С 1 декабря 2022 года закон обязал российских чиновников вести соцсети. Новая норма смотивировала нас повнимательнее присмотреться к аккаунтам госслужащих на разных платформах. Несколько месяцев мы вместе с политологами, блогерами и медиаэкспертами изучали – о чем, как и зачем на онлайн-платформах пишут губернаторы, мэры и депутаты. Перед началом второго сезона спецпроекта о соцсетях чиновников «ФедералПресс» рассказывает о главных выводах первого.
Зачем соцсети чиновникам СЗФО
В первом материале спецпроекта мы задались вопросом – какую цель преследуют чиновники на Северо-Западе, ведя соцсети? Самый доступный ответ на этот вопрос дал мэр Вологды Сергей Воропанов.
«Если ты о своей работе не рассказываешь жителям, которые сидят в социальных сетях, значит, ты не работаешь», – заключил градоначальник.
По его словам, в соцсетах важно создавать контент под каждую аудиторию на разных площадках. А самыми популярными соцсетями среди чиновников в 2022-2023 годах стали «Вконтакте» и Telegram, рассказал политолог Петр Быстров. Он заметил, что до 2022 года госслужащие и политики большую активность проявляли в Instagram*, но ушли с этой платформы после СВО.
Эксперт утверждал, что аудитории чиновников в соцсетях лучше всего «заходят» посты на личные темы – особенно с членами семьи. Также подписчики положительно относятся к рассказам о решении реальных проблем – например, к строительству поликлиники, школы, детсада, ремонту дороги. Но такого контента, как мы увидели, на страницах госслужащих не хватает. Хуже всего «заходит сидячка» от госслужащих – совещания, где «оценили развитие, обсудили ход решения». Постами об этом наши герои, увы, совсем не пренебрегают.
Блогер, создатель социального проекта «Точно безопасно» Светлана Патахонова оценила, что тексты чиновников в СЗФО почти «написаны живым языком». Но все-таки – далеко не всегда, многие госслужащие уходят в канцелярит. Особенно, как мы выяснили, этим грешат мэры. Иногда же госслужащие ничего не постят в течение месяца или делятся с подписчиками кабинетными фото, которые сопровождают огромные полотна нечитаемого текста. Это нехорошо, заключила Патахонова. Она порекомендовала чиновникам лучше проработать контентную политику: выделить рубрики, отказаться от открыток и репостов, чаще публиковать новости, соблюдая периодичность.
Для кого губернаторы ведут соцсети
Во второй серии спецпроекта мы анализировали соцсети губернаторов в СЗФО. Несмотря на то что они считаются первыми лицами регионов, их активность в соцсетях направлена не на избирателей, высказал мнение политолог Александр Конфисахор. За постами глав субъектов РФ, считает он, следят скорее чиновники разных рангов, а также руководители бюджетных учреждений. Жителям же сетевая активность губернаторов не очень интересна, сошлись во мнении эксперты.
![]()
Зато за страницами губернаторов внимательно следят из федерального центра, рассказал политолог Илья Быков. Аккаунты региональных лидеров – один из критериев для оценки эффективности их работы. В Москве обращают внимание на регулярность выхода постов, число подписчиков, активность в общении с населением.
«В аппаратной борьбе побеждает не тот, у кого хорошие соцсети, а кто умеет договариваться с «нужными людьми», – заявил эксперт.
Оказалось, что в VK у губернаторов СЗФО намного больше подписчиков, чем в Telegram. Причина в том, что на отечественной площадке больше русскоязычных пользователей. Также в VK губернаторы более открыты и разговорчивы – там на их страницах везде открыты комментарии, где они отвечают на вопросы о проблемах. В «телеге» же с жителями они лишний раз в диалог не вступают – на этой платформы комментарии обычно отключены.
Почему соцсети мэров такие одинаковые
Главы администраций столичных городов на Северо-Западе ведут соцсети почти неотличимо друг от друга, сошлись во мнении опрошенные «ФедералПресс» эксперты в третьем тексте спецпроекта – он был посвящен мэрам в СЗФО. Контент и подача градоначальников в соцсетях были практически идентичны. И это не привлекает подписчиков.
Политолог Александр Конфисахор связал унифицированность контента с небольшим количеством полномочий нынешних мэров. Ведь сейчас они, по сути, отвечают лишь за уборку городов, ЖКХ и, возможно, школьное образование в городе. Поэтому, сделал вывод политолог, «мэрам и рассказывать особенно не о чем». При этом мэры скупы на личную информацию в сетевых аккаунтах – почти не выкладывают фото с семьей, хобби, рассказами о домашних животных, замечает Светлана Патахонова.
Ярким исключением можно назвать вологодского мэра Воропанова. Он, в отличие от коллег, активно развивает аккаунт в TikTok с 153,9 тыс. подписчиков. Там глава города в простой и юмористической форме рассказывает, как пройти бюрократические процедуры, о решении городских проблем.
Остальные градоначальники ведут странички больше «для галочки», без энтузиазма, сказал Конфисахор. Также, по его мнению, глупо ожидать, что на этих платформах мэры будут активно контактировать с жителями. Ведь сейчас глав городов назначают решением городских депутатов или специальных комиссий, а не выбирают на всенародном голосовании.
Число подписчиков у мэров, к слову, на порядок меньше, чем у губернаторов.
Почему депутаты в соцсетях прикидываются чиновниками
Главной проблемой соцсетей спикеров заксобраний в регионах СЗФО в финальном тексте сезона эксперты посчитали крайне малое внимание к проблемам избирателей. Хотя ее корни на поверхности: не у всех спикеров в СЗФО есть страницы в популярных социальных сетях. В VK профили есть у восьми из 11 руководителей заксобраний. В Telegram – и того хуже: только у четверых руководителей региональных парламентов в «телеге» есть личный канал.
Политолог Сергей Григорьев в беседе с «ФедералПресс» заметил, что многие спикеры в соцсетях специально «перетягивают одеяло» у исполнительной власти – рассказывают на своих страницах об открытии соцобъектов, строительстве дорог. Однако там почти не встретишь посты про законотворческую работу, парламентский контроль или решение проблем «на местах» после обращения жителей.
«Это говорит о том, что руководители парламентов нацелены на «отчеты об успехах», которые в большинстве своем относятся к работе региональных правительств или местных администраций», – сделал вывод Григорьев.
По его словам, депутаты в последние десятилетия вообще теряют вес в политическом поле: как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова
* признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Эксклюзивы «ФедералПресс»


