Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Другой взгляд на мир: как VR-технологии помогут в психологической реабилитации участников СВО

Врач
Человек с посттравматическим стрессовым расстройством не может оставить страшное событие его жизни позади

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании госфонда «Защитники Отечества» для поддержки участников спецоперации. Одно из направлений работы фонда – создание системы психологической реабилитации для ветеранов СВО и членов их семей. О ней власти различных уровней стали говорить особенно активно в последние месяцы. Помочь в этом направлении могут и современные разработки, уверяют создательницы психологического проекта «Возвращение». В работе с военнослужащими, у которых диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство, они предлагают использовать VR-технологии, техники экспозиционной терапии и психодрамы. О том, как это поможет пережившим военные действия вернуться к мирной жизни и сохранить спокойствие в социуме, – в материале «ФедералПресс».

Как работает виртуальная поствоенная терапия

«VR мы используем как своеобразный конструктор для создания сессии виртуальной реальности психотерапевтической направленности. В нем пять локаций с имитацией различного потенциально травматического опыта пользователя с набором триггеров: звуки артиллерии, мины, подрывы, взрывы, ранение и гибель анимированных персонажей», – объясняет одна из создательниц VR-проекта «Возвращение», психолог Олеся Иневская.

e92bc48929c066829e60565199b8c53f.jpg

Во время высокотехнологичной работы терапевтической направленности человек оказывается в комнате, разделенной стеклом с локацией, в которой происходят боевые действия. Он может перемещаться между пространствами, регулируя степень интенсивности триггеров – это позволит погасить степень воспреимчивости к ним, объясняет психолог.

По словам Иневской, технология VR более эффективна, поскольку она позволяет пациенту войти в ситуацию с помощью виртуальной реальности, вместо того чтобы просить пациента восстановить воспоминание.

«Ведь избирательная амнезия выражается в том числе в невозможности полноценно вспомнить событие, принесшее травму», – добавляет соавтор VR-проекта «Возвращение», психолог Вероника Тихомирова.

Научные исследования, замечает специалист, показали, что подобный вид высокотехнологичной психотерапии весьма эффективен и безопасен при лечении ПТСР – посттравматического стрессового расстройства.

Да, пока описание проекта, над которым работает несколько VR-специалистов, звучит как рассказ об очередной компьютерной игре в жанре «военный шутер». Но, если послушать рассказы психологов об опасности ПТСР для ветеранов, их близких и общества, становится совсем не до шуток.

Чем опасно ПТСР

«Во время боевых действий число людей, которые столкнутся с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), растет. В группе риска оказываются непосредственно участники боевых действий, мирные жители, беженцы, репортеры и другие люди из зоны травмирующих событий», – рассказывает Вероника Тихомирова.

По ее словам, около 20 % переживших травматизацию впоследствии сталкиваются с ПТСР. К травмирующим ситуациям, замечает специалист, относятся:

  • прямая угроза жизни;
  • физическое или сексуализированное насилие;
  • непосредственное свидетельство смерти или насилия;
  • ситуация, которая привела к потери дееспособности и здоровья.

«Мы точно можем сказать: чем больше людей столкнется с психологической травмой, тем больше будет граждан с ПТСР», – подчеркивает Тихомирова.

При этом человек с посттравматическим стрессовым расстройством не может оставить страшное событие его жизни позади. Ночами ему снятся кошмары, а флешбеки уносят обратно в ту самую травмирующую ситуацию. Это, в свою очередь, рождает закономерные физические реакции: страх, агрессию, тревогу, говорит психолог. На фоне ПТСР могут стремительно развиваться депрессия, панические атаки, социофобия, различные зависимости.

«Чтобы справиться с невыносимой душевной болью самостоятельно, люди с расстройством прибегают к алкоголю, наркотикам. Но они лишь временно снимают боль, далее цикл замыкается, формируется зависимое поведение», – указывает Вероника Тихомирова.

Почему ПТСР опасно для общества

ПТСР опасен не только для самого человека, пережившего травмирующий опыт, но и для его окружающих. Дело в том, что люди с этим расстройством стараются избегать воспоминаний и мыслей о пережитом ужасе, объясняет Тихомирова. Впоследствии они эмоционально закрываются и отдаляются.

«Человек с ПТСР находится в постоянном состоянии напряжения. Его психика не до конца осознает, что он находится в безопасном пространстве. Развивается такой симптом, как сверхбдительность. И из-за этого непроходящего напряжения растет агрессия, которую не всегда возможно контролировать самостоятельно. Из-за этого растет уровень домашнего насилия, что создает уже новые травмирующие ситуации для близких», – отмечает Тихомирова.

Ее коллега Олеся Иневская говорит о результатах обширных психологических исследований, которые показали: ПТСР у ветеранов боевых действий и насилие в семье часто идут рука об руку.

«Было обнаружено, что люди с посттравматическим стрессовым расстройством более склонны к агрессии и жестокому обращению с интимным партнером, чем люди без диагноза посттравматического стресса», – рассказывает Иневская.

Она подчеркивает, что у ветеранов с ПТСР, согласно исследованиям, уровень занятости и заработка ниже, чем у военнослужащих без этого диазноза. Также пережившие боевые действия люди с посттравматическим стрессовым расстройством на 50 % чаще остаются безработными, сказано в научном материале журнала Mental Health Services Research.

«Люди с посттравматическим стрессовым расстройством подвергаются повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами, преступности и бездомности», – говорит психолог Олеся Иневская.

Зачем военным виртуальный психотерапевт

Одна из главных целей государства сейчас – вернуть каждого бойца к нормальной жизни, восстановив их психическое равновесие, заявил председатель комиссии Госсовета по социальной политике, губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Работу по созданию системы психологической реабилитации ведут во всех регионах СЗФО. Так, в начале 2023 года в Петербурге первая группа клинических психологов закончила обучение по работе с ветеранами боевых действий, сообщал губернатор города Александр Беглов. В Ленобласти же психологическую помощь участники СВО могут получить на базе мультицентра социальной и трудовой интеграции.

Но к работе в системе психологической реабилитации можно привлекать и частные проекты. Так, например, «Возвращение» пытается получить государственные гранты, чтобы начать работу с военными, вернувшимися из зоны боевых действий. Авторы VR-проекта рассказывают, что цена минимального комплекта технического оснащения для эксплуатации программного обеспечения составляет около 150 тыс. рублей – что вполне доступно для многих клиник и соцучреждений в России. В комплекс входят компьютер и VR-очки.

«Одно из исследований показало, что солдаты с большей вероятностью раскрываются и рассказывают о симптомах ПТСР виртуальному психотерапевту – аватару, отображаемому в 3D на экране, чем существующим опросам или терапевтам-людям», – рассказывает Иневская.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, личный архив Олеси Иневской и Вероники Тихомировой

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.