В Кургане власти провели очередную встречу с погорельцами микрорайона Смолино. Жителей информировали: строить в поселке жилье нельзя, так как эта территория с 2019 года входит в затопляемую зону. Федеральное законодательство внесло раскол в отношения погорельцев и властей. Как прошло собрание и какие варианты переселения чиновники предложили пострадавшим от пожара – в репортаже «ФедералПресс».
Встреча у храма
Собрание погорельцев проводилось на территории чудом уцелевшего деревянного храма Святого Духа. Это единственный сегодня островок нормальной жизни на территории. Вокруг – разруха: 7 мая здесь сгорело 163 дома, уцелело только несколько зданий, есть жертвы.
Здесь же размещен сейчас палаточный лагерь различных служб и палатка с бесплатными завтраками и обедами. За церковной оградой скопились десятки машин и автобусы. Люди приехали, чтобы получить ответы на свои вопросы.
«Мы ничего не знаем до сих пор: можно нам тут строить или нет, что будет с нами. Никто до нас точной информации не доносил. Вчера нам сказали, что пока не построят дамбу, строиться нельзя, но точной информации нет. Мы хотим, чтобы нам поставили дома здесь», – рассказала «ФедералПресс» жительница поселка Екатерина Меньшикова.
Погорельцы столпились на площади у храма. Но не успел начать говорить замгубернатора по экономике региона Владимир Архипов, как ему в ответ посыпались вопросы. Кто-то взял квартиру в ипотеку для детей и теперь может рассчитывать только на минимальную компенсацию сгоревшего дома, кто-то покупал жилье на маткапитал, некоторые и вовсе оформили сгоревший дом в ипотеку месяц назад. У каждого своя беда.
Жильцы, у которых было право собственности на дом, и он был единственным жильем, получат компенсацию по сертификату Минстроя РФ. По словам Архипова, сейчас этот сертификат смогут получить и те, кто не был прописан в поселке, но проживал в нем по факту. Семья из одного человека получит 33 кв. м, из двух – 42 кв. м, из трех и более – по 18 кв. м., но не больше квадратуры утраченного жилья. Если жилье не единственное, сумма сертификата – 500 тыс. рублей.
Ссылка в Колесниково
«Дополнительные решения прорабатываются, мы их до вас доведем. И еще – вся территория Смолино попадает в затопляемую зону, здесь строить нельзя», – сказал Архипов.
Раздались возгласы возмущения. Люди успокаивали встревоженных соседей и просили тишины, чтобы слушать дальше.
«На выданные сертификаты по утраченному имуществу вы можете купить жилье в другом месте: дом или квартиру. Также вы можете построить жилье в другом месте. Мы прорабатываем вопрос по предоставлению участков в Колесниково под комплексную застройку, там есть газ и свет», – сообщил погорельцам Архипов.
Но это предложение только взбудоражило погорельцев. Поселок находится в 25 километрах от города.
«Ничего себе! Ближний путь!» – выкрикнул кто-то из толпы.
«Здесь тоже есть газ и свет!» – завозмущались люди.
Кто подходит под условия жилсертификата, дополнительно при строительстве дома получат субсидию 700 тыс. рублей от КИЖК на домовладение. «Если не хватит денег на покупку квартиры, можно воспользоваться ипотекой», – добавил Архипов. – За вами остаются земельные участки, на которых можно строить легковозводимые нежилые здания, типа дачи. В Колесниково высокая степень готовности инженерной инфраструктуры для застройки. Кто примет решение строить там дом, мы рассмотрим возможность по предоставлению земельного участка на безвозмездной основе».
Однако идея с переездом оказалась не по нраву местным жителям. «На коленях будем стоять, только оставьте нас в Смолино. Мы столько лет здесь прожили», – вопрошала одна из жительниц.
Архипов отметил, что только доводит до них информацию о принятом решении. «Завтра ситуация может поменяться, мы эту информацию доведем до вас. Я предлагаю тем, у кого есть индивидуальные вопросы, подойти к специалистам, они будут работать, пока не примут всех», – сказал он.
Разговор с мэром
На встречу с погорельцами также приехала и мэр Кургана Елена Ситникова и сотрудники администрации. Городские чиновники предусмотрительно взяли с собой рупор. Жителям зачитали приказ Нижне-Обского бассейнового водного управления от 25 ноября 2019 года, в котором говорится, что на данной территории установлена зона затопления. Эти сведения были внесены в госкадастр.
Если погорельцы построят в Смолино жилье, оно будет считаться самовольной постройкой, регистрировать в таких домах не будут. Возводить жилые дома здесь можно после строительства обводной дамбы. Но только на ее проектировку потребуется не один год.
Погорельцев волновал вопрос о том, кто будет отвечать за случившуюся трагедию: люди потеряли дома, которые стоят миллионы, и имущество, а земли вокруг поселка были не ухожены, заросли бурьяном, никто не приводил их в порядок.
«Кто виноват, из-за чего произошло все, установят следственные органы», – парировала Елена Ситникова.
Многодетный отец
Многодетный отец Леонид Куликов в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» пояснил, что не понимает, как ему возместят утраченное имущество.
«Мы еле детей успели на УАЗике увезти, когда пришли три огненных смерча. Что я был должен сделать, документы выносить на бензопилу и холодильник или детей? На что мне говорят: пишите бумаги», – признается мужчина.
Куликов жил и был прописан в Смолино. У него трое детей: мальчики 4 и 5 лет и грудничок (девочка две недели назад родилась). По его словам, младенец надышался дымом и сейчас болеет.
«Нам говорят, что здесь строиться нельзя, а где нам жить? Мы в этом лагере («Звездный». – Прим. ред.) живем в четырех «квадратах»: я, жена, двое пацанов и грудной ребенок. По 20 тысяч получаем, на что нам строиться?» – дрожащим голосом говорит многодетный отец.
P.S. Через 6 месяцев погорельцев должны выселить из пункта временного размещения в детском лагере. От вице-губернатора Архипова они узнали, что мэрия выделила 15 млн рублей на пополнение маневренного фонда – 100 квартир. Региональный чиновник посоветовал написать заявления на предоставление такого жилья.
Фото: ФедералПресс / Анастасия Куликовских
Лесные пожары в России