Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Учиться и еще раз учиться теперь не получится: что заменит в челябинских вузах Болонскую систему

Выпускник
Некоторые вузы действительно смогут отказаться от магистратуры и бакалавриата в пользу специалитета

Российские вузы могут вернуться к специалитету вместо действующей ныне Болонской системы. Одной из особенностей европейской системы образования является разделение обучения на ступени – бакалавриат и магистратуру. При этом студент может выбрать следующей ступенью образование в другой стране. Теперь эта и другие двери перед молодежью закрываются. Нынешние бакалавры задаются вопросом о том, как повышать квалификацию, если магистратура может исчезнуть. Политолог и доцент кафедры ЧелГУ Иван Нохрин не теряет надежду на то, что все останется как есть.

«Теоретическая подготовка в магистратуре значительно превосходит специалитет и часто является уникальной образовательной программой, в которую вуз вкладывает свои лучшие кадры и возможности. Хочется надеятся, что магистратура как ступень образования останется в нашей стране», – рассказал «ФедералПресс» политолог, доцент кафедры политических наук и международных отношений ЧелГУ Иван Нохрин.

Эксперт уверяет, что на нынешнем этапе любые новые конъюнктурные реформы в образовании приведут только к ухудшению его качества, «дальнейшей фрустрации преподавателей», дезориентации студентов, их родителей и общественности.

Министр образования Валерий Фальков подчеркнул, что некоторые вузы действительно смогут отказаться от магистратуры и бакалавриата в пользу «нашего исторического» специалитета. Кроме этого, студенту могут запретить поступать на категорически другую специальность: инженер больше не сможет пойти на лекции по основам журналистики, чтобы стать дипломированной акулой пера.

Между тем, президент РФ Владимир Путин подписал указ о пилотном проекте в системе высшего образования. Он вступил в силу уже в 2023 году.

Некоторые российские вузы уже меняют систему образования в экспериментальном формате. В них внедрено базовое основное образование. Магистратура возможна в качестве углубленного обучения по выбранному ранее направлению.

46bae0f4d54a02e4b503f67e49eb0d38.jpg

В эксперименте участвуют МАИ, МИСИС и МПГУ и другие. Окончательный переход на систему специалитета планируется завершить к 2025 году.

Болонской системы не было в России никогда

Болонской системы как таковой в России никогда и не было. Ее главным отличительным свойством является не бакалавриат и магистратура – эта двухуровневая система образования появилась еще в XIX веке и не связана напрямую с Болонским процессом.

Центральная идея Болонской системы – это возможность студентов свободно выбирать содержание получаемого образования, например, тот или иной учебный курс, специализацию, образовательную траекторию или даже вуз. В идеале, Болонская система предполагает, что студент может полностью «настроить» получаемое образование под свои индивидуальные потребности без потери качества. В том числе даже поучиться в нескольких вузах или сосредоточиться на какой-то узкой профессиональной области, например, изучении Афганистана, его языка, истории, культуры, политики. В России это крайне сложно, считает эксперт.

Если кто-то хочет изучать язык, он должен идти на факультет лингвистики, историю – на исторический факультет, политику – на факультет международных отношений. Причем такому студенту невозможно будет сконцентрироваться именно на Афганистане, ему придется слушать массу других курсов, порой никак не связанных с его интересами и потребностями.

ed7c200ae6919e51fd6e1b6039c08e59.jpg

Эта главная цель Болонской системы достигается за счет возможности студентов выбирать те дисциплины, проекты и другие формы образовательной деятельности, которые ему интересны, и не выбирать те, которые для него не актуальны. В России же по сей день студент мало что может выбирать.

Содержание образования диктуется ему министерством и вузами. Конечно, каждый университет предлагает немного разное «меню» из дисциплин и специализаций, но студенты не могут свободно выбирать свою траекторию, например, брать курсы с других факультетов или отказываться от дисциплин, которые считают для себя неактуальными. Например, все обязаны ходить на физкультуру, и даже если кто-то ходит каждый день в спортзал, то он все равно не может отказаться от занятий по физкультуре в университете.

Иными словами, выбирать индивидуальную образовательную траекторию студенты в России как не могли, так и не смогут. Отдельный вопрос, хорошо это или плохо, но именно в этом и состоит Болонская система, и этого у нас никогда не было и нет.

Бакалавриат – неполное высшее?

Студентам нередко приходилось слышать фразу от родителей, от некоторых работодателей и даже от преподавателей о том, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. Иван Нохрин категорически не согласен.

Любой диплом бакалавра – это документ о высшем образовании. Его статус закреплен в федеральном законодательстве, и невозможно представить, почему и для чего этот статус могут понизить до «неполного высшего».

Степень бакалавра – это законченное и полное образование: «Да, это лишь первая ступень, но тем не менее диплом свидетельствует о том, что человек ее полностью освоил».

Также по неизвестной причине пытаются занизить квалификацию бакалавров и политики. Эксперт уверяет, что это делается в попытках завоевать дешевую популярность «огульной критикой всего, что попадается под руку в духе «раньше деревья были выше и трава зеленее».

По мнению Ивана Нохрина, бакалавриат очень удобен именно как первая ступень образования. Никто не говорит, что знаний, полученных на этой ступени, достаточно для любой работы, но их вполне хватит для начала любой карьеры, особенно с низовых должностей, подчеркивает политолог.

Все устали от реформ

Эксперт уверяет, что постоянные реформы в системе образования в угоду политической конъюнктуре мешает главному, тому, ради чего и нужны вузы: «Работе со студентами, научным исследованиям, обмену опытом между теоретиками и практиками». Иван Нохрин уверяет, что на постоянную борьбу и попытки что-то поменять тратится слишком много энергии.

Дело не в системе образования, а в ресурсах. Историк считает, что любая школа будет хороша, если ее организуют профессионалы своего дела. Да еще если существует необходимая материальная база, если зарплаты преподавателей позволяют им сосредоточиться на обучении студентов, а «не искать по пять подработок в попытке обеспечить себе достойное существование».

Ранее «ФедералПресс» писал о том, что отмена ЕГЭ в России не обсуждается в связи с выходом из Болонской системы.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.