигона является узким местом этого направления. Уже сегодня железная дорога работает на максимуме своих возможностей. С учетом того, что грузопоток в этом направлении будет только возрастать, ситуация может ухудшиться в ближайшее время», – отметила эксперт.
Здесь одной из основных проблем она видит недостаток фитинговых платформ, а также их возвращение после разгрузки.
«РЖД и другие крупные игроки для решения этой проблемы сейчас активно используют полувагоны для транспортировки контейнеров, и это решение позволило частично решить проблему и разгрузить порты. Подчеркну, что это лишь временное решение, и в целом требуется более существенное увеличение пропускной способности», – сказала исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, Евгений Поторочин, Maksim Konstantinov / globallookpress.com, Aleksander Polyakov / globallookpress.com, инфографика: Светлана Возмилова