С 1 декабря 2022 года закон обязал российских чиновников вести соцсети. Новая норма смотивировала нас повнимательнее присмотреться к аккаунтам госслужащих на разных платформах. Несколько месяцев мы вместе с политологами, блогерами и медиаэкспертами изучали – о чем, как и зачем на онлайн-платформах пишут губернаторы, мэры и депутаты. Перед началом второго сезона спецпроекта о соцсетях чиновников «ФедералПресс» рассказывает о главных выводах первого.
Зачем соцсети чиновникам СЗФО
В первом материале спецпроекта мы задались вопросом – какую цель преследуют чиновники на Северо-Западе, ведя соцсети? Самый доступный ответ на этот вопрос дал мэр Вологды Сергей Воропанов.
«Если ты о своей работе не рассказываешь жителям, которые сидят в социальных сетях, значит, ты не работаешь», – заключил градоначальник.
По его словам, в соцсетах важно создавать контент под каждую аудиторию на разных площадках. А самыми популярными соцсетями среди чиновников в 2022-2023 годах стали «Вконтакте» и Telegram, рассказал политолог Петр Быстров. Он заметил, что до 2022 года госслужащие и политики большую активность проявляли в Instagram*, но ушли с этой платформы после СВО.
Эксперт утверждал, что аудитории чиновников в соцсетях лучше всего «заходят» посты на личные темы – особенно с членами семьи. Также подписчики положительно относятся к рассказам о решении реальных проблем – например, к строительству поликлиники, школы, детсада, ремонту дороги. Но такого контента, как мы увидели, на страницах госслужащих не хватает. Хуже всего «заходит сидячка» от госслужащих – совещания, где «оценили развитие, обсудили ход решения». Постами об этом наши герои, увы, совсем не пренебрегают.
Блогер, создатель социального проекта «Точно безопасно» Светлана Патахонова оценила, что тексты чиновников в СЗФО почти «написаны живым языком». Но все-таки – далеко не всегда, многие госслужащие уходят в канцелярит. Особенно, как мы выяснили, этим грешат мэры. Иногда же госслужащие ничего не постят в течение месяца или делятся с подписчиками кабинетными фото, которые сопровождают огромные полотна нечитаемого текста. Это нехорошо, заключила Патахонова. Она порекомендовала чиновникам лучше проработать контентную политику: выделить рубрики, отказаться от открыток и репостов, чаще публиковать новости, соблюдая периодичность.
Для кого губернаторы ведут соцсети
Во второй серии спецпроекта мы анализировали соцсети губернаторов в СЗФО. Несмотря на то что они считаются первыми лицами регионов, их активность в соцсетях направлена не на избирателей, высказал мнение политолог Александр Конфисахор. За постами глав субъектов РФ, считает он, следят скорее чиновники разных рангов, а также руководители бюджетных учреждений. Жителям же сетевая активность губернаторов не очень интересна, сошлись во мнении эксперты.
Зато за страницами губернаторов внимательно следят из федерального центра, рассказал политолог Илья Быков. Аккаунты региональных лидеров – один из критериев для оценки эффективности их работы. В Москве обращают внимание на регулярность выхода постов, число подписчиков, активность в общении с населением.
«В аппаратной борьбе побеждает не тот, у кого хорошие соцсети, а кто умеет договариваться с «нужными людьми», – заявил эксперт.
Оказалось, что в VK у губернаторов СЗФО намного больше подписчиков, чем в Telegram. Причина в том, что на отечественной площадке больше русскоязычных пользователей. Также в VK губернаторы более открыты и разговорчивы – там на их страницах везде открыты комментарии, где они отвечают на вопросы о проблемах. В «телеге» же с жителями они лишний раз в диалог не вступают – на этой платформы комментарии обычно отключены.
Почему соцсети мэров такие одинаковые
Главы администраций столичных городов на Северо-Западе ведут соцсети почти неотличимо друг от друга, сошлись во мнении опрошенные «ФедералПресс» эксперты в третьем тексте спецпроекта – он был посвящен мэрам в СЗФО. Контент и подача градоначальников в соцсетях были практически идентичны. И это не привлекает подписчиков.
Политолог Александр Конфисахор связал унифицированность контента с небольшим количеством полномочий нынешних мэров. Ведь сейчас они, по сути, отвечают лишь за уборку городов, ЖКХ и, возможно, школьное образование в городе. Поэтому, сделал вывод политолог, «мэрам и рассказывать особенно не о чем». При этом мэры скупы на личную информацию в сетевых аккаунтах – почти не выкладывают фото с семьей, хобби, рассказами о домашних животных, замечает Светлана Патахонова.
Ярким исключением можно назвать вологодского мэра Воропанова. Он, в отличие от коллег, активно развивает аккаунт в TikTok с 153,9 тыс. подписчиков. Там глава города в простой и юмористической форме рассказывает, как пройти бюрократические процедуры, о решении городских проблем.
Остальные градоначальники ведут странички больше «для галочки», без энтузиазма, сказал Конфисахор. Также, по его мнению, глупо ожидать, что на этих платформах мэры будут активно контактировать с жителями. Ведь сейчас глав городов назначают решением городских депутатов или специальных комиссий, а не выбирают на всенародном голосовании.
Число подписчиков у мэров, к слову, на порядок меньше, чем у губернаторов.
Почему депутаты в соцсетях прикидываются чиновниками
Главной проблемой соцсетей спикеров заксобраний в регионах СЗФО в финальном тексте сезона эксперты посчитали крайне малое внимание к проблемам избирателей. Хотя ее корни на поверхности: не у всех спикеров в СЗФО есть страницы в популярных социальных сетях. В VK профили есть у восьми из 11 руководителей заксобраний. В Telegram – и того хуже: только у четверых руководителей региональных парламентов в «телеге» есть личный канал.
Политолог Сергей Григорьев в беседе с «ФедералПресс» заметил, что многие спикеры в соцсетях специально «перетягивают одеяло» у исполнительной власти – рассказывают на своих страницах об открытии соцобъектов, строительстве дорог. Однако там почти не встретишь посты про законотворческую работу, парламентский контроль или решение проблем «на местах» после обращения жителей.
«Это говорит о том, что руководители парламентов нацелены на «отчеты об успехах», которые в большинстве своем относятся к работе региональных правительств или местных администраций», – сделал вывод Григорьев.
По его словам, депутаты в последние десятилетия вообще теряют вес в политическом поле: как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова
* признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Эксклюзивы «ФедералПресс»