Петербургский Обуховский завод, которому уже более полутора века, это практически город в городе: на предприятии работает около восьми тысяч человек, а по его территории курсируют автобусы, здесь дежурит отряд Росгвардии, есть свой медицинский центр, много столовых, большой многоэтажный паркинг и своя футбольная команда. В этом, 2023 году заводу исполняется 160 лет. «ФедералПресс» побывал на предприятии и узнал, как развивается и чем живет старинный завод в наши дни.
Что находится на территории построенного в ХIХ веке завода
На рабочей окраине Петербурга, неподалеку от нынешней станции метро «Пролетарская» начинается территория исторического Обуховского завода. С проспекта Обуховской Обороны его сразу и не увидишь. Главная проходная расположилась за зданием торгового комплекса, которое, впрочем, тоже раньше принадлежало заводу.
Новое четырехэтажное строение с большими длинными окнами, украшенное белыми полуколоннами, контрастирует с фоном дореволюционных и советских построек. Как «ФедералПресс» объяснили представители предприятия, здание построили с нуля совсем недавно – в 2019 году.
Обуховский сталелитейный завод обязан своим появлением металлургу Павлу Обухову, промышленнику Николаю Путилову и купцу Сергею Кудрявцеву. После поражения в Крымской войне возникла необходимость перевооружать российскую армию. Александр II выделил инициаторам строительства производства часть земли бывшей Императорской Александровской мануфактуры. Предприятие возвели в 1863 году. Именно эта дата и запечатлена над входом на главную проходную. Напротив парадного здания возвышается памятник создателю завода, инженеру Павлу Обухову.
В 1922 году Обуховский завод был переименован в Петроградский орудийный оптический и Сталелитейный завод «Большевик». Прежнее название к нему вернулось лишь через 70 лет, в 1992 году.
На современной проходной завода строгий досмотр, как в аэропорту. Прежде чем попасть на территорию предприятия, нужно показать охраннику документы и содержимое сумки или пропустить свою ношу через ленту.
Попадая на территорию, мы будто оказываемся в другом городе. Перед нами предстают старые и новые производственные помещения, широкая асфальтовая дорога с пешеходным переходом, по которой курсируют пассажирские автобусы. Они перевозят рабочих по территории большого предприятия. Утренние рейсы совершаются с периодичностью 5–7 минут, а в течение дня автобус появляется у проходной каждые 15 минут. Еще бы, на заводе работает около восьми тысяч человек, а десятки производственных корпусов растянулись до Вантового моста – на 1,5 км. Пешком это расстояние можно преодолеть примерно минут за 25.
Много зданий внутри комплекса построены с нуля, так как большинство старых зданий были непригодны для новых условий производства. Остались и старые постройки. Например, рядом с проходной мы видим длинное желтое здание центральной заводской лаборатории. Оно не используется.
Руководство завода бережно относится к историческому наследию. Например, на территории предприятия можно увидеть старинную отреставрированную водонапорную башню. Кроме того, рядом с ней обустроен музей. Его может посетить любой человек – есть парадный вход с проспекта. Раньше в этом здании располагалась амбулатория завода.
За Вантовым мостом находится реконструированный спортивный комплекс «Алмаз-Антей». У Обуховского завода есть целый футбольный детско-юношеский клуб. Он существует уже восемь лет и успешно участвует в Высшей лиге Петербурга.
Что происходит в цеху
Производство встречает шумом, состоящим из многочисленных гудящих станков, подъемников, скрежета металла. В этом цеху налажено производство гидроцилиндров, которые используются в самосвалах, экскаваторах, пусковых установках ракет, а также ими оборудуют разводные мосты Петербурга.
На полу цеха, на деревянных подставках, лежат заготовки для производства гидроцилиндров разного диаметра. Рядом находятся станки, благодаря которым и происходит обработка материала.
Работа кипит. Каждый занят своим делом у оборудования. Например, за одним станком вытачивают заготовки разных размеров, за другими – сверлят отверстия в сплошных цилиндрах, за третьими – доводят внутреннюю высверленную поверхность изделия до зеркального блеска, за четвертыми – зачищают и калибруют резьбу, убирают заусенцы.
Воздушное пространство завода – от пола до высоких потолков – тоже задействовано. Над рабочими то и дело проплывают связки с заготовками. Чтобы переместить тяжелые цилиндры от одного оборудования до другого, используют кран. Крановщики расположились в своих кабинках над всем производством. Они по команде поднимают связки с тяжелыми изделиями и едут с этими «пучками» по верху, как по рельсам.
«Что-то типа розыска» – золотые кадры Обуховского завода
Завод славится своими кадрами. Один из них – опытный инженер Борис Ходин, который работает на предприятии уже почти полвека. На завод он пришел в 1975 году, сразу после окончания Военмеха.
«Мой прадед, оба деда и родители здесь работали, потом и супруга сюда пришла. Прадед сюда устроился еще до революции. Они жили недалеко – в деревне Мурзинка, которая располагалась между нынешними станциями метро «Обухово» и «Рыбацкое», – рассказал он «ФедералПресс».
Ходин занимался проектированием сложных конструкций и быстро продвинулся по служебной лестнице, став ведущим конструктором. Среди его изобретений прочный штаговый нефтяной насос, который уходит 2–3 км в длину.
«Самое страшное, когда такой насос выходит из строя, то есть оттуда доставать, заменять, а иногда и скважину приходилось глушить. Наши насосы были хромированными и покрывались алмазной крошкой. Я сделал для этого станок, который обрабатывал до хрома, после хрома. Такого в мире станка еще не было», – объяснил инженер.
Сейчас Борис Ходин – системный инженер по качеству. Он следит за тем, чтобы на производстве не было брака. Если таковой и происходит, то в его обязанностях – понять, можно ли восстановить деталь или ее нужно отбраковать и делать новую. Также в его обязанности входит узнать, почему была совершена та или иная ошибка, чтобы не совершить дальнейших промахов и остановить брак.
Как объяснил специалист, на заводе есть требования к размерам, к поверхности изделия. Когда детали получаются не соответствующими требованиям конструкторской документации, то его, Ходина, приглашают, чтобы решить проблему.
«Очень часто бывает, что непонятно, кто виноват, почему так получилось. Работа напоминает розыск. Бывает по-разному. Человеческий фактор никто не отменял. Как правило, работник может совершать порядка 7 % ошибок, если меньше, то это хороший специалист», – рассказал Ходин.
Работу Бориса Ходина отметил губернатор Петербурга Александр Беглов во время годового отчета. «Как он сказал, конструктор от Бога. Я бы его поправил, что я – конструктор от родителей, а не от Бога, потому что у меня родители конструкторы», – сообщил Ходин, который побывал на ежегодном отчете градоначальника.
Фото: ФедералПресс /Татьяна Буторина
Эксклюзивы «ФедералПресс»