Ямальские фитнес-клубы потеряли в 2022 году более половины своих клиентов. Об этом свидетельствуют результаты опросов. С чем столкнулась фитнес-индустрия в ЯНАО за последний год, как повлияли на нее рост цен и тарифов, санкции, курс валют и спецоперация на Украине – на «ФедералПресс».
Фитнес-клубы теряют клиентов
Ямало-Ненецкий автономный округ попал в 20-ку регионов России, в которых в 2022 году заметно сократилось количество посетителей в фитнес-клубах, их стало меньше на 55,2 % (или 72,8 тыс. человек). Ямал находится на второй позиции, на первом месте – Чукотка, там местные спортзалы опустели на 72,9 %. Такие данные приводит аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании опросных данных Росстата.
В целом по стране количество постоянных посетителей фитнес-клубов и спортивных секций выросло на 1 млн человек (или на 6,8 %).
«В большинстве перечисленных регионов падение популярности спортклубов не было компенсировано ростом интереса к неорганизованному спорту. Напротив, численность занимающихся вне зала также снижалась», – говорится в исследовании FinExpertiza.
Что касается гендерного соотношения посетителей фитнес-клубов, то Ямал замыкает топ-15 регионов, в которых отмечен перевес в пользу женщин. Среди посетителей спортклубов в округе 51 % – женщины, 49 % – мужчины.
Что говорит бизнес
И. о. председателя ямальского отделения общественной организации «Деловая Россия» Хаваш Газгиреев отмечает, что работающие в фитнес-индустрии предприниматели, которых он знает, не подтверждают снижение посещаемости спортзалов.
«Такой тенденции они не увидели. Наоборот, есть рост за счет того, что крупные и средние предприятия теперь оплачивают абонементы своим сотрудникам. В Новом Уренгое есть два-три крупных клуба, где с 17:00 до 20:00 очень тесно. Единственная проблема в ЯНАО, о которой все знают, – то, что здесь нужны крупные федеральные сетевые фитнес-центры», – пояснил «ФедералПресс» Газгиреев.
Это же подтвердил ямальский спортсмен и директор тренажерного зала LION Константин Ганжалавый. По сравнению с 2021 годом залы становятся более наполненными, отметил он. Открываются новые залы и франшизы, строятся спорткомплексы, спортсменов становится больше.
«Каждый год что-то происходит. В пандемию залы закрывали на полгода. В 2021-м и 2022-м годах люди начали возвращаться постепенно. Но когда началась спецоперация, стало немного меньше посетителей. Это было осенью (мобилизация), а с декабря люди опять начали заниматься. Клиентов сейчас много. Люди начали готовиться, больше уделяют спорту времени, особенно мужчины, понимая, что их могут призвать в зону СВО», – пояснил «ФедералПресс» Константин Ганжалавый.
Владелица двух фитнес-клубов «РИО» и «R2SPORT» Светлана Наумова в беседе с «ФедералПресс» подтвердила снижение числа посетителей. И на доковидный уровень посещаемость залов в прошлом году так и не вернулась. Эксперт назвала сразу несколько факторов, которые могли на это повлиять.
Во-первых, по ее словам, фитнес-центры столкнулись с тем, что у многих клиентов после перенесенного COVID-19 ухудшилось здоровье. Некоторые посетители не продлили клубные карты, перестали ходить в залы, потому что плохо себя чувствуют.
«Еще очень многие клиенты перешли на онлайн-занятия. В пандемию были популярны онлайн-тренировки от фитнес-блогеров, марафоны по похудению и консультации по питанию. Люди не вернулись из онлайна и тренируются самостоятельно дома, купив тренажеры и спортинвентарь», – констатировала Светлана Наумова.
Обстановка в стране
Еще одна причина – экономическая и политическая обстановка в стране. Ямальцы в целях экономии отказались от покупки «длинных» абонементов на полгода и год, стали чаше приобретать их на месяц.
По словам Наумовой, у людей есть страх из-за нестабильной ситуации в стране. Они не понимают, что будет завтра, поэтому не могут прогнозировать посещение фитнес-клуба на целый год, особенно мужчины.
«Мой прогноз – мы не вернемся на прежний, доковидный уровень посещаемости. Расходы увеличились, коммунальные услуги подорожали, а мы цены не можем поднять, потому что у людей и так снизилась покупательская способность. Люди стали экономить, потому что очень подорожали продукты в магазинах, услуги ЖКХ. А экономят прежде всего на услугах не самой первой необходимости», – отметила Светлана Наумова.
По словам предпринимательницы, жители региона сейчас решают первоочередные задачи – выплата кредитов, покупка продуктов. Фитнес-клубы стараются удержать цены на прежнем уровне, проводить акции и скидки, чтобы сохранить клиентов или привлечь новых.
Какие трудности у фитнес-индустрии
«Мы стали меньше зарабатывать. Выручка снизилась. Непонятно, как будет дальше развиваться ситуация. Большая тревога есть. Аренда выросла, потому что подняли тарифы на отопление и воду. Здание, где находится фитнес-клуб, – моя собственность, и я продолжаю работать, но есть фитнес-клубы, которые закрылись, потому что не потянули аренду. У многих есть большие задолженности за аренду», – рассказала Наумова.
Бизнесмен Константин Ганжалавый отметил, что арендная плата с каждым годом растет. «Я плачу аренду за отдельно стоящее здание, поэтому она у меня гораздо выше, чем в обычных случаях. Коммуналка тоже очень сильно выросла», – добавил он.
Выросли цены на спортинвентарь и тренажеры из-за курса доллара США. Даже б/у оборудование подорожало. Ушли из страны многие поставщики, приходится покупать российское оборудование совсем другого качества.
«Кардиотренажеры только за границей производят. Американское оборудование самое лучшее, но оно нам стало просто недоступно. Цены выросли из-за курса доллара, и неясно, как доставить оборудование в Россию», – пояснила Наумова.
Константин Ганжалавый также подтвердил проблемы с покупкой спортивного оборудования.
«Доставка оборудования на Север – очень дорого. Чтобы доставить его сюда, надо заплатить 50 % его стоимости. Санкции не повлияли. Все как шло из Китая, так и идет. Любое оборудование можно оттуда привезти, только доставка подорожала», – рассказал Ганжалавый.
Высокие цены на стройматериалы также ударили по бизнесу. В фитнес-центрах постоянно приходится делать ремонты в душевых, раздевалках и залах. Часто спортинвентарем и тренажерами повреждаются стены, бьются зеркала.
«Если нет возможности все это обновлять, то это тоже сказывается на бизнесе. И продолжать удивлять и радовать клиентов, когда такое дорогостоящее оборудование, невозможно. Кредиты страшно брать, потому что мы не знаем, что будет дальше в стране. Эта неизвестность пугает», – заключила Светлана Наумова.
Фото: Bulkin Sergey / news.ru, Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»