79 лет назад закончилась Великая Отечественная война: весь советский народ ликовал и отмечал победу. Но на Дальнем Востоке все было несколько иначе: и годы войны, и тревоги после победы. Ведь линия фронта была в тысячах километров, как и эвакуированные производства. При этом буквально у границ Приморья стояли японцы, которые в те годы заняли территории современного Китая и Кореи. О том, как война отразилась на жителях региона, «ФедералПресс» рассказала ученый и исследователь истории Дальнего Востока, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, доктор исторических наук Галина Ткачева.
Приморцы узнали о войне поздно
Считается, что жители Владивостока узнали о войне вечером 22 июня 1941 года, когда по всей стране пронеслась знаменитая речь наркома Молотова по радио. Многие, кстати, уверены, что о начале войны советскому народу сообщил Юрий Левитан, но он только повторил слова Молотова некоторое время спустя.
Однако в Приморье о войне узнали несколько раньше – в 9 утра 22 июня 1941 года командующий ТОФ получил телеграмму от адмирала Н. Г. Кузнецова, где было приказано готовиться к отражению нападения Японии. Такая же информация поступила и в приморский крайисполком.
О начавшейся войне местным жителям сообщили в 17:00 – на два часа раньше, чем прозвучала речь Молотова по радио. В ночь на 23 июня во Владивостоке прошел радиомитинг, транслирующий информацию на весь край. Такое решение было принято из-за того, что многие граждане находились на дачах или отдыхе.
Владивосток захватили японцы
Многие владивостокцы, которые в момент начала Великой Отечественной войны находились за городом, домой возвращаться не спешили. По окрестностям прошли слухи, что Владивосток захватили японцы и уже отрезано сообщение с Хабаровском. Местные жители начали скупать все в магазинах и снимать деньги в Сберкассах. Тогда власти даже постановили выдавать в одни руки не более 200 рублей.
В первые дни информации о войне было крайне мало. Приморцы ждали новостей с передовой, поэтому все газеты быстро раскупались.
Приморцы подрывали торговые суда
Дальний Восток начал активную подготовку к нападению Японии. Окрестности Владивостока минировали. Так, с 12 по 17 июля 1941 года военными было установлено 30 линий минных заграждений – более 6 тысяч мин. Несмотря на то, что эти действия являлись прямым нарушением заключенного советско-японского пакта о ненападении, ТОФ не хотел повторения ошибок Русско-японской войны.
Отметим, что более 90 установленных мин за годы войны всплыли и течением были вынесены к берегам Японии, где на них подорвались несколько торговых судов.
В это время Владивосток готовился к серьезной обороне: множество малозначимых построек было снесено, в маскировочные цвета выкрасили более трех тысяч зданий. При каждом предприятии было организовано бомбоубежище, а на случай воздушной атаки проводились тренировки.
Активно шли на фронт
На самом деле не совсем так. Конечно, как и во всей стране, воспитанные на героических лозунгах приморцы верили, что фашисты скоро сдадутся, и война закончится.
В первые месяцы войны масштабы происходящего мало кто осознавал. Добровольцы записывались в армию, но массовая мобилизация военнообязанных на Дальнем Востоке началась намного позже, чем по стране: первые эшелоны уехали на фронт только в сентябре 1941 года. Согласно данным, которые содержат разные источники, всего было мобилизовано 136 тысяч приморцев.
Стоит отметить, что владивостокцы уходили на фронт не только по мобилизации. Первыми отправились военнообязанные граждане: 1 июля 1941 года. Уходили и добровольцы.
К 1942 году ТОФ отправил на фронт 130 тысяч человек личного состава – это 92 % от общей численности военнослужащих. Из-за отсутствия мужского контингента на службу начали призывать женщин. Всего за годы войны ряды ТОФ пополнили около 25 тысяч женщин.
«Что такое Дальний Восток в годы войны? Это территория Хабаровского и Приморского края, Амурской, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областей. Перед войной здесь проживало менее 3 млн человек или всего полтора процента населения страны. Во Владивостоке насчитывалось приблизительно 200 тыс. жителей», – объяснила Галина Ткачева.
Голод во время войны
Во Владивостоке и Приморском крае голода не было. К 1941 году в регионе работали четыре колхоза-«миллионника», которые в годы войны имели значительные доходы. 60–80 % от всей произведенной продукции отдавалось государству.
Избежать голода помогло и то, что город тогда был застроен практически только частными домами, на территории которых имелись личные подсобные хозяйства и огороды. Помогали выживать и промыслы: добывали морепродукты (хоть это и запрещалось по закону), собирали ягоды и грибы.
Без карточной системы распределения продуктов не обошлось, она просуществовала во Владивостоке с 1941 по 1947 год. Карточки были именными и выдавались только городскому населению, сельчане обеспечивали продуктами себя сами.
Во Владивостоке в годы войны работали рынки, где торговлей занимались горожане. Однако цены были довольно высокими. Так, например, средний рабочий Дальзавода получал 600–800 рублей в месяц, а килограмм мяса стоил от 150 рублей.
Работали сутками
Мнение о том, что приморцы в годы войны работали сутками напролет, не совсем верное. Ударные смены были, но нормальный рабочий день, например, на Дальзаводе составлял 9 часов.
Согласно статистике, библиотеку Горького, которая в те года располагалась в районе Дальзавода, посещали в среднем 233 человека в день. Популярностью пользовались художественная и техническая литература, а также труды Ленина.
В военные годы работал и Театр Горького, ранее располагавшийся в здании нынешней Приморской филармонии. Ежедневно ставили до 10 новых спектаклей. Каждое представление было настоящим аншлагом. Популярны были и выездные спектакли, которые проводили по всему краю.
В каждом районе работали многочисленные объединения, которые пользовались популярностью у местных жителей – это были драматические и музыкальные кружки, балетная школа.
Наибольшей популярностью для проведения досуга у владивостокцев пользовались кинотеатры. Первый фильм они увидели в августе 1941 года – французская картина «Наполеон». Залы всегда были полными, а купить билеты было достаточно сложно.
Фото предоставлены Музеем – заповедником истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова
Эксклюзивы «ФедералПресс»