Top.Mail.Ru
Происшествия
Челябинская область
0

«Роковое стечение обстоятельств»: 35 лет назад произошла крупнейшая в России железнодорожная катастрофа

Транссибирская магистраль в 1989 году
В ашинской катастрофе погибло много детей

Крупнейшая в истории России железнодорожная катастрофа случилась 4 июня 1989 года возле Аши Челябинской области. В момент прохождения двух встречных поездов произошел хлопок газа. Погибли около 600 человек: точное число жертв неизвестно до сих пор. Обстоятельства трагедии вспоминает «ФедералПресс».

Люди гибли в вагонах

Июнь 1989 года стал «черным» для россиян. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск произошел мощный взрыв газа, образовавшегося в связи с аварией на проходившем рядом трубопроводе. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от инженерно-технического сооружения проходила Транссибирская магистраль, в 11 километрах от станции Аша. Вспыхнул гигантский пожар. Горели вагоны с людьми, пламя охватило всю прилегающую территорию. Погибло не менее 575 человек, в том числе свыше 180 детей. Среди ребят – воспитанники челябинской юниорской команды «Трактор-73».

«Когда мы облетали место аварии, было такое впечатление, что напалм какой-то прошел. От деревьев остались черные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки. Вагоны были разбросаны, раскиданы… Надо же такому случиться: поезд, который шел из Новосибирска, на 7 минут опаздывал. Пройди он вовремя или встреться они в другом месте – ничего бы не случилось. Трагедия в чем: в момент встречи от торможения одного из составов прошла искра, там в низине скопился газ и произошел мгновенный взрыв. Рок есть рок. И безалаберность наша, конечно…» – отмечал первый заместитель начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги в 1989 году Алексей Годок.

«Шанса выжить у ребят не было»

Теперь уже бывший следователь Владимир Добрынин, который в то время работал на месте происшествия, отмечал в интервью «ФедералПресс», что люди сходили с ума от боли и ужаса. Были и пострадавшие с внутренними ожогами. Жизнь этих людей длилась 10–13 дней. То есть человек мог ходить, есть, курить, но следователи знали, что скоро он умрет. Врачи помогали составлять списки тех, кого опросить надо срочно, иначе станет поздно. Первыми опрашивали людей, которые умрут, например, через 10 дней.

В страшной аварии погибло много школьников из Челябинска.

«Я училась в школе № 107, той самой, старшеклассники которой погибли в ашинской катастрофе. 45 человек – помню их черно-белые фотографии на стенах нашего школьного музея. Я часто и подолгу вглядывалась в эти лица, ну невозможно было поверить, что их уже нет. Даже спустя годы, говоря об этой ужасной трагедии, все учителя понижали голос до шепота. Погибшие ребята в основном были хоккеистами, их 9-й «Г» называли спортивным классом. Талантливые, перспективные, все для них закончилось в ту кошмарную ночь 4 июня. Мальчишки ехали в «нулевом» вагоне, который прицепили в конец состава. Именно он попал в эпицентр взрыва, и даже шанса выжить у многих ребят не было», – рассказала «ФедералПресс» выпускница челябинской школы № 107 Ирина Меньшикова.

При этом собеседники агентства отмечают, что власти в то время сработали достаточно оперативно для опознания тел погибших.

«К месту трагедии была мгновенно обеспечена доставка всех родственников. Закрывали движение и со стороны Вязовой, и со стороны Златоуста. Все было организовано очень четко, никто не стал ничего скрывать. Хотя район горный, но все сделали максимально быстро, особенно по тем временам», – сказал бывший машинист ЮУЖД.

Причины аварии

По некоторым оценкам, мощность взрыва могла доходить до 12 килотонн в тротиловом эквиваленте, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн). Длина фронта пламени составила 1,5–2 километра. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва превысил 1000 °C.

По одной из версий, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2–3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

Другими причинами детонации газа называли случайную искру из-под пантографа одного из локомотивов либо выкинутый из окна пассажиром или машинистом одного из поездов непогашенный окурок.

«Однозначного ответа на вопрос о причинах трагедии нет до сих пор. То, что встретились одновременно два пассажирских поезда, казалось бы, рядовая ситуация. А то, что рвануло именно в этот момент – тайна, покрытая мраком. Свою роль сыграли погодные условия. Ветра не было, и газ скопился в этой низине и «застрял». Нужен был ветер, который разогнал бы газ. И цепочка таких трагичных случайностей и привела к катастрофе. Но что-то послужило детонатором к этому взрыву. Сочеталось все: и безветрие, и то, что газ осел, и поезда встретились именно в этом месте. Роковое стечение обстоятельств», – прокомментировал «ФедералПресс» бывший машинист ЮУЖД.

Но в трагедии все-таки виноваты газовики, считает он.

Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как покалечила судьбы сотен людей железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе.

Фото: РИА Новости / Сергей Титов

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.