Цифровая эпоха формирует новые правила человеческого сообщества. В начале прошлого века дамам неприлично было выходить на улицу без шляпки и перчаток. Сегодня дурной тон – смотреть в телефон, а не в глаза собеседнику. Свои коррективы в формирование правил цифрового этикета внесла эпидемия ковида, когда все оказались на удаленке и стали больше общаться в Сети. Стоит ли писать по рабочим вопросам после девяти вечера и отправлять в мессенджерах картинки с котиками, выяснял «ФедералПресс».
Как психологически правильно общаться в Сети
Центральное правило – соблюдение личных границ. Это работает в реале и виртуальном пространстве. Правила смарт-этикета так или иначе отталкиваются от соблюдения психологических границ между собственным «я» и остальным миром. Людям, как правило, не нравится, когда берут без спросу его телефон, читают приватную переписку или заглядывают в экран.
«Практику стоило бы использовать всем воспитанным людям, когда рядом кто-то ковыряется в своем гаджете. Демонстративно не смотреть на экран, если вас, конечно, не попросили об обратном»», – пишет в своем телеграм-канале автор книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете» Ольга Лукинова.
Лукинова со ссылкой на психолога коротко сформулировала по пунктам соблюдение личных границ:
1. Определите свои правила, сообщите о них коллегам и клиентам.
2. Разделите каналы для личного общения и для работы.
3. Отключайте уведомления за час до сна.
4. Не отвечайте, если сообщение вызвало сильные чувства или хотя бы сделайте паузу.
Как повысить уровень доверия в рабочем чате
Что касается делового общения в Сети, то значительные изменения в негласный свод правил внесла эпидемия ковида. В 2020 году люди начали больше общаться по видеосвязи и мессенджерах. Например, в рабочие чаты на мягких лапках вкрались котики, ранее бывшие под негласным запретом. Человеческое сообщество решило, что это снижает стресс. В целом удаленная работа сформировала свои правила общения.
Команда «Вконтакте», имеющая большой опыт удаленной работы, опубликовала советы, как повысить эффективность общения онлайн.
1. Реагируйте. Чтобы не оставлять собеседника в подвешенном состоянии, в любой форме дайте собеседнику понять: «Понял, принял, приступаю!»
2. Уточняйте. Используйте фразы: «Я правильно понимаю, что…» и «Мой вопрос может показаться глупым, но я все-таки уточню».
3. Задавайте вопросы со ссылками. Так все участники виртуальной беседы экономят время и упрощают жизнь.
4. Канал коммуникации выбирайте от цели беседы. Если надо пустить в ход силу убеждения и обаяния, то лучше использовать видео.
5. Добавьте немного флуда. Уровень доверия в группе растет после неформального общения в виртуальной «курилке». Люди вдруг оказываются живыми личностями с чувством юмора.
Как этично использовать смартфон, мессенджеры и соцсети
Правила цифрового этикета динамично меняются. Но есть общие моменты, которые остаются неизменными в разное время в разных странах.
Смартфон
1. Убирайте гаджет во время еды, тем более во время деловых и дружеских завтраков, обедов и ужинов.
2. Выключайте громкую связь в публичных местах.
3. Сосредоточьтесь на собеседнике, а не телефоне. Если ждете важного звонка или сообщения, то предупредите.
Мессенджеры
Большинство людей воспринимают мессенджеры как личное пространство. Если это не рабочий чат, то рекомендуется спрашивать разрешение. Не все готовы афишировать свой личный мобильный номер и что у них изображено на аватарке.
1. Писать сообщения рекомендуется в промежутке с 9 утра до 21 часа. Максимум до 22 по местному времени.
2. Голосовые сообщения отправляйте только по договоренности с собеседником.
3. Не орите капслоком. Используйте написание слов большими буквами как можно реже. Иначе в виртуальном сообществе это воспринимается как крик.
4. Перечитывайте текст перед отправкой. Проклятый авторедактор и спешка могут исказить смысл сообщения.
Соцсети
Ольга Лукинова рекомендует использовать принцип «информационной симметрии». Прежде чем написать малознакомому или незнакомому человеку в соцсетях, на которого подписаны и давно читаете его посты, сообщите ему информацию о себе. Это сбалансирует информацию друг о друге.
1. Разделяйте личное и публичное. Интернет помнит все, и любая информация в соцсетях может быть использована против нас.
2. Делайте фактчекинг. Проверяйте то, что публикуете у себя на страничке.
3. Следите за сохранением чужих цифровых границ. Спросите разрешения, чтобы добавить малознакомых людей в тематические группы. Перед публикацией у себя чужих фото тоже лучше спросить разрешения.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Алена Людвиг