Сербию и Венгрию называют союзниками России в Европе. Будапешт задолго до начала спецоперации поддерживал хорошие отношения с Москвой, а западная пресса считала премьера страны Виктора Орбана другом российского лидера Владимира Путина. Президент Сербии Александр Вучич отказывался ввести санкции против России и заявлял о своей дружбе с главой РФ. «ФедералПресс» разбирался, как изменились отношения между странами после начала СВО и можно ли по-прежнему считать их союзниками Москвы.
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что для урегулирования конфликта на Украине Москва и Вашингтон должны провести прямые переговоры. «Мы приветствовали бы прямые переговоры между США и Россией», – сказал политик, выступая в парламенте страны 6 марта.
Сербский президент Александр Вучич рассказал, что страны Запада в беседах с ним признали вовлеченность в конфликт на Украине, но при этом они не могут говорить об этом публично. Так, глава Сербии публично поддержал в своем выступлении 1 марта позицию Москвы о прямом участии Запада в противостоянии с РФ.
Сербия: осуждает действия Москвы на Украине и покупает российский газ
Как Вучич отреагировал на начало конфликта на Украине:
- После ввода российских войск на Украину политик отказался вводить санкции против Москвы, несмотря на давление Запада;
- Он назвал кризис в Европе из-за конфликта на Украине самым тяжелым со времен Второй мировой;
- Предложил Москве строить хранилища нефти и газа;
- Выступил за переговоры Москвы и Киева в Белграде.
На протяжении всего 2022 года Сербия отказывалась накладывать на Россию санкционные ограничения. «Потому что мы самостоятельная страна», – подчеркивал Вучич.
В прошлом году сербский лидер смог подписать с президентом России Владимиром Путиным выгодное соглашение на поставку газа на три года, пугал Запад тем, что «мир окажется в аду», если Вашингтон не примет предложение России по Украине, а глава МИД страны Александр Вулин заверил министра Сергея Лаврова в отказе Сербии быть частью «антироссийской истерии».
Наверное, Вучича мало беспокоила ситуация на Украине, ведь в стране хватает своих проблем – взять хотя бы ситуацию с Косово, но поддерживать Москву, хотя бы словом, покупая у нее выгодный газ, для Белграда было приемлемо. Кроме этого, в сентябре Венгрия и Сербия договорились вместе построить нефтепровод – ответвление от венгерского нефтепровода «Дружба», чтобы качать нефть из России в обход санкций.
В феврале 2023 года Сербия осудила действия России на Украине, проголосовав за соответствующую резолюцию на генассамблее ООН. Вучич в оправдание этому вспомнил о невведенных против Москвы санкциях и пояснил, что поддержка антироссийской резолюции ООН связана с желанием Сербии «остаться на международной арене». Кстати, голосование за приостановку членства РФ в Совете ООН по правам человека в апреле прошлого года сербский лидер объяснял давлением и шантажом Запада.
В начале марта этого года Вучич открестился от отправок боеприпасов на Украину. Утверждалось, что они якобы попадали из Турции в Словению, а затем шли транзитом на Украину. Политик назвал такие сообщения откровенной ложью.
«Мы не продали ни одну единицу орудий, оружия или боеприпасов ни России, ни Украине», – возмутился сербский президент.
Венгрия: покупка газа у России, одобрение кредита для Киева, против антироссийских санкций, но за Украину в ЕС
Как власти Венгрии действовали после начала конфликта на Украине:
- Отказались поставлять оружие Киеву через свою территорию;
- Выступили против новых санкций в отношении России;
- Предложили провести переговоры с России и Украины в Венгрии;
- Разрешили разместить войска НАТО на своей территории;
- Выступили за переговоры ЕС и России;
- Поддержали вступление Украины из ЕС;
- Выделили Киеву €187 млн в качестве льготного кредита.
Венгрия покупает у России энергоресурсы. Так, контракт на поставку газа у «Газпрома» между странами в сентябре 2021 года был заключен на 15 лет.
С началом спецоперации на Украине венгерские власти выступали с предложением переговоров, а также против очередных западных санкций в отношении Москвы.
«Санкции не пошатнули Москву. Европа в беде – экономической и политической, жертвами стали четыре правительства: британское, болгарское, итальянское и эстонское», – заявлял в июле премьер Венгрии Виктор Орбан.
Окончание украинского конфликта, по словам политика, приведет к завершению доминирования Запада в мире. В Будапеште отмечали, что поддерживают вступление Украины в ЕС, но при этом не хотят терять связи с Россией.
Вучич – самый ярый политик-русофил Сербии
Отношения России с Сербией и Венгрией после начала конфликта на Украине осложнились по всем фронтам, что отражается на падении торгового оборота, интенсивности контактов и частоты визита делегаций, даже Сербии, заметил директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.
«На официальные государственные праздники раньше весь политический бомонд Сербии приходил в российское посольство, включая первых лиц государства, включая действующих министров. Сейчас – никого! Почему? При этом Сербия является дружественной страной», – заметил политолог.
По его словам, существующий общий контекст никто не может игнорировать. «В нем Россия, которая ведет военные действия и их начала, очень сложный партнер – даже для союзников. Потому что эти страны, каждая по-своему, безусловно, неотъемлемая часть Европы, и зависят по гамбургскому счету от Европы, а не от России, Китая или США», – подчеркивает эксперт.
Бондаренко напомнил, что Сербия не ввела санкции, она единственная из стран Европы сохранила прямые рейсы в Москву. «Сербия единственная в Европе имеет свой крупный бизнес, принадлежащий российской нефтяной компании. Главный налогоплательщик нефтяной индустрии Сербии принадлежит компании «Газпромнефть», – напомнил эксперт.
Сербский президент Вучич большую часть своей политической карьеры был одним из самых ярых политиков-русофилов страны, заметил политолог.
«Это его политическая жизнь и осознанный личный политический выбор. Конечно, он не откажется от него, потому что иначе откажется от самого себя», – рассказал Бондаренко.
Орбан и Вучич минимизируют потери
Говоря об отношениях двух стран с Россией, эксперт назвал их «игрой на понижение».
«В ситуации начала и продолжения СВО отношения между нашими странами являются игрой на понижение, потому что сейчас представить, что Россия купит какие-то предприятия или начнет инвестиции – невозможно. Потому что и денег уже нет для покупок, и предприятия никто не даст купить. Сейчас идет ситуация удержания, а не развития, ситуация развития была десять лет назад», – пояснил политолог.
По его словам, для Венгрии и Сербии самое главное в рамках СВО – минимизировать потери от политического момента. «Этот процесс обоюдный. Танго танцуют двое. В минимизации потерь заинтересована и Россия. Пока получается. Сербия санкции не ввела, а Венгрия – известный тормоз любых евроинтеграционных процессов в Восточной Европе», – добавил эксперт.
Фото: Wolfgang Kumm / dpa / globallookpress.com, Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com, Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com, Kremlin Pool / Global Look Press / Globallookpress.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»