Вторую неделю в уральских регионах не утихают лесные пожары: крупные города заволокло смогом, а поселкам грозит уничтожение из-за подбирающегося огня. Пока большинство жителей Урала терпеливо ждут, когда это закончится, волонтеры помогают пожарным и вносят свой вклад в спасение лесов. «ФедералПресс» поговорил с Дарьяной, волонтером из Березовского (Свердловская область), принимавшей участие в тушении лесных пожаров.
Дарьяна, почему вы решили стать волонтером и пойти тушить пожары?
— Я живу в Березовском в многоэтажном доме на 14 этаже, на краю города. Из окна моей квартиры виден лес до самого Асбеста, поэтому дым от пожаров я заметила в первый же день, когда об этом начали появляться новости, с первых дней мая. Каждый день я видела все больше дыма, а одной ночью заметила верховой огонь в стороне поселка Солнечный. Я хочу дышать чистым воздухом, гулять по лесу, сохранить природу, насколько это возможно, а для этого нужно было пойти помогать, поэтому, как только у меня появилась возможность, я собрала вещи и поехала на точку сбора волонтеров.
Как организуются волонтеры? Что необходимо сделать, чтобы помочь в тушении пожаров?
— Это очень легко. Во всех городских пабликах и разных соцсетях начали публиковать фото пожаров, совсем скоро мэр Березовского Евгений Писцов обратился за помощью к жителям и попросил помощи волонтеров в тушении пожаров – впервые за много лет горел именно наш городской округ. Был объявлен сбор волонтеров в определенном месте, где им выдавали рюкзаки и проводили инструктаж. Довольно быстро организовали чаты волонтеров, где публиковали информацию, куда ехать, что с собой брать, где люди самоорганизовывались для выезда на пожары. Я состою в одном из них, в нем 800 человек с БГО, Екатеринбурга, Верхней Пышмы.
Чем занимаются волонтеры на пожарах, что вы конкретно делали?
— Изначально я собиралась на пожар в поселок Солнечный, самый близкий к моему дому. На месте нас встретили пожарные и один из координаторов чата, в котором я состою, и сообщили, что нужно ехать в поселок Островной, там все очень плохо, начался верховой пожар, поселок эвакуируют, там нужны люди.
В Островном люди разделились на три группы: волонтеры на раздаче еды, те, кто занимался регистрацией волонтеров и выдачей амуниции, и те, кто непосредственно тушили пожар. Меня и мою подругу отправили на тушение. Нам выдали перчатки, респираторы, питьевую воду. Там же можно взять рюкзаки, ведра и лопаты, если повезет, то выдадут и обувь, но мы все привезли с собой. Думаю, примерно так организовано везде. Нам показали направление, и мы пошли в сторону пожаров, до них нужно было пройти около 4 км, на машине туда не подъехать, вокруг топи.
Вскоре мы увидели группу людей, которые ходили по дымящемуся участку леса. Здесь был низовой пожар: огонь медленно двигался по сухой листве, опавшим веткам и пням. Каждый порыв ветра раздувал искры и участок разрастался.
Алгоритм действий очень простой: набираешь воду в емкость, которая у тебя есть (пожарный рюкзак, лейка, ведро, бутылка), видишь огонь или активное задымление, заливаешь этот участок, возвращаешься за водой и повторяешь все заново. Главное – окружить пожар и локализовать его.
Проблемы здесь было две. Во-первых, очень много торфа, он может гореть круглый год и его очень тяжело тушить. Ты заливаешь огонь водой, уходишь набрать еще, возвращаешься – а он загорается снова. Даже если открытого огня нет, то ты все равно слышишь, как под тобой трещит огонь.
Во-вторых, нет источника воды. Рядом с первым очагом было небольшое болото, из которого мы черпали воду. Больше ничего. Нам приходилось делать из перчаток, выданных на старте, фильтры для рюкзаков – если травой забьются шланги, то нечем будет тушить. Но это болото находилось рядом с первыми двумя очагами. Третий очаг находился на расстоянии около 500 метров от источника воды. Четвертый очаг уже на расстоянии километра, и люди очень выматывались. К счастью, волонтеры пригнали пару машин с хорошей проходимостью, и они смогли подвозить немного чистой воды для рюкзаков ближе к очагам.
Нас сопровождали пожарные, пока волонтеры тушили очаги и искали новые, они обеспечивали связь и пытались придумать способ, как нам добыть больше воды. Спустя пару часов, как мы были там, пожарные принесли насос и пытались установить его в болото: там мало воды, и это не помогло бы глобально, но лучше, чем ничего.
Много ли волонтеров помогают бороться с огнем, если говорить про ваш городской округ?
— Насколько я знаю, когда пожары только начались, 6 мая, официально волонтеров из моего города было около 50 человек, 9 мая в Березовском ГО уже две тысячи человек помогали на территории четырех крупных пожаров. В тот день, когда я была в Островном, по спискам нас было 300 человек только на этом очаге.
Страшно было идти в самое пекло?
— Я ожидала, что это будет страшно: что испугаюсь огня и там будет небезопасно. На самом деле, когда вас так много, то бояться нечего – если вдруг тебе станет плохо или устанешь, то тебе помогут, отнесут на базу, окажут медицинскую помощь (там дежурил Российский Красный Крест). Атмосфера была очень дружелюбной: люди помогали друг другу, шутили, знакомились.
Как вы считаете, волонтеры могут изменить ситуацию? Стоит ли идти помогать пожарным?
— Когда я видела дым из окна своего дома и в первые минуты на самом пожаре на меня накатило отчаяние, потому что стихию не победить, казалось, что это невозможно потушить, очагов слишком много, а нас слишком мало. Но спустя примерно 40 минут первый участок погас полностью, а второй окружили почти на половину.
Волонтеры действительно могут сделать многое, буквально затоптать пожар толпой. Да, ты сильно устанешь, наверняка надышишься дымом, но оно того стоит.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова; Волонтер Дарьяна
Лесные пожары в России