На протяжении последних 50 лет Владивосток тесно связан с модой. Несмотря на то что первая коллекция одежды была создана только в 90-е годы, уникальный стиль появился немного раньше. Сегодня уникальные проекты создают современные дизайнеры, однако их имена не всегда известны даже местным жителям. На площадке форума «Российская креативная неделя» эксперты обсудили, с какими трудностями столкнулась мода Дальнего Востока. Есть ли решение у этих проблем – разбираемся в материале «ФедералПресс».
Первый модный опыт
Первое упоминание о моде и Владивостоке уходит еще в 70-е годы, именно тогда впервые дальневосточники узнали о европейской моде, которую начал прививать европейский состав горожан. Позже в столице Приморья начали появляться сети ателье, индивидуальный пошив стал хорошим тоном. Следом появился и запрос на проведение модных показов, которые проходили каждую субботу.
В 80-х во Владивостоке появился первый модный дом, а в 90-е – первое модельное агентство, которое работало как полноценный бизнес с регулярными гастролями по Азии.
В 1997 году Владивосток потрясла «Юпитаза» – уникальная коллекция одежды из рыбьей кожи. Показ прошел в музее «Артэтаж». Позже коллекция уехала в Европу, где имела огромный успех.
Сегодня местная мода переживает не лучшие времена. Во Владивостоке есть магазины с местными брендами одежды, проходят модные показы, но выйти за пределы Приморья получается не у всех.
Ранее сюда съезжались известные дизайнеры со всей России, чтобы посетить театр моды «Пигмалион», где свою одежду представляли не только местные производители, но и дизайнеры из Китая, Японии и Южной Кореи. Участвовали в «модных соревнованиях» и студенты. Сегодня театр моды закрыт, а созданная одежда пылится в пакетах.
«Нам необходимо осознать весь этот опыт. Я очень надеюсь, что во Владивостоке будет модный пласт. Необходимо прийти к осмыслению, что показывают дизайнеры. Важен и высокий уровень вкуса людей, которые создают эти коллекции», – отметила Светлана Руснак, заместитель директора Приморской государственной картинной галереи.
Генеральный директор компании «Технологии развития», исполнительный директор Акселератора роста малого бизнеса, эксперт московского Центра экономики и инфраструктуры Сергей Ситников отметил, что у Владивостока должна появиться своя коллаборация, которая даст объемы производства в области эстетики и моделирования.
Приморские дизайнеры ищут выход из ситуации
Основатель международного бренда готовых выкроек одежды Vikisews Виктория Ракуса рассказала, что в основном Владивостоке трудятся «маленькие» дизайнеры. Сложность в создании коллекций связана с отсутствием помощи государства.
«В Китае есть высокая плотность спроса и рынок, а у нас этого рынка нет – это беда. Если государство не подключится и не предоставит субсидии на налоги и производственные расходы, мы никогда не придем к результату. Я на уровне интуиции понимаю, что у нас есть что показать, у нас есть невероятные дизайнеры. Если эти пункты будут учтены, то это даст невероятный толчок развитию моды на Дальнем Востоке и во Владивостоке», – отметила Виктория.
Она также добавила, что на своем опыте несколько лет назад столкнулась с кадровым голодом в Китае и длинным циклом производства лекал, работа занимала два месяца, для создания коллекции это оказалось долгим.
«Мы начали думать, как это ускорять. Стали внедрять программы, которые позволяют нам делать виртуальные примерки, и это мне помогло сэкономить 15 %, а это дополнительная прибыль. Моду во Владивостоке делают «маленькие» дизайнеры, поэтому очень важно экономить даже на этом уровне», – отметила дизайнер.
В прошлом году во Владивостоке стартовал модный проект «Калина ProFashion», где новая концепция для торгового бизнеса POP-ART STORE объединила в себе множество локальных производств на одной площадке. Уникальное модное пространство было разработано в рамках проекта «Киберателье и креативные индустрии», который направлен на формирование во Владивостоке инфраструктурного креативно-технологического кластера. Он должен стать международным центром притяжения талантливых дизайнеров, специалистов IT-индустрии и создателей мультимедийного контента.
«Fashion живет за счет денег покупателей, и если продукт, бренд, марка не отвечает интересам покупателя, то и денег никто не получит. Мы приняли решение, что должны предложить что-то нашему рынку именно в части представления локального дизайнера. Из опыта могу сказать, что нам не хватает некой единой структуры», – рассказала директор по маркетингу ТВК «Калина Молл», эксперт в торговом маркетинге, управлении торговой марки компании из Владивостока +B58 Светлана Бобрикова.
Она отметила, что обратная связь от жителей и гостей города бывает разной. Если аудитория не до конца понимает концепцию дизайнеров, воодушевление у модельеров от покупателей проходит довольно быстро.
«Сейчас каждый участник этой отрасли должен четко отдать себе отчет, что именно ему бы хотелось получить на выходе», – отметила Бобрикова.
Маркетолог добавила, что у дизайнеров должна быть своя стратегия. Им необходимо проанализировать свою историю: почему люди должны покупать их бренд и почему должны понимать, что купленная вещь произведена во Владивостоке.
Фото: ФедералПресс/ Полина Зиновьева
Эксклюзивы «ФедералПресс»