Рынок экспресс-доставки напрямую зависит от экономической ситуации. Если пандемия приучила россиян к онлайн-заказам, то санкции подтолкнули к новым решениям, позволяющим операторам не просто оставаться на плаву, а после ухода крупных международных экспресс-перевозчиков занять высвободившиеся ниши, порой успешно конкурируя там, где совсем недавно не мыслили оказаться. В итоге в России за последние три года рынок этот изменился кардинальным образом, не только диверсифицировав логистику, но и трансформировав начальную философию этого бизнеса. Таким игроком, изменившим подходы к работе, стал СДЭК – крупнейший российский оператор в области экспресс-доставки документов и грузов, услугами которого больше 20 лет пользуются не только россияне, но и клиенты из других стран. Сегодня эта компания открывает уникальный проект «Драйверы экономики», который запускает «ФедералПресс».
Классика роста
Рынок экспресс-доставки в России после недавнего падения демонстрирует тенденцию к восстановлению и даже росту, а уход некоторых крупных зарубежных операторов открыл перед отечественными игроками новые возможности. Шансом проявить себя воспользовались немногие, и среди них СДЭК, входящий в пятерку лидеров рынка.
Компания была создана в феврале 2000 года в Новосибирске как курьерская экспресс-служба, а уже в следующем году открыла первый региональный офис в Москве. В 2003-2004 годах она совершила порядка 60 тыс. отправлений, заявив о себе как о серьезном игроке на рынке курьерских услуг. А еще спустя год география деятельности охватывала уже более 1 тыс. российских городов.
Уже тогда на российском рынке было достаточно перевозчиков в экспресс-сегменте – от крупных федеральных до небольших региональных логистических компаний, в борьбе за трафик и клиентов предлагавших разные услуги по доставке отправлений в короткие сроки. Появление гибкой тарифной сетки для отправлений тяжеловесных грузов расширило клиентскую базу компании. В 2009 году были открыты первые офисы франчайзи, количество которых через пять лет возросло до 47.
В 2011 году был введен комплекс услуг для интернет-магазинов. А больше 10 лет назад, с 2012-го, началась экспансия на зарубежные рынки – от Европы до Азии: сначала было открыто первое зарубежное представительство в казахстанском городе Алматы, затем в китайской столице – Пекине, а спустя следующие пять лет офисы СДЭК появились в Таиланде, Турции, Германии и Чехии, что дало возможность увеличить количество отправлений до более чем 20 млн в год.
Пресс-служба СДЭК сообщила «ФедералПресс», что в настоящее время присутствия компании включает Россию, Китай, Казахстан, Беларусь, Киргизию, Узбекистан, Южную Корею, Испанию, Португалию, Вьетнам, Италию, Францию, Бангладеш, Таиланд, Польшу, США, ОАЭ, Израиль, Финляндию, Азербайджан, Армению, Абхазию, Грузию, Турцию, Германию, Японию, Великобританию. По всему миру открыто уже более 4 тыс. офисов СДЭК.
«В Казахстане и Азербайджане открыты отделения СДЭК Фулфилмент. Мы видим большую востребованность в наших услугах среди населения СНГ. Поэтому в этом году СДЭК сфокусировался именно на рынках этих стран», – сказал недавно региональный директор СДЭК в Новосибирской области Андрей Стариков.
В целом, по данным СДЭК, сегодня этот драйвер экономики в сфере экспресс-перевозки грузов и почты представлен в более чем 67 тыс. населенных пунктах в 27 странах, где работают свыше 4 тыс. пунктов выдачи заказов.
В компании сказали «ФедералПресс», что в 2022 году СДЭК доставил 85 млн отправлений, что на 10 % больше по сравнению с 2021 годом: в 2021 году этот показатель равнялся 76 млн, а в 2020 году – 59,3 млн отправлениям.
Уход крупных международных транспортно-логистических операторов из России распределил их клиентов между оставшимися игроками, в числе которых оказался СДЭК, и повлиял на рост количества отправлений. Судя по информации СДЭК, в том числе ему досталась доля логистических операций из Казахстана в Россию и, в частности, в регионы Сибири, куда в последние годы наблюдался значительный отток переселенцев.
Компания не прогнозирует количество отправлений в текущем году.
«С учетом опыта двух последних лет делать какие-либо точные прогнозы крайне сложно из-за нестабильной конъюнктуры. Тем не менее, по итогам 2023 года мы планируем прирасти не менее чем на 30 %, в том числе благодаря опережающим темпам роста в сегменте С2С (доставка посылок между частными лицами. – Прим. ред.). В целом СДЭК планирует и дальше развиваться в рамках собственной экосистемы, покрывая все новые потребности клиентов. Также мы планируем вкладывать силы в развитие международных перевозок, так как они остаются очень востребованными, и масштабировать свое присутствие в СНГ и Азии», – сказали в пресс-службе.
В России у СДЭК функционирует собственный склад в Санкт-Петербурге, а также 27 арендуемых складов в разных городах. В 2022 году был осуществлен переезд складов в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Хабаровске, Томске, Иркутске, Барнауле. Общая площадь выросла более чем на 10 тысяч квадратных метров, повысился класс помещений, стала более удобной локация. У сервиса CDEK Forward открыты 22 склада по всему миру. Подразделение СДЭК Фулфилмент (это все, что происходит с грузом внутри склада: его приемка, хранение, обработка, комплектация в заказ, упаковка и документооборот) представлено в 24 городах 6 стран мира. Услуга фулфилмент актуальна для компаний, у которых в бизнес-процессах участвует склад.
СДЭК все больше интегрируется в логистические маршруты зарубежных стран, в том числе развивая франчайзи. Для франчайзи – это выгодное направление, так как за рубежом проживает большое количество соотечественников, которые обмениваются посылками с жителями России. Кроме этого, клиенты из России любят международный шоппинг, и заказывают товары, в том числе, с помощью СДЭК. Отдельно в компании отметили франчайзи, которые не ограничиваются одним ПВЗ или онлайн-офисом, а формируют сеть собственных отделений в разных городах и странах.
Чтобы успешно развиваться и конкурировать на рынке, нужно уметь быстро и эффективно адаптироваться к любым условиям. Наверное, так думал СДЭК, когда для сохранения и даже роста клиентов в условиях санкционных ограничений придумывал свежие бизнес-решения.
Эволюция доставки
Уход известных зарубежных брендов из России разочаровал российских потребителей, но и обозначил новые векторы развития для логистических компаний.
В экосистеме СДЭК был создан продукт CDEK Shipim – cервис, созданный для оказания агентских услуг по выводу продавцов на маркетплейсы, увеличению эффективности работы, сопровождению клиентов в креативных рекламных кампаниях, аналитике, динамическому ценообразованию, листингу товаров, автоматизации логистики. Специалисты помогают выводить клиентов не только на российские маркетплейсы, но и онлайн-площадки других стран.
Также у СДЭК есть продукт CDEK recommerce – сервис для покупки восстановленной электроники из США и Европы. В отличие от бывшей в употреблении, восстановленная техника проходит процедуру реставрации в зависимости от состояния устройства. Главное преимущество – цена. Клиент приобретает товар с внешним видом и функционалом новой техники, но с экономией до 70 %.
В мае 2022 года была запущена платформа для заказа товаров популярных брендов из-за рубежа по принципу «все включено» – CDEK.Shopping. Фактически сервис выступает посредником между покупателем и продавцом, обеспечивая полный цикл сделки: клиент выбирает товары на онлайн-витрине, оформляет и оплачивает их любой российской банковской картой, включая платежную систему «Мир», а перевозчик выкупает и доставляет заказ до указанного адреса или пункта выдачи, с учетом таможенного оформления и логистики.
В СДЭК предупредили: CDEK.Shopping – это не маркетплейс, сервис представляет интересы физических лиц в качестве агента, выкуп продукции осуществляется у официальных дистрибьютеров международных брендов на территории определенной страны с применением местного права розничной купли-продажи.
«СДЭК не работает на рынке маркетплейсов как селлер», – сказали в пресс-службе.
По состоянию на апрель 2023 года на платформе компании числилось свыше 1,5 тыс. наименований оригинальных товаров зарубежных люкс-брендов, в том числе Gucci, Supreme, Off-White, Jacquemus, Bottega Veneta, а суммарно здесь присутствовало более 3 тыс. различных артикулов одежды, обуви, парфюмерии и аксессуаров.
По данным СДЭК, спрос на люкс-бренды среди российских потребителей растет: только в марте этого года количество заказов в парфюмерии увеличилось в 14 раз по сравнению с февралем.
С начала этого года экспресс-доставщик договорился о поставке в Россию сразу нескольких популярных среди местных модников брендов одежды и обуви. В январе CDEK Forward открыл для россиян китайские маркетплейсы, предлагающие одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику – как новые, так и бывшие в употреблении. Затем в том же месяце компания предложила пользователям свыше 2 тыс. наименований оригинальной продукции бренда испанской fashion-группы Inditex – Stradivarius, в феврале – около 300 товаров британского бренда Paul Smith, а также более 20 тыс. наименований товаров французско-турецкого бренда LC Waikiki из Турции, Италии, Германии и Испании, заявив к тому же, что его ассортимент гораздо лучше предлагаемых на маркетплейсах Lamoda, Ozon и Wildberries. В марте анонсировал появление на своей платформе около 50 тыс. наименований оригинальной продукции французского ритейлера Decathlon, которую обещал доставлять приблизительно за месяц напрямую из Германии, Польши и Турции, а заодно в будущем расширить возможности по доставке крупногабаритной продукции бренда. А в апреле запустил в продажу свыше 44 тыс. наименований оригинальной продукции одной из крупнейших сетей розничной торговли в США – Macy’s, фактически подарившей миру «черную пятницу» почти столетие назад: здесь речь идет об одежде и аксессуарах от Calvin Klein, Michael Kors, Levi's, Ray-Ban, Polo Ralph Lauren, DKNY и других брендов.
Нынешней весной СДЭК даже обещал доставить российским покупателям более 1 тыс. редких моделей кроссовок с авторским дизайном от Nike, Adidas, Reebok, New Balance и Asics с доставкой из США, не представленных в российских интернет-магазинах или на маркетплейсах. Кроме культовых кроссовок Nike Mag с автоматической шнуровкой, прототип которых впервые был представлен в фильме «Назад в будущее 2», доставщик предложил к покупке модели, созданные в коллаборации с голландским художником Питом Парра, американским рэпером Трэвисом Скоттом, фондом актера Майкла Джей Фокса, тренером женской баскетбольной команды Сандрой Кей Йоу, брендом уличной одежды из Лос-Анджелеса CPFM и другими. Впрочем, учитывая более чем высокую стоимость эксклюзивных моделей коллекции в диапазоне от 150 тыс. до 2,8 млн рублей, вряд ли для них нашлось большое количество покупателей.
По информации СДЭК, пользователи заказывают товары как через мобильное приложение (им пользуются в основном мужчины – 76 % и молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет), так и через сайт платформы (здесь доля мужчин – почти 55 %, а в целом пользователями выступают люди возрастом от 35 до 44 лет). На приложение и сайт приходится соответственно по 34,5 % и 30,3 % заказов одежды и обуви. Кроме того, через приложение чаще всего покупают смартфоны и электронику (20,27 %), а на сайте – продукцию для красоты и здоровья (18,31 %).
Сейчас почти половина пользователей торговой платформы перевозчика – это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – 49,7 %. В приложении почти 66 % клиентов из регионов – Краснодарского края, Нижегородской, Свердловской, Челябинской и Новосибирской областей.
«Мы не реализуем остатки продукции со складов российского представительства, в отличие от других компаний и маркетплейсов, поэтому у нас можно найти последние коллекции. В дальнейшем мы расширим линейку представленных категорий и будем регулярно обновлять», – сказал недавно генеральный директор CDEK.Shopping Дмитрий Пивоваров.
«Принудительный» возврат зарубежных брендов на российский рынок диверсифицировал бизнес оператора экспресс-доставки.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, поскольку СДЭК не является селлером, он не потеснит основных игроков рынка маркетплейса.
«В недавнем времени Яндекс, Ozon, Wildberries и СберМаркет, договорились о создании Совета цифровых платформ. Они подписали Хартию о принципах развития платформенной занятости в стране, и включили в нее планы по развитию онлайн-платформ. К ним присоединились также «Газпром нефть», YouDo и HeadHunter», – отметил в комментарии «ФедералПресс» генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых.
Между тем, считает он, сейчас СДЭК устойчиво развивается в правильной стратегии, открыв для россиян, в том числе, китайские маркетплейсы.
«Платформа для заказа товаров из-за рубежа CDEK Forward расширила границы международного шоппинга. Теперь клиенты компании могут заказывать товары на китайских маркетплейсах, а доставку и таможенное оформление служба берет на себя. Поддерживаются Taobao, 1688, Alibaba, китайский Amazon, JD, Pinduoduo и Poizon. У платформы есть свой склад в Шанхае, куда и доставят с этих маркетплейсов», – сказал руководитель ассоциации.
Сейчас привлекательность предложения экспресс-перевозчика поддерживается рядом сервисов. К примеру, это специальные тарифы для частых пользователей с накоплением баллов и кэшбеком по программе лояльности и для посылок весом до 29 кг одного габарита, позволяющие экономить на отправлениях; рост доставки через постаматы (в 2022 году – на 300 %) за счет новых локаций, включая библиотеки, музеи, фитнес-центры, поликлиники, вестибюли станций метро и другие; возможность заказа курьерской доставки «до двери», несмотря на более высокую стоимость по сравнению с самовывозом и необходимость ждать курьера в определенном временном интервале (все же доля такого сервиса сокращается: в 2022 году она равнялась 23 %, в 2021 году – 26 %, в 2020 году – 35 %, в 2019 году – 40 %); а также доставка «по клику», представляющая собой симбиоз форматов «до двери» и самовывоза – сейчас это общий тренд движения навстречу клиенту.
Цифровая логистика
Цифровая трансформация – формула развития любого бизнеса.
Созданный в режиме «одного окна» платежный сервис CDEK Pay стал первым платежным агрегатором России, созданным логистической компанией и зарегистрированным в реестре Банка России. Этот проект – еще один шаг в рамках трансформации СДЭК в мультисервисную ИТ-компанию. Компания одной из первых подключила свой сервис через интернет-эквайринг, СБП (онлайн и оффлайн, кассовые ссылки и иные решения), SoftPOS, онлайн-кассу к Национальной системе платежных карт. И в 2022 году зафиксировала совокупный объем обработанных транзакций в сумме 9,9 млрд рублей и количество ежедневно совершаемых транзакций – около 12 тыс.
В этом году планируется повысить безопасность сервисов, увеличив бюджет на эти цели приблизительно в 40 раз по сравнению прошлым годом. В Москве будет создано два центра обработки данных, полностью отвечающих требованиям федерального законодательства, куда переведут находящиеся в Новосибирске продуктивные среды. Также будет повышена безопасность web-сервисов, разрабатываемого кода, внедрены средства защиты online-пространства и проведены другие мероприятия. С прошлого года, после серии DDoS-атак на серверы компании, была внедрена сеть фильтрации Qrator Labs с анализом и обработкой около 3 тыс. Гб трафика в секунду.
Еще одно цифровое решение – открытие в Санкт-Петербурге нового сортировочного центра площадью 17,5 тыс. квадратных метров и с инвестициями 726,5 млн рублей, а также уникального для России комплекса роботизированной системы сортировки посылок и грузов.
Сортировочный центр обслуживает все федеральные (Воронеж, Ростов, Краснодар, Волгоград, Казань, Урал, Екатеринбург, Новосибирск и другие регионы, минуя Москву) и региональные направления (Мурманск, Псков, Петрозаводск, Великий Новгород, города Ленинградской области), а также внутригородскую доставку до пунктов выдачи заказов в Санкт-Петербурге. Работая напрямую с аэропортом Пулково и являясь прямым агентом многих авиакомпаний, экспресс-доставщик сегодня обрабатывает порядка 60 тыс. отправлений в сутки.
Обрабатывать отправления помогают 95 роботов Geek+ S20C – они обеспечивают свыше 4 тыс. операций в час, одновременно сортируя посылки для доставки по 144 направлениям.
«В России – это первая практика подобного рода. В целом, проект является уникальным не только для нашей страны, но и для всей Европы. Сегодня ни одна курьерская компания или маркетплейс в России не использует роботов в промышленных масштабах, тем более, на таких объемах», – говорится в сообщении компании.
Сейчас в России логистические компании всерьез рассматривают возможность привлечения к перевозке посылок и грузов еще и беспилотный автотранспорт – подобные грузовики могут появиться на трассе М11 «Нева» между Санкт-Петербургом и Москвой летом 2023 года, а позже – и на трассе Москва-Казань. Так что, не беремся утверждать, но вполне вероятно, что в будущем беспилотным автотранспортом сможет воспользоваться и экспресс-доставка.
Одно понятно – трансформация рынка курьерских услуг и логистики в конкуренции за потребителя продолжится в будущем, и инновации станут драйвером для его дальнейшего развития.
Фото: Елена Сычева / ФедералПресс
Инфографика: Светлана Возмилова / ФедералПресс
Драйверы экономики России