Последняя масштабная волна эмиграции изменила жизнь не только внутри России, но и во всех странах, куда отправились переселенцы. Об этом говорят данные независимого исследования, которое провела социологическая компания «Платформа», опросив около 1,5 тысячи респондентов.
Русский язык сохраняет «границы бывшего СССР»
По официальным данным Росстата, с момента начала специальной военной операции Россию покинули около 1,5 млн человек. По неофициальным, таких граждан может быть в 3–4 раза больше, поскольку не все окончательно определились с выбором и официально разорвали все связующие нити.
«Исторический опыт позволяет разным поколениям жителей стран ближнего зарубежья разделять единство ценностей с российскими мигрантами последней волны. Но наиболее дружелюбно к людям другой культуры настроена молодежь», – приводит данные исследования «Платформа».
Как отмечают социологи, при выборе будущего места жительства одним из основных факторов является языковая среда. Именно в восточно-азиатских республиках бывшего СССР до сих пор активно пользуются и поддерживают русский язык, как и культурно-экономические связи с Россией. Туда, а также в другие бывшие республики с начала СВО начали массово уезжать россияне.
«Прирост российских мигрантов последней волны особенно явно заметили жители Грузии (92 %) и Армении (82 %). По оценке населения этих стран, новоприбывшие настроены скорее на продолжительное пребывание. При этом если жители Армении видят пользу от прибывающих из России, то представители Грузии чаще настроены более критично в своих ожиданиях от данной аудитории», – констатирует социологическая компания «Платформа».
Вопреки негативному восприятию мигрирующих россиян, жители Грузии видят пользу от их присутствия в качестве туристов (35 %).
«Граждане России привлекательны как гости страны, но как потенциальные жители создают риск удорожания стоимости жизни. Жители Армении видят экономическую выгоду от мигрантов: благодаря россиянам развивается малый бизнес (41 %), что, вероятно, компенсирует в глазах опрошенных повышение цен на жилье (44 %)», – поясняют исследователи.
Как заграница встретила наших людей
В целом данные социологического исследования показывают, что в ближнем зарубежье россиян встретили позитивно. Эмиграция может сыграть на руку национальным экономикам.
«На уровне ассоциаций «русские» чаще описываются позитивными характеристиками. Второй по объему является группа ассоциаций, связанная с восприятием не столько самих людей, сколько в целом со страной, ее культурой. В целом жители исследуемых стран склонны считать, что мигранты или принесут пользу (39 %), или никак не повлияют на жизнь (40 %)», – сообщает «Платформа».
Среди основных ожидаемых выгод – рост высококвалифицированных специалистов. Также за рубежом надеются, что прирост эмигрантов повысит спрос на местных работников, особенно из сферы услуг, которая будет расширяться.
Некоторые респонденты как негативные моменты изменения жизни в их странах отметили рост цен и ужесточение конкуренции за рабочие места.
Русский – это по-прежнему хороший
- Понятие «русский» по-прежнему вызывает положительные асоциации в странах, которые ранее были восточными республиками СССР.
- Чаще других положительные ассоциации называли жители Беларуси, Узбекистана и Казахстана, сообщают исследователи.
- Русских наши бывшие сограждане характеризуют такими словами, как «друзья», «добрые», «открытые», «мудрые», «надежные», «стойкие», «смелые», «гордые», «соседи».
- В негативных ответах лидирует определение «алкоголики». Также русских характеризуют как «высокомерных, националистов, агрессивных и бедных».
Мнение мигрантов
Страны ближнего зарубежья воспринимаются мигрантами из России подходящими для длительного проживания – там потенциально проще адаптироваться. По данным проведенного исследования, в странах-побратимах чувствуют себя своими 54 % наших сограждан, остальные (46 %) ощущают себя чужими в новой стране.
«Российские мигранты настроены более доброжелательно к жителям принимающих стран, склонны видеть большую схожесть с ними. Новая волна миграции – преимущественно политически активная молодежь, у которых, возможно, в кругу знакомых есть разделяющая с ними одни ценности молодежь ближнего зарубежья. От этого духовная и социальная близость для них может ощущаться теснее», – делает выводы социологическая компания «Платформа».
Ранее «ФедералПресс» сообщал, к чему готовиться российским туристам.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева