Россияне все чаще предпочитают автоматизацию и самообслуживание привычным процессам, связанным с покупками. Оплачивать товары без участия кассира можно быстро, выгодно и удобно. А порой еще и экономно, как, например, на безоператорных автозаправочных станциях. Такие точки реализации автомобильного топлива, открытые по всей стране, набирают популярность среди водителей. В преимуществах автоматических АЗС разбирался «ФедералПресс».
Автоматическая АЗС: плюсы и минусы самообслуживания
Автоматическая АЗС представляет собой станцию, где водители могут быстро и самостоятельно залить бак автомобиля бензином или дизельным топливом, оплатив необходимый объем топлива банковской или топливной картой, а в некоторых случаях – наличными деньгами. Как правило, такие станции оснащены только несколькими топливораздаточными колонками, надземным резервуаром для хранения топлива, узлом слива нефтепродуктов и платежными терминалами. Здесь нет привычных магазинов, кафе, туалетных комнат, гостиниц, шиномонтажа, станции технического обслуживания, автомойки, других дорожных услуг и, что немаловажно, очередей. Самостоятельная заправка и оплата занимают всего пару минут – в этом «ФедералПресс» убедился, совершив рейд по такого рода заправкам.
Ускорить процесс оплаты можно через специальные мобильные приложения конкретной сети АЗС еще в пути. Если раньше автолюбители при заправке своих автомобилей предпочитали отдых и комфорт, то теперь все чаще в цене время – именно этот фактор сегодня становится ключевым критерием в пользу безоператорных автозаправочных станций. Еще один серьезный момент – более низкая по сравнению с классическими АЗС стоимость одного литра топлива: оно не включает затраты владельца заправки на операторов и кассиров.
Что же минусы? Они, безусловно, тоже имеются. И сводятся к отсутствию у терминала опции по выдаче сдачи наличными или сбою в работе пункта оплаты, когда денежные средства списываются дважды или вовсе не принимаются. В этих случаях специалисты советуют не унывать: в первом случае можно заправиться на всю внесенную сумму или банковской картой, в двух других – разобраться с банком путем подачи соответствующего заявления и воспользоваться соседним терминалом.
Сегодня эксплуатация таких автозаправочных станций в регионах представляет интерес и для сбытовых компаний, которые имеют возможность смонтировать ее быстро и экономно. По некоторым данным, установка автоматической АЗС на относительно небольшом участке земли – от 150 до 300 квадратных метров – занимает всего одну неделю, а на запуск требуется в 3,5–4 раза меньше инвестиций, чем в сервисную заправку. Владельцы роботизированных АЗС хоть и теряют до 15 % в чеке клиента из-за отсутствия дополнительных услуг, но в то же время не несут расходов, связанных с обслуживающим персоналом, охраной, арендой либо покупкой больших площадей земельных участков, как в случае со строительством автозаправочного комплекса с полным перечнем дорожных услуг. Контроль над процессом заправки и оплаты происходит посредством систем видеонаблюдения, которые связаны с офисом компании-оператора. Благодаря полной автоматизации дистанционные операторы таких АЗС имеют возможность идентифицировать водителей по ключам и картам, мониторить объемы отпущенного топлива и количество автомобилей, формировать и импортировать отчеты в бухгалтерские программы, а также предотвращать хищения.
Таким образом, экономия является главным преимуществом для клиентов и владельцев точек самообслуживания: одни тратят меньше времени и денег при заправке своих автомобилей, вторые снижают затраты при эксплуатации станции.
Как показывает практика, водители чаще всего предпочитают пользоваться услугами крупных и известных брендов АЗС самообслуживания – качество их топлива знакомо по сервисным заправкам. Но встречаются среди автоматических средние и мелкие продавцы топлива.
Безоператорные заправки в Свердловской области
Основная сеть автозаправочных станций различного формата сосредоточена в руках крупных холдинговых компаний, таких как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», ТНК и других.
Автоматические АЗС, работающие под брендом «ЛУКОЙЛ», можно встретить на территории Москвы и Московской области, Северо-Западного федерального округа, Свердловской и Саратовской областей, Пермского края, а также в других регионах.
Как сообщили «ФедералПресс» в «ЛУКОЙЛе», к примеру, в Свердловской области сеть автозаправочных станций компании по состоянию на 1 марта 2023 года представлена 90 АЗС, при этом 7 из них являются автоматическими. Топливо, продаваемое на безоператорных станциях, аналогично тому, что продается на других – сервисных – автозаправочных комплексах «ЛУКОЙЛа». Топливораздаточные колонки заправлены бензинами популярных марок АИ-95, АИ-92, дизельным топливом, а на ряде таких АЗС можно встретить менее ходовой бензин ЭКТО 100 – новейшее топливо с улучшенными эксплуатационными и экологическими свойствами, созданное компанией для замены АИ-98 и повышающее эффективность высокофорсированных двигателей.
Как уже говорилось выше, поскольку на автоматических АЗС процесс заправки проходит без участия персонала и нет расходов на содержание магазина, топливо здесь стоит дешевле, чем на стационарных автозаправочных комплексах, от 0,5 до 1 рублей за литр, в зависимости от региона и вида конкретного топлива.
В этом смог убедиться «ФедералПресс», изучивший цены на топливо на сервисных и автоматических АЗС «ЛУКОЙЛа» в Екатеринбурге. Так, на истекшей неделе 1 литр бензина марки АИ-92 на сервисных АЗС компании стоил 48,04 рубля, бензин 95 ЭКТО – 52,48 рубля, 95 ЕВРО – 52,18 рубля, а ДТ – 60,4 рубля. На безоператорных заправках стоимость бензина марки 92 ЭКТО составляла 47,53 рубля за литр, 95 ЭКТО – 51,97 рубля за литр, 100 ЭКТО – 61,14 рубля за литр, а ДТ – 59,87 рубля за литр.
Способы оплаты топлива на заправках самообслуживания идентичны способам, доступным на стационарных АЗС: это банковская карта, топливные карты, наличные, баллы карты лояльности и подарочная карта «ЛУКОЙЛ». При этом автоматические АЗС «ЛУКОЙЛ» также принимают карты программы лояльности, которые позволяют клиентам участвовать в акциях и копить или списывать баллы.
Кстати, как показывает практика, водители при заправке своих автомобилей на разных АЗС в последнее время все чаще отказываются от наличных расчетов, пользуясь бесконтактными технологиями при оплате, и предпочитают пользоваться официальным мобильным приложением компании на своем телефоне. В этом случае достаточно выбрать точку заправки, номер топливораздаточной колонки, ввести необходимый объем покупаемого топлива и после заполнения бака автомобиля оплатить покупку. Подобным бесконтактным способом, не заходя в здание комплекса, автолюбители оплачивают покупку топлива и на сервисных АЗС.
Автоматические заправки «Газпром нефти» тоже работают в нескольких российских регионах, включая рассматриваемую в качестве примера Свердловскую область. Как сообщили «ФедералПресс» в компании, ее сеть АЗС в Свердловской области насчитывает 134 заправок, из них автоматическими являются 25 станций.
На АЗС сети реализуется дизельное топливо, бензин АИ-92 и АИ-95, а также инновационное топливо с улучшенными характеристиками под брендом G-Drive, в том числе бензин G-Drive 100, при регулярном использовании раскрывающий потенциал двигателя и обеспечивающий его профессиональную защиту.
По информации «ФедералПресс», на прошлой неделе на сервисных автозаправочных комплексах «Газпром нефти» водители заправляли свои автомобили бензином марки Опти 92, оплачивая 46,6 рубля за литр, тогда как аналогичный объем этой марки топлива на автоматических АЗС обходился им в 46,25 рубля. Литр бензина марки 95 Опти на сервисных автозаправках стоил 50,25 рубля против 49,7 рубля на безоператорных колонках. А ценник одного литра топливной смеси G-Drive категории 95 был зафиксирован на сервисных АЗС на уровне 51,65 рубля. Тогда как на автоматических заправках стоимость топливо G-Drive 95 составляла 51,1 рубля за литр.
По информации «Газпром нефти», автолюбители оплачивают покупку топлива с помощью терминалов самообслуживания. Такие терминалы также устанавливаются на полноформатных сервисных станциях с большим трафиком. На автоматических АЗС автолюбители пользуются наличным и безналичным способами оплаты, системой быстрых платежей, мобильным приложением «Сеть АЗС «Газпромнефть», бонусами программы лояльности «Нам по пути», а корпоративные клиенты – топливными картами.
Расположенный в Ярославле удаленный диспетчерский центр осуществляет контроль над работой всех безоператорных заправок компании. Еще один бонус – возможность проконсультироваться с дистанционным оператором, нажав кнопку вызова на терминале.
В «Роснефти» не ответили на запрос «ФедералПресс» о количестве автоматизированных АЗС в России. По данным компании на середину 2021 года, количество заправок такого формата у нее превышало 50, и они располагались в 7 регионах страны – в основном это крупные города с плотной застройкой и большим количеством автомобилей. Компания «Башнефть», входящая в периметр «Роснефти», по данным, представленным в интернете, имеет в Екатеринбурге в общей сложности порядка 40 АЗС. Однако сколько из них автоматических, информации нет.
Как убедился «ФедералПресс», бензин марки АИ-92 на городских сервисных заправках «Башнефти» на минувшей неделе стоил 46,9 рубля за литр, АИ-95 – 49,95 рубля за литр, высокооктановый бензин АИ-100, производимый компанией с 2019 года по собственной технологии для высокофорсированных двигателей, водители покупали за 60,7 рубля, а ДТ – за 60,55 рубля. На безоператорных заправках компании в Екатеринбурге на прошлой неделе продавался АИ-92 по цене 45,95 рубля за литр и АИ-95 – 49,5 рубля за литр. На большинстве АЗС в Екатеринбурге водители могли оплатить покупку топлива банковскими картами различных платежных систем, а корпоративные клиенты – еще и топливными картами.
Конкурентами роботизированных АЗС крупных компаний в Свердловской области в настоящее время выступают заправки менее известных в стране брендов, как, например, Varta. Здесь бензин марки АИ-92 стоил на минувшей неделе 44,5 рубля за литр, АИ-95 – 48,25 рубля за литр, АИ-98 – 57,5 рубля за литр, а дизельное топливо стандарта евро-5 – 57,9 рубля за литр. Кроме того, на этих АЗС можно заправиться автомобилям, использующим в качестве топлива газ – за него водитель платил на прошлой неделе в терминале 20,9 рубля.
Такие мелкие и средние частные АЗС самообслуживания все чаще стали появляться в регионах страны. И в обозримом будущем могут составить крупным брендам достойную конкуренцию.
Фото: Elena Mayorova / Global Look Press / globallookpress.com, ФедералПресс / Иван Кабанов, инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова